Статьи

Все начинается с учителя

Старинное село Большое Рыбушкино, расположенное в Краснооктябрьском районе Нижегородской области, хорошо известно во всем татарском мире. Побывать здесь неспешно, основательно – подлинная удача, позволяющая познакомиться с укладом, обычаями, особым духом татарской Нижегородчины, проникнуться красотой степного разнотравья или побывать на земляничном поле. А еще здесь можно напитаться энергией, буквально зарядиться жизнелюбием, ведь рыбушкинцы исстари славились своей предприимчивостью, зажиточностью, умением преодолевать различные обстоятельства и находить преимущества в любую эпоху. Пассионарность местных татар, переселившихся на вольные степи из Мещеры, лесного Кадомского края (не случайно, самоназвание Малого Рыбушкино – Аджа-аул, напоминает о селе Азеево, ныне расположенном на востоке Рязанской области), проявлялась и в старой России, и после коллективизации, но подлинного расцвета достигла в постсоветскую эпоху, когда местные жители воспользовались всеми преимуществами рыночной экономики. Свидетельство этому – особый облик колоритных сельских улиц с основательными кирпичными домами, часто напоминающими особняки, выстроенными и уже москвичами, и остающимися круглый год на своей родной земле и ведущими хозяйство.

Рыбушкино рано приобщилось к капиталистическим отношениям, прошедшая через уездный Сергач железная дорога стимулировала отходничество и постепенное оседание многочисленных выходцев в Москве. Знакомясь с сухими статистическими сведениями даже представить трудно, насколько населены были татарские села Нижегородской и Симбирской губерний, что по существу определили демографию московской татарской общины начиная со второй половины XIX века. У подавляющего большинства московских татар – полностью или частично нижегородские корни, многие семьи уже в нескольких поколениях живут в мегаполисе, но не иссекают, продолжают жизнь благодатные родовые села.

Когда приезжаешь в Большое или Малое Рыбушкино (а эти села, расположенные рядом, тесно взаимосвязанные, обладают и определенной обособленностью), сразу бросаются в глаза несколько признаков успешного татарского поселения. В первую очередь – религиозность, следование вере, мусульманским нормам повседневной жизни, всегда отличавшие наших соотечественников в этом крае. Намазы в рыбушкинских мечетях всегда собирают множество людей, включая молодежь – традиции здесь никогда не прерывались, и на коллективных молитвах можно увидеть людей разных поколений. Кстати, для Малого Рыбушкино характерен и редкий пример сохранения в советское время действующей мечети, возрожденной в 1948 году, на волне послаблений по отношению к религии. Именно в этой старинной мечети два года назад прошло мероприятие под названием «Эжэ шэжэрэсе»: память сквозь века», посвящённое истории татар востока Рязанщины и их связям с рыбушкинцами, в котором мне с коллегой Ренатом Абяновым довелось принимать участие, рассказывая о книге «Тени Касимовского ханства». Особый молитвенный дух деревянной мечети сам собой настраивал на разговор о корнях и ветвях. Всего же с послевоенных лет в татарских деревнях Горьковской области стали действовать три мечети – кроме упомянутой - еще в селах Ендовище и Андреевка (о ней мы рассказывали в № 3, за 2023 год). Но и в других селах – в домах и в хозяйственных постройках на сельских кладбищах молитвы не прерывались, посты и праздники соблюдались, став основой масштабному возрождению мусульманской религиозности в 1990-е годы и массовому строительству мечетей.

Высокая духовность и знание бытовых реалий жизни, умение выстроить свой сельский мир, не забывая о вере и следуя ей, владение родным языком и активное использование его – в мечетях, на улице, в магазинах, желание сделать свою малую родину красивой и уютной всегда здесь сочетались с глубоким интересом к истории. Так было заведено, чему способствовала школа, местная интеллигенция, учителя, системно занимающиеся краеведением. Но в последние годы размах краеведческой работы сделал Большое Рыбушкино центром изучения истории татар Нижегородчины. И закономерно, что в основе всего – благородный труд учителя!

В эти осенние дни, совпадающие с Днем учителя, хочется рассказать о многогранной деятельности учителя истории, обществознания и права Больше-Рыбушкинской средней общеобразовательной школы имени А. С. Садекова Альфии Хайдяровны Мухаметжановой. Именно теплый, гостеприимный дом Наиль абзи и Альфии ханым стал для меня символом Рыбушкино, отсюда начала открываться современная жизнь татарских сел Нижегородской области.

«20 лет работы с детьми. Мало?! Но теперь я с радостным ожиданием встречи вхожу в класс и с улыбкой говорю: «Исэнмесез, балалар!» («Здравствуйте, дети!»). Я вижу милые, красивые, умные лица старшеклассников, озорные, смешливые глаза моих пятиклассников. Они всегда ждут, каким будет наше новое занятие. Это - большое счастье. Выбрав однажды профессию учителя, я ни разу не пожалела об этом». За прошедшее от написания этих строк время к педагогическому стажу Альфии Хайдяровны прибавился еще почти десяток лет, а всегда увлекавшая ее краеведческая работа обрела новые формы. Свою работу Альфия Хайдяровна проводит творчески, так повелось с первых учительских лет, чему способствовала и увлеченность, талант вести за собой, любовь к детям, без которой не может быть подлинного наставника, но и опыт обучения на историческом факультете одного из лучших вузов России – Горьковского (ныне Нижегородского) государственного педагогического университета. Разумеется, повлияла и атмосфера Больше-Рыбушкинской школы, где всегда берегли вековые традиции родного села.

Надо отметить, что изучение истории татар Нижегородской области началось ещё в 1990-е годы и связано это с именами Алимжана Орлова, Мансура Хафизова и других первопроходцев. Данное благородное дело особой тематической широты приобрела в трудах научной школы нижегородского историка Сергея Сенюткина – работах О. Н. Сенюткиной, Ю. Н. Гусевой. Колоссальное значение для систематизации истории Нижегородского края стали Фаизхановские чтения, деятельность Дамира хазрата Мухетдинова и его соратников. За прошедшие годы опубликованы как книги, посвященные конкретным татарским селам или выдающимся землякам, так и обобщающие монографии. Тема истории нижегородских татар – неисчерпаема! Так перспективным представляется этнографический аспект: изучение народной памяти, обрядов и традиций, микротопонимики. Есть еще и сакральный ландшафт, сохраняющий память о захоронениях, курганах, путях средневековых военных походов. Особого успеха достиг анализ метрических книг, позволяющий проследить и личные, семейные генеалогии, сделать многочисленные выводы об этнодемографических процессах, происходивших в татарской деревне в XIX-начале XX вв.

Всему должно быть продолжение. И работа Альфии Хайдяровны, ее учеников и единомышленников в школьном классе и за его пределами продолжает, развивает накопленное богатство нижегородского татарского краеведения. Поэтому не случайным стало активное включение опытного педагога и исследователя А. Х. Мухаметжановой в оформление татарского краеведческого движения Нижегородской области, организацию конференций – ведь именно подобные площадки позволяют обменяться наработками, новыми архивными изысканиями. Уже в этом году весной состоялась конференция в этнографическом музее села Медяна, а в середине лета в Большом Рыбушкино и Нижнем Новгороде прошли научные мероприятия, собравшие гостей из разных регионов России. Так, в селе Большое Рыбушкино прошла Региональная научно-практическая, историко-краеведческая конференция «Третий муфтий Российской империи, уроженец села Большое Рыбушкино Абдулвахид Сулейманов (1786-1862 гг.): жизнь, деятельность и его вклад в духовно-культурную жизнь татарского народа в России». А в Нижнем Новгороде прошла Всероссийская научно-практическая конференция «История татарских населённых пунктов бассейна рек Ока, Сура и Средняя Волга и изучение жизни и деятельности выдающихся деятелей татарского народа - уроженцев Нижегородской земли», в которой мне довелось участвовать. Тесное сотрудничество татарских краеведов Нижегородской области с их коллегами из Татарстана, с Обществом татарских краеведов РТ во главе с Альбертом Бурхановым позволило собрать большое число участников, познакомить гостей с нижегородскими селами. В рамках летних конференций состоялись участие в установке надгробного камня историку и просветителю Хусаину Фаизханову в селе Красная Горка (Сафаджай), возложение цветов к памятникам участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., деятелей татарской культуры Кави Наджми, Рашида Вагапова, Хайдара Бигичева в селе Уразовка Нижегородской области, встроить местное исследовательское движение в общий контекст изучения истории ареалов расселения татар.

Статьи Альфии Хайдяровны Мухаметжановой регулярно появляются в областной газете «Туган як», выходящей на татарском языке в Сергаче, ее доклады можно услышать на разных научных площадках, работы побеждают на конкурсах, например, областном проекте «Диалог поколений», посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. А совсем недавно вышла новая работа - созданный ею топонимический календарь с текстами по рыбушкинской истории и картинами на каждый месяц художника Амира Хамзина, напоминающий о различных уголках Большого и Малого Рыбушкино, о локальном (а также и литературном) произношении дней недели. Этот трогательный, с любовью подготовленный календарь на будущий 2024 год уже разошелся по домам жителей и московским квартирам выходцев.

Особая удача – начинать свой путь за школьной партой с таким учителем! Ведь именно учитель на селе приобщает к истории народа и всей нашей России, учит любить и ценить свою малую родину.



Нижегородская область - Москва