Статьи

Рядом с Джалилем

В дни 80-летия гибели Мусы Джалиля и его соратников по антифашистской борьбе вспоминаются люди, посвятившие подвигу наших героических соотечественников годы поисков и исследований. Среди них особо выделяются труды ташкентского журналиста и литературоведа Исхака Хусяиновича Забирова. По возрасту не успевший познакомиться с Джалилем, он словно всю свою творческую жизнь провел рядом с поэтом, сроднился с ним, с гордостью рассказывал о нем в печати и в своих выступлениях. Поэтому символичным представляется название его первой книги «Рядом с Джалилем», посвященной боевым товарищам поэта, которых называют «джалильцами», җәлилчеләр.

Он восстанавливал по крупицам хронологию подвига, круг друзей Мусы Джалиля – довоенных, и среди подпольщиков; обстоятельства его борьбы в логове врага. Каждый исследователь жизни и творчества Мусы Джалиля отличался своей интонацией, методологией поиска, в совокупности восполняя малоизвестные пробелы биографии легендарного поэта. Например, для московского историка-германиста Абдулхана Ахтамзяна (1930-2018) центральной темой стало нахождение и изучение немецких архивных документов, свидетельствующих о подрыве рейха, осуществленного советскими патриотами. Разумеется, в эти дни мы должны вспомнить заслуги Рафаэля Мустафина, Юрия Королькова, Роберта Бикмухаметова; стоявшего у истоков изучения подвига – Константина Симонова. Актуальным остается и художественное отображение образа Джалиля в романах татарских писателей Шайхи Маннура («Муса») и Абдурахмана Абсалямова («Плывут облака»). Вспоминаем мы и первого биографа поэта - Гази Кашшафа, которого Исхак Забиров считал своим учителем. Именно Гази Кашшаф стал научным руководителем его кандидатской диссертации, успешно защищенной в 1971 году в Московском областном педагогическом институте имени Н. К. Крупской на тему «Муса Джалиль и моабитская группа татарских поэтов».

Для Исхака Хусяиновича важным было максимально полно охватить круг знавших Джалиля до войны, брать интервью, ради которых он отправлялся в разные регионы Советского Союза и за рубеж. Например, в 1973 году во Фрунзе (нынешнем Бишкеке) он встретился со старшим братом Мусы Джалиля Ибрагимом Залиловым, связавшем свою судьбу со Средней Азией. Еще в начале 1920-х годов Ибрагим Мустафович добровольцем отправился на борьбу с басмачами, после установления советской власти осел в Бухарской области, а затем в городе Каттакурган близ Самарканда. В середине 1930-х годов он с семьей переехал в Киргизию, где, будучи историком, работал старшим преподавателем Киргизского государственного университета. Именно встреча Исхака Забирова с Ибрагимом Залиловым позволила плотно реконструировать многие обстоятельства детства Мусы в Оренбурге, куда семья перебралась из деревни в 1913 году, его учебу в медресе «Хусаиния», жизнь в годы Гражданской войны, когда Оренбуржье стало ареной ожесточенной борьбы между Красной армией и войсками атамана Дутова. Упомянул он и татарского поэта Ченекая, первым обратившим внимание на литературное дарование Мусы. Встречи с Ибрагимом Залиловым продолжались вплоть до 1977 года, а в 1979 старшего брата поэта не стало.

С младшей сестрой Хадичей Залиловой (1918-2000), жившей в Оренбурге, Исхака Забирова также связывали встречи, переписка. Он очень высоко ценил документальную книгу воспоминаний Хадичи Залиловой «О моем брате», изданную на татарском и русском языках. Об этой книге, и о драматичной судьбе Хадичи Мустафовны мы рассказывали на страницах нашей газеты (2019, № 2), особо отмечая московский период жизни поэта, запечатленный его сестрой. Московские, довоенные 12 лет жизни Джалиля, наиболее продуктивные в его короткой судьбе, наполненные постоянной творческой работой стали ключевой темой для Исхака Забирова. Он встречал в Москве 60-70-х годов старых татар-москвичей, помнивших Джалиля, знакомых с ним. В этом ему помогали и материалы, подготовленные композитором Латыфом Хамиди (1906-1983), уроженцем современного Кайбицкого района Татарстана, проведшем юность в Узбекистане, и ставшем одним из основоположников казахской профессиональной музыки, создателем известного «Казахского вальса». Свое профессиональное образование Хамиди получил в Москве, в том числе, в Татарской оперной студии при Московской консерватории, с которой тесна была связана в 30-е годы работа Мусы Джалиля. И жил Латыф Хамиди в Замоскворечье, близ Татарского рабочего клуба (Дома Асадуллаева), часто встречался с Джалилем, создавал с ним совместные песни. «Он хорошо разбирался в политических вопросах, был авторитетом для меня. Безмерно трудолюбивый, строгий к себе и к друзьям, одновременно был скромным, сдержанным, мягким и жизнерадостным человеком» - таким передал Исхаку Забирову Латыф Хамиди образ своего ровесника и друга.

Довоенные, московские сюжеты биографии Джалиля встречались Исхаку Забирову часто вдали от столицы – например, в Алма-Ате, где обрел свои дом и призвание Латыф Хамиди. Или в Ташкенте, от майора в отставке Рашида Айдарова, в 1925-29 гг. воспитывавшегося в татарском детском доме в Малом Татарском переулке. Айдаров упоминает о работе Джалиля с детдомовцами, приносившими ему свои робкие стихи, о выступлении Мусы в столовой детдома, когда ребята-сироты трогательно хлопали в ладоши любимому поэту и наставнику. Кстати, Рашид Айдаров вспоминает, что пионервожатым в детском доме в Замоскворечье тогда был Умяр Контюков, ставший в 1939-1948 гг. наркомом просвещения Татарской АССР.

Особой среди встреч, посвященных московской жизни Джалиля стали беседы Забирова с Аширой Сабитовной Катеевой (1906-1980), также как и Исхак Забиров, связанной со старинным татарским селом Усть-Уза Шемышейского района Пензенской области.

В 1915 году Ашира вместе с родителями переехала из деревни в Уфу, в 1923 году вступила в комсомол, впоследствии окончила Ленинградский педагогический институт им. Герцена. С 1936 года она жила в Москве, до войны училась еще и в Литературном институте. Ее мужем был известный в Башкирии публицист и писатель Шигаб Шагар (1904-1941). Война не только навсегда прервала учебу (и складывавшуюся литературную судьбу) Ашири Катеевой, но и муж ее трагически погиб по дороге на фронт.

Но в начале 1941 года еще ничего не предвещало беды. Именно об этом времени Ашира Сабитовна, знавшая Джалиля еще с 1930 года (как и Ахмеда Файзи, Махмуда Максуда, Латыфа Хамиди) рассказала Исхаку Забирову:

«В начале 1941 года в Московском татарском доме культуры состоялась читательская конференция, обсуждалась повесть Аделя Кутуя «Неотосланные письма». Шагар был основным докладчиком. Я написала стихотворение, посвященное Кутую, и прочла его в конце своего выступления. Было заранее решено, что после конференции мы пригласим Аделя Кутуя к себе на пельмени. Налепила пельменей и стала собирать на стол на троих. Но вот открылась дверь, и в прихожей я услышала множество веселых мужских голосов. Кроме Кутуя, Шагар пригласил Мусу Джалиля и Салиха Сайдашева. Я им очень обрадовалась.

Муса меня не узнал, ведь мы не виделись много лет. Вглядевшись в меня, Муса как-то по-юношески подпрыгнул и вскричал: «Ай да Шагар! Ну и удивил ты меня!». Затем он восторженно сказал: «Да, я читал ваши стихи в «Совет әдәбияты», «Азат хатын» и в «Пионер каляме». Это очень отрадно. Ведь женщин-поэтесс у нас мало, почти нет. Кроме Гиффат-туташ [Захиды Бурнашевой] никого».

В воспоминаниях Ашири Катеевой есть лиричный момент, когда после застолья с пельменями, под руководством Сайдашева, все хором пели «Зәңгәр шәл», «Майсаракай», а потом и тукаевский «Туган тел». Были в тот вечер еще и горячие перемячи, и разговоры о планировавшейся на лето 1941 года декаде татарской культуры, литературы и искусства в Москве; Джалиль рассказывал о своем либретто оперы «Алтынчәч». Гостей весело провожали до трамвайной остановки на углу Климентовского переулка и Новокузнецкой улицы. Остановка эта есть и сейчас.

Друзьям удалось увидеться еще – в конце апреля 1941 года, в Казани, в Доме печати на улице Баумана. Все были молодыми, увлеченными творчеством, новыми публикациями, намеченными премьерами. А через два месяца началась война.

Кого только не встречал, от кого не получал долгожданных писем Исхак Забиров! Он имел редкую возможность несколько раз побывать в ГДР, а в 1970 году встречал в Ташкенте известного восточногерманского публициста-антифашиста Леона Небенцаля, много лет занимавшегося поиском немецких архивных свидетельств о Джалиле. От одного человека к другому, от одной мемуарной реплики к другой – тщательно, бескорыстно вел свой поиск Исхак Хусяинович. От всех, кто был рядом с Джалилем получал он свидетельства, документы, фотографии. И сам Забиров стал символом татарской интеллигенции Ташкента. В Узбекистане в гостях у него бывал Гази Кашшаф, отношения с которым установились дружеские, родственные.

Все откликались на его просьбы, письма, соглашались на интервью. Среди них и дочь писателя Шарифа Камала, Зайнаб Шарифовна Байгильдиева, жившая в Казани, в здании музея-квартиры своего отца на улице Островского («Человечность была одной из неотъемлемых качеств Джалиля. Радость человека была его радостью, печаль друга – его печалью. Таким всегда был Джалиль»), и родственники джалильцев. Благодаря своим поискам, поездкам по республике Исхаку Забирову удалось восстановить многие факты биографий джалильцев Фуата Сайфульмулюкова и Гарифа Шабаева. Благодаря статье Забирова «Соратники Джалиля», опубликованной в газете «Вечерний Ташкент», откликнулась сестра Фуата Сайфульмулюкова Факия Хабибуллина, вскоре вышли на связь его мать и сестры, жившие в Бухаре. Сестра жила в Ташкенте, где родился в 1916 году и сам Фуат, учившийся в татарской школе в Казалинске, а в последующем – в Самаркандском институте народного хозяйства. До призыва в армию в 1940 году он работал в аппарате наркомата торговли Таджикской ССР в Душанбе. С Ташкентом был связан и другой соратник Джалиля Гариф Шабаев, родившейся в 1907 году в Уфимской губернии, но уже подростком с родителями переехавший в Узбекистан.

Оба они, оказавшись в плену, героически вели борьбу с нацизмом в составе группы Гайнана Курмашева, и были казнены в берлинской тюрьме Плётцензее в один день, 80 лет назад, 25 августа 1944 года…. Джалиля казнили пятым, время на точных немецких часах показывало 12:18. До краха рейха оставался неполный год.

Имена татарских подпольщиков высечены на барельефе у памятника Мусе Джалилю в Казани, но в книгах Исхака Забирова они предстают живыми, молодыми людьми. Сейчас повторить масштаб столь тщательного изыскания уже невозможно, давно ушли из жизни братья и сестры, жены героев-антифашистов. Поиски 60-70-х годов позволяют нам с документальной основательностью говорить об их биографиях.

А кем был сам Исхак Забиров?.. Из Ташкента, от дочери Исхака Забирова Галии Исхаковны пришли материалы: Он родился 28 июня 1928 года в Пензенской области. Окончил в Пензе школу и строительный техникум. В начале 1950-х годов Исхак Хусяинович приехал в Узбекистан по комсомольской путевке на строительство Каракумского канала. В Ташкенте Забиров окончил педагогический институт имени Низами, работал в обкоме профсоюза строителей. Уже с конца 50-х годов Исхак Хусяинович посвятил себя изучению жизни Мусы Джалиля, впоследствии поступил в аспирантуру, и в 1971 году защитил диссертацию под руководством Гази Кашшафа. О Джалиле и его соратниках Исхак Забиров опубликовал множество статей как в союзной, так и в республиканской периодической печати. Десятки передач, посвященных патриотическому подвигу выдающегося татарского поэта и его боевых соратников, прозвучали по центральному и узбекскому радио и телевидению. За многолетний самоотверженный исследовательский труд, за цикл статей-исследований о Мусе Джалиле и его товарищах по антифашистскому подполью в 1974 году кандидат филологических наук И. Х. Забиров был удостоен премии Союза журналистов Узбекистана. Умер Исхак Хусяинович 17 декабря 1992 года.

Небольшая книга «Рядом с Джалилем» вышла в Ташкенте, в издательстве «Ёш гвардия» в 1977 году. Ее экземпляры Исхак Хусяинович лично привозил в Казань, дарил своим московским родственникам. Незадолго до ухода из жизни, в 1990 году, он увидел второе издание своей работы, вышедшую в Казани книгу «Джалиль и джалильцы. Документальные очерки и этюды».

Книги о Мусе Джалиле и его соратниках оставили след Исхака Забирова на земле.