Камилла Исмагилова — первая выпускница Казанского хореографического училища, занявшая положение первой солистки в балетной труппе одного из лучших театров России — Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Это не единственная балетная компания в карьере Камиллы: она начинала в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, потом работала в Ростовском музыкальном театре, Астраханском театре оперы и балета. Развитие творческого пути этой танцовщицы свидетельствует о ее профессиональном азарте, смелости и доверии к себе.
— Камилла, когда и где вы впервые в своей жизни увидели балет?
— Первый спектакль, который я увидела? Это был балет Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Мне было года три или четыре. Как рассказывали мне потом родители, их одолевали сомнения: досижу ли я спокойно до конца спектакля? Но, видимо, настолько меня поразил, настолько заинтересовал этот балет, что мы все его досмотрели до конца. Все это происходило в Казани, в Татарском академическом театре оперы и балета имени Мусы Джалиля.
— Что было самым трудным, когда вы учились в Казанском хореографическом училище?
— Психологически не сломаться и сформировать здоровую самооценку — вот что было самым трудным. Мне кажется, уметь адекватно себя оценивать очень важно, потому что перекос как в ту, так и в другую сторону — это не очень хорошо. Если ты скатываешься в бесконечное самобичевание, если ты излишне самокритична, то развития в твоей работе не будет. Не будет творческого роста. И также не может быть какого-то творческого прорыва, если ты всем довольна. Важно найти баланс.
Должна быть здравая критика, здравая самооценка. Когда ты умеешь видеть хорошие свои стороны, но также видишь и недостатки и умело с ними обращаешься. Любую физическую усталость, любую физическую боль и нагрузку можно вынести, когда психологически ты здорова, то есть когда с психикой у тебя все в порядке. Но, безусловно, все трудности, которые встречались на моем пути, закалили и сформировали мой характер. В балете характер — это очень важно. Мне кажется, сильный характер – это, наверное, вообще основа нашей профессии. Это стержень.
— Когда вы учились, кто из уже известных на тот момент балерин и танцовщиков был вам особенно интересен?
— Мне повезло застать время, когда на балетный Нуриевский фестиваль, который проходил в Казани, в Татарский театр оперы и балета приглашали звезд мирового масштаба. Очень многих мы тогда видели, учились у них, вдохновлялись. На казанском фестивале танцевали Диана Вишнева, Светлана Захарова, Юргита Дронина, Анна Цыганкова, Мэтью Голдинг, Дмитрий Гуданов, Нина Капцова, Олеся Новикова, Леонид Сарафанов… Я не могу выделить кого-то одного, это была целая россыпь ярчайших звезд.
Когда я стала чуть старше, меня заинтересовала балерина Марианела Нуньес из Королевского балета Великобритании. К сожалению, на Нуриевский фестиваль она не приезжала. Ее творчеством и мастерством я вдохновлялась по видеозаписям.
— Камилла, бывают ли у выпускников хореографических училищ «встречи выпускников»?
— Наверное, бывают, точно я не знаю. Но с нашим курсом мы пока таких встреч не устраивали.
— Поддерживаете ли вы сегодня связь с теми, с кем вместе учились?
— Не могу сказать, что плотно с кем-то поддерживаю связь, но балетный мир довольно тесен, поэтому иногда бывает такое, что с кем-то мы встречаемся. Это необязательно мои одноклассники, это могут быть просто ребята, которые учились в Казанском хореографическом.
— На ваш взгляд, кого можно назвать самым успешным выпускником (выпускницей) Казанского хореографического училища за всю его недолгую историю?
— Казанское училище, действительно, пока не имеет такой длинной истории, как Академия имени Агриппины Вагановой в Санкт-Петербурге или Московская государственная академия хореографии. Поэтому, мне кажется, пока еще рано о таком говорить. Время покажет.
— Вы были стипендиатом фонда балерины Светланы Захаровой. Что это значит, можете рассказать подробнее?
— Фонд Светланы Захаровой оказывал материальную поддержку лучшим учащимся хореографических училищ России. Конечно, для нашего училища и для меня лично внимание этой выдающейся балерины было очень значимым. Это очень почетно, что из сотни детей тогда выбрали именно меня.
Стипендия фонда Захаровой была ежемесячной, я получала ее целый год. Честно говоря, не помню точно, какую сумму я получала. Точно помню, что ценной была не сумма, а тот факт, что тебя отметила одна из лучших балерин нашего времени.
— Вы — лауреат двух престижных балетных конкурсов: пермского «Арабеска» и Московского Международного. В пятом сезоне телепроекта «Большой балет» на канале «Россия — Культура» стали победительницей в номинации «Лучшая танцовщица». Камилла, скажите, что эти конкурсы вам дали, а чего лишили?
— Балетные конкурсы лишили, наверное, пары нервных клеток. А дали очень многое. Каждый мой конкурс — это колоссальный опыт, это возможность выйти на сцену и попробовать себя в новом репертуаре, это возможность заявить о себе. А также это «вторая ступень» моей школы жизни, именно школы жизни — такой, балетной, потому что «первая ступень» в этой школе — это учеба в хореографическом училище… Конкурсы прекрасно закаляют характер, потому что проходят обычно в напряженном режиме нон-стоп. Я ни капельки не жалею, что участвовала в конкурсах. На мой взгляд, они только обогатили меня как артистку.
— Какой факультет вы окончили в Московском институте психоанализа? И как называлась ваша дипломная работа? Кстати, что написано в вашем «психоаналитическом» дипломе?
— Я окончила факультет психологии в Московском институте психоанализа, я дипломированный психолог-консультант. Также у меня есть диплом профессиональной переподготовки по программе «Нейрокоучинг и нейропсихология». Моя дипломная работа называлась «Влияние танцевально-двигательной терапии на уровень тревожности».
— Вы проводили исследование о тревожности? И к каким выводам пришли, можно узнать?
— Да, я проводила исследование, использовала специальные физические упражнения, которые выполняли люди из фокус-группы. Уже в процессе выполнения этих упражнений у людей снижался уровень тревожности. Потому что наша психика и наше тело — взаимосвязаны. Мне самой со своей тревожностью хорошо помогает справляться утренний балетный класс. Это уже доказано: намного лучше себя начинаешь чувствовать и физически, и ментально после любой физической нагрузки — будь это короткая утренняя зарядка или полноценный балетный экзерсис.
Конечно, помимо каких-то физических упражнений или утреннего балетного класса, есть другие работающие способы для снижения тревожности. Просто я, когда писала свою дипломную работу, отталкивалась от своей первой профессии — артистки балета. Но еще я могу отметить музыку: почти всегда музыка помогает мне входить в различные эмоциональные состояния. Она может заряжать, будоражить или же наоборот — успокаивать и снижать уровень стресса и тревоги.
— Ходите ли вы к психотерапевту (или психоаналитику)?
— Я в юности ходила к психологу, когда училась в хореографическом училище. И также, пока училась в институте психоанализа, проходила учебные сессии у психотерапевта. Если человек не может самостоятельно справиться с какими-то жизненными ситуациями, с проблемами какими-то, воспользоваться помощью специалистов необходимо. Я убеждена: ментальное здоровье — это основа всего. В балете, кстати, очень много проблем начинаются с проблем в твоей голове. Как только ты приводишь свою голову в порядок, то и твое физическое тело становится лучше.
— В театре имени Станиславского и Немировича-Данченко вашим педагогом стала выдающаяся балерина Людмила Шипулина. Это она вас выбрала? Или вас к ней «определили»? Какой была ваша первая встреча?
— Можно, наверное, сказать так: С Людмилой Валентиновной мы выбрали друг друга. Впервые мы встретились в работе над партией Эффи из балета «Сильфида» в постановке Пьера Лакотта. Тогда в театре была немного другая система: разные педагоги-репетиторы были прикреплены к определенным партиям. Людмила Валентиновна «отвечала» за Эффи…
— Людмилу Шипулину считают одной из лучших Жизелей ХХ века. В начале апреля отмечали её юбилей — в честь нее в театре давали, конечно же, балет «Жизель». В этом спектакле заглавную партию танцевали именно вы, это был ваш дебют в этой роли. Каково это было — работать с Шипулиной над Жизелью?
— Это было очень интересно! Людмила Валентиновна показывала и рассказывала мне многое, неочевидное для меня, из своего богатого опыта. Также она постоянно просила меня: «А теперь ты покажи!». Потом, исходя уже из моей индивидуальности, мы что-то добавляли в эту роль, что-то оставляли неизменным, от чего-то отказывались… Очень много говорили о том, что в тот или иной момент чувствует Жизель.
Наверное, самое основное правило работы Людмилы Валентиновны — она отталкивается от индивидуальности своих учениц. Ей не по душе послушное копирование: если ты делаешь что-то по-своему и убедительно, она это только приветствует.
— Кто, по вашему мнению, самый несчастный персонаж в балете «Жизель»?
— Никогда не думала, что в этом балете персонажей можно оценивать по шкале несчастья… «Жизель» среди прочего уникальна тем, что в этом старинном балете переживания всех героев — как из реальной жизни, до сих пор нам все это близко: кто-то обманывает, кто-то обманывается. Это спектакль о любви и предательстве. Эти темы — вечные, они актуальны во все времена.
А если все же подумать о несчастьях… Наверное, самыми несчастными в «Жизели» можно назвать виллис — призраков девушек, умерших до свадьбы. Виллисы покидают свои могилы каждую ночь, чтобы убивать одиноких путников. Виллисами движет злоба и жажда мести. Именно в этом, по моему мнению, и заключается их глубочайшее несчастье. Я никому и никогда не пожелаю находиться в таком тяжелом душевном состоянии, в каком пребывают виллисы.
— Почти сразу после «Жизели» вы участвовали в премьерных показах нового проекта — вечера балетов «Стравинский. Куклы. Танцы». Это был ваш первый опыт взаимодействия с музыкой Стравинского?
— Да. Я, как исполнительница, как танцовщица, раньше с музыкой Стравинского не встречалась. Поначалу было достаточно сложно, но в процессе репетиционной работы я начала лучше ориентироваться в его «музыкальном конструктивизме» — стала понимать и слышать акценты, на которые опирается хореографический текст спектакля.
— Камилла, с 2022 года вы живете и работаете в Москве. Стал ли для вас этот город родным?
— Я не могу назвать Москву родным городом, потому что для меня (наверное, это навсегда) родным городом будет оставаться любимая Казань. В Казани я родилась, выросла. Это действительно моя родина — город Казань. Но Москва мне очень нравится, мне очень комфортно в Москве. Это красивый, удобный, ухоженный город. Особенно мне нравится бывать в центре Москвы: когда выпадает возможность, могу с удовольствием и не спеша прогуляться по тихим московским переулкам…
Беседовала Айсылу Кадырова.
— Камилла, когда и где вы впервые в своей жизни увидели балет?
— Первый спектакль, который я увидела? Это был балет Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Мне было года три или четыре. Как рассказывали мне потом родители, их одолевали сомнения: досижу ли я спокойно до конца спектакля? Но, видимо, настолько меня поразил, настолько заинтересовал этот балет, что мы все его досмотрели до конца. Все это происходило в Казани, в Татарском академическом театре оперы и балета имени Мусы Джалиля.
— Что было самым трудным, когда вы учились в Казанском хореографическом училище?
— Психологически не сломаться и сформировать здоровую самооценку — вот что было самым трудным. Мне кажется, уметь адекватно себя оценивать очень важно, потому что перекос как в ту, так и в другую сторону — это не очень хорошо. Если ты скатываешься в бесконечное самобичевание, если ты излишне самокритична, то развития в твоей работе не будет. Не будет творческого роста. И также не может быть какого-то творческого прорыва, если ты всем довольна. Важно найти баланс.
Должна быть здравая критика, здравая самооценка. Когда ты умеешь видеть хорошие свои стороны, но также видишь и недостатки и умело с ними обращаешься. Любую физическую усталость, любую физическую боль и нагрузку можно вынести, когда психологически ты здорова, то есть когда с психикой у тебя все в порядке. Но, безусловно, все трудности, которые встречались на моем пути, закалили и сформировали мой характер. В балете характер — это очень важно. Мне кажется, сильный характер – это, наверное, вообще основа нашей профессии. Это стержень.
— Когда вы учились, кто из уже известных на тот момент балерин и танцовщиков был вам особенно интересен?
— Мне повезло застать время, когда на балетный Нуриевский фестиваль, который проходил в Казани, в Татарский театр оперы и балета приглашали звезд мирового масштаба. Очень многих мы тогда видели, учились у них, вдохновлялись. На казанском фестивале танцевали Диана Вишнева, Светлана Захарова, Юргита Дронина, Анна Цыганкова, Мэтью Голдинг, Дмитрий Гуданов, Нина Капцова, Олеся Новикова, Леонид Сарафанов… Я не могу выделить кого-то одного, это была целая россыпь ярчайших звезд.
Когда я стала чуть старше, меня заинтересовала балерина Марианела Нуньес из Королевского балета Великобритании. К сожалению, на Нуриевский фестиваль она не приезжала. Ее творчеством и мастерством я вдохновлялась по видеозаписям.
— Камилла, бывают ли у выпускников хореографических училищ «встречи выпускников»?
— Наверное, бывают, точно я не знаю. Но с нашим курсом мы пока таких встреч не устраивали.
— Поддерживаете ли вы сегодня связь с теми, с кем вместе учились?
— Не могу сказать, что плотно с кем-то поддерживаю связь, но балетный мир довольно тесен, поэтому иногда бывает такое, что с кем-то мы встречаемся. Это необязательно мои одноклассники, это могут быть просто ребята, которые учились в Казанском хореографическом.
— На ваш взгляд, кого можно назвать самым успешным выпускником (выпускницей) Казанского хореографического училища за всю его недолгую историю?
— Казанское училище, действительно, пока не имеет такой длинной истории, как Академия имени Агриппины Вагановой в Санкт-Петербурге или Московская государственная академия хореографии. Поэтому, мне кажется, пока еще рано о таком говорить. Время покажет.
— Вы были стипендиатом фонда балерины Светланы Захаровой. Что это значит, можете рассказать подробнее?
— Фонд Светланы Захаровой оказывал материальную поддержку лучшим учащимся хореографических училищ России. Конечно, для нашего училища и для меня лично внимание этой выдающейся балерины было очень значимым. Это очень почетно, что из сотни детей тогда выбрали именно меня.
Стипендия фонда Захаровой была ежемесячной, я получала ее целый год. Честно говоря, не помню точно, какую сумму я получала. Точно помню, что ценной была не сумма, а тот факт, что тебя отметила одна из лучших балерин нашего времени.
— Вы — лауреат двух престижных балетных конкурсов: пермского «Арабеска» и Московского Международного. В пятом сезоне телепроекта «Большой балет» на канале «Россия — Культура» стали победительницей в номинации «Лучшая танцовщица». Камилла, скажите, что эти конкурсы вам дали, а чего лишили?
— Балетные конкурсы лишили, наверное, пары нервных клеток. А дали очень многое. Каждый мой конкурс — это колоссальный опыт, это возможность выйти на сцену и попробовать себя в новом репертуаре, это возможность заявить о себе. А также это «вторая ступень» моей школы жизни, именно школы жизни — такой, балетной, потому что «первая ступень» в этой школе — это учеба в хореографическом училище… Конкурсы прекрасно закаляют характер, потому что проходят обычно в напряженном режиме нон-стоп. Я ни капельки не жалею, что участвовала в конкурсах. На мой взгляд, они только обогатили меня как артистку.
— Какой факультет вы окончили в Московском институте психоанализа? И как называлась ваша дипломная работа? Кстати, что написано в вашем «психоаналитическом» дипломе?
— Я окончила факультет психологии в Московском институте психоанализа, я дипломированный психолог-консультант. Также у меня есть диплом профессиональной переподготовки по программе «Нейрокоучинг и нейропсихология». Моя дипломная работа называлась «Влияние танцевально-двигательной терапии на уровень тревожности».
— Вы проводили исследование о тревожности? И к каким выводам пришли, можно узнать?
— Да, я проводила исследование, использовала специальные физические упражнения, которые выполняли люди из фокус-группы. Уже в процессе выполнения этих упражнений у людей снижался уровень тревожности. Потому что наша психика и наше тело — взаимосвязаны. Мне самой со своей тревожностью хорошо помогает справляться утренний балетный класс. Это уже доказано: намного лучше себя начинаешь чувствовать и физически, и ментально после любой физической нагрузки — будь это короткая утренняя зарядка или полноценный балетный экзерсис.
Конечно, помимо каких-то физических упражнений или утреннего балетного класса, есть другие работающие способы для снижения тревожности. Просто я, когда писала свою дипломную работу, отталкивалась от своей первой профессии — артистки балета. Но еще я могу отметить музыку: почти всегда музыка помогает мне входить в различные эмоциональные состояния. Она может заряжать, будоражить или же наоборот — успокаивать и снижать уровень стресса и тревоги.
— Ходите ли вы к психотерапевту (или психоаналитику)?
— Я в юности ходила к психологу, когда училась в хореографическом училище. И также, пока училась в институте психоанализа, проходила учебные сессии у психотерапевта. Если человек не может самостоятельно справиться с какими-то жизненными ситуациями, с проблемами какими-то, воспользоваться помощью специалистов необходимо. Я убеждена: ментальное здоровье — это основа всего. В балете, кстати, очень много проблем начинаются с проблем в твоей голове. Как только ты приводишь свою голову в порядок, то и твое физическое тело становится лучше.
— В театре имени Станиславского и Немировича-Данченко вашим педагогом стала выдающаяся балерина Людмила Шипулина. Это она вас выбрала? Или вас к ней «определили»? Какой была ваша первая встреча?
— Можно, наверное, сказать так: С Людмилой Валентиновной мы выбрали друг друга. Впервые мы встретились в работе над партией Эффи из балета «Сильфида» в постановке Пьера Лакотта. Тогда в театре была немного другая система: разные педагоги-репетиторы были прикреплены к определенным партиям. Людмила Валентиновна «отвечала» за Эффи…
— Людмилу Шипулину считают одной из лучших Жизелей ХХ века. В начале апреля отмечали её юбилей — в честь нее в театре давали, конечно же, балет «Жизель». В этом спектакле заглавную партию танцевали именно вы, это был ваш дебют в этой роли. Каково это было — работать с Шипулиной над Жизелью?
— Это было очень интересно! Людмила Валентиновна показывала и рассказывала мне многое, неочевидное для меня, из своего богатого опыта. Также она постоянно просила меня: «А теперь ты покажи!». Потом, исходя уже из моей индивидуальности, мы что-то добавляли в эту роль, что-то оставляли неизменным, от чего-то отказывались… Очень много говорили о том, что в тот или иной момент чувствует Жизель.
Наверное, самое основное правило работы Людмилы Валентиновны — она отталкивается от индивидуальности своих учениц. Ей не по душе послушное копирование: если ты делаешь что-то по-своему и убедительно, она это только приветствует.
— Кто, по вашему мнению, самый несчастный персонаж в балете «Жизель»?
— Никогда не думала, что в этом балете персонажей можно оценивать по шкале несчастья… «Жизель» среди прочего уникальна тем, что в этом старинном балете переживания всех героев — как из реальной жизни, до сих пор нам все это близко: кто-то обманывает, кто-то обманывается. Это спектакль о любви и предательстве. Эти темы — вечные, они актуальны во все времена.
А если все же подумать о несчастьях… Наверное, самыми несчастными в «Жизели» можно назвать виллис — призраков девушек, умерших до свадьбы. Виллисы покидают свои могилы каждую ночь, чтобы убивать одиноких путников. Виллисами движет злоба и жажда мести. Именно в этом, по моему мнению, и заключается их глубочайшее несчастье. Я никому и никогда не пожелаю находиться в таком тяжелом душевном состоянии, в каком пребывают виллисы.
— Почти сразу после «Жизели» вы участвовали в премьерных показах нового проекта — вечера балетов «Стравинский. Куклы. Танцы». Это был ваш первый опыт взаимодействия с музыкой Стравинского?
— Да. Я, как исполнительница, как танцовщица, раньше с музыкой Стравинского не встречалась. Поначалу было достаточно сложно, но в процессе репетиционной работы я начала лучше ориентироваться в его «музыкальном конструктивизме» — стала понимать и слышать акценты, на которые опирается хореографический текст спектакля.
— Камилла, с 2022 года вы живете и работаете в Москве. Стал ли для вас этот город родным?
— Я не могу назвать Москву родным городом, потому что для меня (наверное, это навсегда) родным городом будет оставаться любимая Казань. В Казани я родилась, выросла. Это действительно моя родина — город Казань. Но Москва мне очень нравится, мне очень комфортно в Москве. Это красивый, удобный, ухоженный город. Особенно мне нравится бывать в центре Москвы: когда выпадает возможность, могу с удовольствием и не спеша прогуляться по тихим московским переулкам…
Беседовала Айсылу Кадырова.