Альбина Нугманова - ведущая актриса Казанского татарского театра юного зрителя имени Габдуллы Кариева. В ее репертуаре - Ассоль в «Алых парусах» Александра Грина, Шайтан в спектакле по мотивам поэмы Кул Гали «Сказание о Йусуфе», целых две Танцовщицы — в постановке «Муса. Моабит», посвященной Мусе Джалилю, и в «Красоте» Амирхана Еники. Нугманова — одна из немногих танцующих актрис Казани. У нее это очень здорово получается, чему свидетельство — участие Альбины в экспериментальной постановке Ильдара Алекбаева «Отстань от себя» для казанской театральной площадки «MoN», в хореографических перформансах для Всероссийского фестиваля креативных индустрий «Город — Re’Actor» и для танц-проектов татарского творческого объединения «Алиф». Альбина Нугманова — яркая представительница творческой молодежи, за карьерой которой очень интересно наблюдать.
— Альбина, кто повлиял на ваше решение стать актрисой?
— Никто. Моя мама — финансист, а папа работал сначала в милиции, потом в службе охраны. Все удивляются, откуда я у них такая творческая взялась. Но в глубине души мои родители очень творческие. Мама занималась танцами, папа очень классно поет. Мы сейчас смеемся, что я исполняю мечты своих родителей.
Помню, в школе, прямо перед выпускным вечером, я вдруг подумала: а почему бы мне не попробовать стать актрисой? Вот реально, будто мне кто-то тогда по голове ударил этой мыслью. И я пока еще ни разу не пожалела об этом.
Училась я в Казанском государственном институте культуры. Мастером курса был Ренат Аюпов, он главный режиссер Казанского театра имени Габдуллы Кариева. И у нас был еще педагог по актерскому мастерству Лилия Низамиева. Она - заслуженная артистка Татарстана. И тоже работает в театре имени Кариева.
— Недавно вы стали создательницей видеоспектаклика в рамках интернет-флешмоба «Выскажи свое непопулярное мнение и беги»: вы говорите в нём для многих неожиданные откровения от имени незамужней женщины — например, что «счастье женщины не в мужчине, а в самой себе», что «большинство осознанных браков случаются после 30 лет», что «если женщине уже тридцать, и она не замужем, это значит, что она осознанно выбирает партнера»… Как родился этот проект?
— Во-первых, спасибо, что назвали этот проект видеоспектакликом. Наверное, так и получилось. А родился он из моей боли. На Новый год я поехала в свой родной город, в Набережные Челны. Прямо 31 декабря решила, что хочу быть с близкими. Приехала, мы созвонились по видеосвязи с двумя моими дядями. Один из них в Узбекистане живет, другой в Германии. А на следующий день мы поехали в родную деревню папы, в Актанышский район. И что вы думаете, какой один и тот же вопрос мне задавали родственники? «Альбина, когда замуж выйдешь?». В ответ дядям я отшучивалась, ну, потому что моя защитная реакция такая, и там нет смысла объяснять свою позицию, мои дяди довольно консервативные мусульмане. А вот когда я уже была в деревне, и мне сказала тетя, что счастье женщины в мужчине, то для меня это был какой-то уже прям край… Я давно не испытывала гнев, но в тот момент я его испытала. А потом, уже когда приехала в Казань, увидела в соцсетях флешмоб про непопулярное мнение. И решила записать серию непопулярных мнений о замужестве. Сначала я сделала это на татарском языке, потому что... Как объяснить? Потому что задевает-то меня это на татарском языке. На русском мне таких вопросов не задают обычно. Это уже потом, после успеха татарской версии моего флешмоба, мы с моей приятельницей Алсу Хафиз сделали и русскоязычный вариант.
Мне почему-то захотелось снять эти видеоролики в белом свадебном платье. Взяли его из костюмерного цеха нашего театра. Кстати, уже на месте вдруг увидели, что фойе Кариевского театра очень похоже на официальный зал для бракосочетаний. Начали там снимать, и через несколько минут пришла уборщица и начала мыть в фойе пол, не обращая на нас никакого внимания. Это, конечно, добавило в нашу работу кринжа. Но я люблю, когда есть нотки кринжа.
— Узнают ли вас сейчас на улицах Казани?
— Сейчас не тот век, чтобы незнакомые люди подходили к другим на улице и говорили, что знают вас, что узнали. Безопаснее подходить на каких-то мероприятиях, мне кажется. На концертах, лекциях, творческих встречах… Да, на мероприятиях ко мне не раз подходили и говорили, что видели меня в спектаклях театра Кариева или в проектах на театральной площадке «MoN», где я тоже играю.
— А как, кстати, вы стали актрисой Кариевского театра? Вас сразу пригласили в труппу по окончании института?
— Нет, не сразу. Я была уверена, что меня туда возьмут, но… Мой мастер, главный режиссёр Кариевского театра, сказал мне: «Мест нет». Меня тогда ещё в татарский Альметьевский театр звали, но я не хотела уезжать из Казани. После института я стала преподавать в Казанском театральном училище сценическое движение. Где-то через полгода я осознала, что учу других людей тому, в чём сама ещё не успела толком реализоваться. Снова пошла в Кариевский театр и довольно настойчиво, как мне сейчас кажется, сказала режиссёру Аюпову: «Ренат Мирзахасанович, я не готова слышать «Нет». Возьмите меня в труппу, пожалуйста, я же у вас училась!». Он говорит: «Альбина, актриса мне сейчас не нужна. Нет у нас сейчас актерских ставок. Но мне нужен помощник режиссера». Я согласилась быть помрежом. Но на условии, что мне еще и роль в спектакле дадут. Я проработала месяц, ждала роль, но началась пандемия COVID-19: все госучреждения, к которым и наш театр относится, закрыли.
Уже после пандемии, когда я продолжала работать помощником режиссера, Аюпов начал давать мне роли: я, можно сказать, работала на двух работах. Это было очень сложно, но мне это нравилось. Такую классную школу я тогда прошла! Я изнутри узнала, сколько нужно вложить труда, чтобы человек пришел вечером в театр и посмотрел спектакль. Это труд очень многих людей!
Со второго своего сезона в Кариевском театре я начала работать только как актриса. И успевала участвовать как танцовщица в параллельных театральных проектах. И сейчас успеваю. Мне кажется, что из-за того, что я работаю не только в театре, у меня каждый день — разный, и мне это жутко нравится.
— Можете описать, как обычно складывается ваш рабочий день?
— Обычно в 10 утра в театре начинается репетиция, если ставится какой-то спектакль. Днём тоже репетиция. Вечером — спектакль. То есть я весь день провожу в театре. В свободное время занимаюсь своими соцсетями, и для меня это тоже работа. Потому что через блог меня и о моих проектах узнает довольно много людей. Благодаря соцсетям меня стали приглашать на кастинги. Или участвовать в перформансах, театральных лабораториях.
Моя ежедневная опора — обязательный утренний комплекс из упражнений для тела: смесь йоги и интуитивного танца. То есть я просыпаюсь, встаю на коврик и делаю то, что сейчас требует тело. Для меня мое тело это не только рабочий инструмент, это инструмент жизнедеятельности. Если я его не настрою, обязательно случится какая-то лажа. Поэтому я завела себе привычку: после пробуждения минимум 10-15 минут уделить телу, а лучше — 40 мнут или даже час. Утром я не беру в руки телефон до тех пор, пока не позанимаюсь своей гимнастикой. Пока не настрою свое тело.
— Вы одна из немногих в Казани актрис, создавших спектакль для себя самой и о самой себе - «Хаят».
— Да, это мой моноспектакль, но у меня есть соавтор - хореограф Елена Музеева. Мы создали «Хаят» на деньги гранта Союза театральных деятелей Татарстана. В переводе с арабского языка «хаят» значит «жизнь». А ещё это женское имя: например, Хаят звали героиню Амирхана Еники, которая считается первой эмансипированной женщиной в татарской литературе.
Одиночество, женственность, любовь, страх, нужность — вот темы, которые меня горячо волнуют. Об этом я хотела размышлять в своем моноспектакле. Сначала мы наняли драматурга — Булата Минкина. А потом я поняла, что лучше, чем я сама, обо мне никто не напишет. И текст в итоге написала сама. Лена Музеева, конечно, очень помогала мне и с текстом тоже…
Форма этого спектакля — абсолютный подарок для артиста, потому что в ней нет четкой структуры. У нас неизменные начало и конец спектакля, а середину выбирает зритель. То есть у нас есть карта с маршрутами, со сценами, которые поставлены. А в процессе спектакля я вытаскиваю один из множества шариков, на которых еще до начала спектакля каждый зритель пишет свое имя. Тот, чье имя на шарике, который я вытащила из «бассейна», выбирает следующую сцену спектакля.
Понимаете, что получается? Очередность сцен в спектакле всегда разная. И это подарок для меня, потому что самое тяжелое в работе в репертуарном театре — играть одно и то же.
Я уже четыре раза сыграла спектакль «Хаят», постоянно какие-то изменения происходят и внутри самих сцен, потому что они основаны на моих личных историях, и иногда я меняю их с учетом изменившихся в жизни обстоятельств. Это увлекательнейший процесс! И «Хаят» теперь — самый любимый, самый родной для меня спектакль. Он сделан моими силами, и я играю в нем саму себя. Сложнее всего, оказывается, быть настоящей на сцене, быть самой собой, а не прикрываться каким-то образом.
— Как вы отдыхаете?
— Для меня лучший отдых – совсем ничего не делать. Такое бывает очень редко. Да, я вижусь с друзьями, хожу на свидания, но я это не воспринимаю как отдых, потому что я в любом случае отдаю энергию другому человеку или людям. И я получаю какие-то впечатления, эмоции, а это для организма своего рода тоже стресс. И поэтому, например, если у меня выдается какой-нибудь выходной, и я понимаю, что могу быть дома целый день, то не назначаю никаких свиданий, встреч в этот день.
Для меня истинный отдых — это когда я дома, когда могу проснуться без будильника, целый день вкусно себя кормить, сделать что-то приятное для тела — например, съездить на Голубое озеро и поплавать (кстати, на Голубое озеро я езжу практически каждое воскресенье, вне зависимости от сезона).
— Кто ваши друзья?
— Это люди, которыми я восхищаюсь. В основном, это актеры, композиторы, танцоры… Но у меня очень мало людей, которых я считаю своими настоящими друзьями. Это всего человека 3-4, наверное, а знакомых и приятелей много. Потому что я умею выстраивать, заводить знакомства, умею быть общительной, социально теплой, так сказать, но людей, с которыми у меня настоящая близость духовная, их мало.
— Какой вы видите себя через 10 лет?
— Я не исключаю варианта, что не то что через 10 лет, а через месяц я могу проснуться и понять, что больше не хочу заниматься театром…
А через 10 лет мне будет 37. И я бы хотела видеть себя здоровой, активной. Я совершенно точно буду танцевать! Не знаю, профессионально буду танцевать, непрофессионально, но в любом случае я буду двигаться. Я буду беречь себя, заботиться о себе.
А еще я вижу себя мамой. И что рядом есть любящий и надежный партнер, с которым мы воспитываем ребенка. И это на 100% человек, близкий мне по духу. И надежный.
— Любимое место на Земле для вас - это?
— Вся Земля.
Беседу вела Айсылу Кадырова
— Альбина, кто повлиял на ваше решение стать актрисой?
— Никто. Моя мама — финансист, а папа работал сначала в милиции, потом в службе охраны. Все удивляются, откуда я у них такая творческая взялась. Но в глубине души мои родители очень творческие. Мама занималась танцами, папа очень классно поет. Мы сейчас смеемся, что я исполняю мечты своих родителей.
Помню, в школе, прямо перед выпускным вечером, я вдруг подумала: а почему бы мне не попробовать стать актрисой? Вот реально, будто мне кто-то тогда по голове ударил этой мыслью. И я пока еще ни разу не пожалела об этом.
Училась я в Казанском государственном институте культуры. Мастером курса был Ренат Аюпов, он главный режиссер Казанского театра имени Габдуллы Кариева. И у нас был еще педагог по актерскому мастерству Лилия Низамиева. Она - заслуженная артистка Татарстана. И тоже работает в театре имени Кариева.
— Недавно вы стали создательницей видеоспектаклика в рамках интернет-флешмоба «Выскажи свое непопулярное мнение и беги»: вы говорите в нём для многих неожиданные откровения от имени незамужней женщины — например, что «счастье женщины не в мужчине, а в самой себе», что «большинство осознанных браков случаются после 30 лет», что «если женщине уже тридцать, и она не замужем, это значит, что она осознанно выбирает партнера»… Как родился этот проект?
— Во-первых, спасибо, что назвали этот проект видеоспектакликом. Наверное, так и получилось. А родился он из моей боли. На Новый год я поехала в свой родной город, в Набережные Челны. Прямо 31 декабря решила, что хочу быть с близкими. Приехала, мы созвонились по видеосвязи с двумя моими дядями. Один из них в Узбекистане живет, другой в Германии. А на следующий день мы поехали в родную деревню папы, в Актанышский район. И что вы думаете, какой один и тот же вопрос мне задавали родственники? «Альбина, когда замуж выйдешь?». В ответ дядям я отшучивалась, ну, потому что моя защитная реакция такая, и там нет смысла объяснять свою позицию, мои дяди довольно консервативные мусульмане. А вот когда я уже была в деревне, и мне сказала тетя, что счастье женщины в мужчине, то для меня это был какой-то уже прям край… Я давно не испытывала гнев, но в тот момент я его испытала. А потом, уже когда приехала в Казань, увидела в соцсетях флешмоб про непопулярное мнение. И решила записать серию непопулярных мнений о замужестве. Сначала я сделала это на татарском языке, потому что... Как объяснить? Потому что задевает-то меня это на татарском языке. На русском мне таких вопросов не задают обычно. Это уже потом, после успеха татарской версии моего флешмоба, мы с моей приятельницей Алсу Хафиз сделали и русскоязычный вариант.
Мне почему-то захотелось снять эти видеоролики в белом свадебном платье. Взяли его из костюмерного цеха нашего театра. Кстати, уже на месте вдруг увидели, что фойе Кариевского театра очень похоже на официальный зал для бракосочетаний. Начали там снимать, и через несколько минут пришла уборщица и начала мыть в фойе пол, не обращая на нас никакого внимания. Это, конечно, добавило в нашу работу кринжа. Но я люблю, когда есть нотки кринжа.
— Узнают ли вас сейчас на улицах Казани?
— Сейчас не тот век, чтобы незнакомые люди подходили к другим на улице и говорили, что знают вас, что узнали. Безопаснее подходить на каких-то мероприятиях, мне кажется. На концертах, лекциях, творческих встречах… Да, на мероприятиях ко мне не раз подходили и говорили, что видели меня в спектаклях театра Кариева или в проектах на театральной площадке «MoN», где я тоже играю.
— А как, кстати, вы стали актрисой Кариевского театра? Вас сразу пригласили в труппу по окончании института?
— Нет, не сразу. Я была уверена, что меня туда возьмут, но… Мой мастер, главный режиссёр Кариевского театра, сказал мне: «Мест нет». Меня тогда ещё в татарский Альметьевский театр звали, но я не хотела уезжать из Казани. После института я стала преподавать в Казанском театральном училище сценическое движение. Где-то через полгода я осознала, что учу других людей тому, в чём сама ещё не успела толком реализоваться. Снова пошла в Кариевский театр и довольно настойчиво, как мне сейчас кажется, сказала режиссёру Аюпову: «Ренат Мирзахасанович, я не готова слышать «Нет». Возьмите меня в труппу, пожалуйста, я же у вас училась!». Он говорит: «Альбина, актриса мне сейчас не нужна. Нет у нас сейчас актерских ставок. Но мне нужен помощник режиссера». Я согласилась быть помрежом. Но на условии, что мне еще и роль в спектакле дадут. Я проработала месяц, ждала роль, но началась пандемия COVID-19: все госучреждения, к которым и наш театр относится, закрыли.
Уже после пандемии, когда я продолжала работать помощником режиссера, Аюпов начал давать мне роли: я, можно сказать, работала на двух работах. Это было очень сложно, но мне это нравилось. Такую классную школу я тогда прошла! Я изнутри узнала, сколько нужно вложить труда, чтобы человек пришел вечером в театр и посмотрел спектакль. Это труд очень многих людей!
Со второго своего сезона в Кариевском театре я начала работать только как актриса. И успевала участвовать как танцовщица в параллельных театральных проектах. И сейчас успеваю. Мне кажется, что из-за того, что я работаю не только в театре, у меня каждый день — разный, и мне это жутко нравится.
— Можете описать, как обычно складывается ваш рабочий день?
— Обычно в 10 утра в театре начинается репетиция, если ставится какой-то спектакль. Днём тоже репетиция. Вечером — спектакль. То есть я весь день провожу в театре. В свободное время занимаюсь своими соцсетями, и для меня это тоже работа. Потому что через блог меня и о моих проектах узнает довольно много людей. Благодаря соцсетям меня стали приглашать на кастинги. Или участвовать в перформансах, театральных лабораториях.
Моя ежедневная опора — обязательный утренний комплекс из упражнений для тела: смесь йоги и интуитивного танца. То есть я просыпаюсь, встаю на коврик и делаю то, что сейчас требует тело. Для меня мое тело это не только рабочий инструмент, это инструмент жизнедеятельности. Если я его не настрою, обязательно случится какая-то лажа. Поэтому я завела себе привычку: после пробуждения минимум 10-15 минут уделить телу, а лучше — 40 мнут или даже час. Утром я не беру в руки телефон до тех пор, пока не позанимаюсь своей гимнастикой. Пока не настрою свое тело.
— Вы одна из немногих в Казани актрис, создавших спектакль для себя самой и о самой себе - «Хаят».
— Да, это мой моноспектакль, но у меня есть соавтор - хореограф Елена Музеева. Мы создали «Хаят» на деньги гранта Союза театральных деятелей Татарстана. В переводе с арабского языка «хаят» значит «жизнь». А ещё это женское имя: например, Хаят звали героиню Амирхана Еники, которая считается первой эмансипированной женщиной в татарской литературе.
Одиночество, женственность, любовь, страх, нужность — вот темы, которые меня горячо волнуют. Об этом я хотела размышлять в своем моноспектакле. Сначала мы наняли драматурга — Булата Минкина. А потом я поняла, что лучше, чем я сама, обо мне никто не напишет. И текст в итоге написала сама. Лена Музеева, конечно, очень помогала мне и с текстом тоже…
Форма этого спектакля — абсолютный подарок для артиста, потому что в ней нет четкой структуры. У нас неизменные начало и конец спектакля, а середину выбирает зритель. То есть у нас есть карта с маршрутами, со сценами, которые поставлены. А в процессе спектакля я вытаскиваю один из множества шариков, на которых еще до начала спектакля каждый зритель пишет свое имя. Тот, чье имя на шарике, который я вытащила из «бассейна», выбирает следующую сцену спектакля.
Понимаете, что получается? Очередность сцен в спектакле всегда разная. И это подарок для меня, потому что самое тяжелое в работе в репертуарном театре — играть одно и то же.
Я уже четыре раза сыграла спектакль «Хаят», постоянно какие-то изменения происходят и внутри самих сцен, потому что они основаны на моих личных историях, и иногда я меняю их с учетом изменившихся в жизни обстоятельств. Это увлекательнейший процесс! И «Хаят» теперь — самый любимый, самый родной для меня спектакль. Он сделан моими силами, и я играю в нем саму себя. Сложнее всего, оказывается, быть настоящей на сцене, быть самой собой, а не прикрываться каким-то образом.
— Как вы отдыхаете?
— Для меня лучший отдых – совсем ничего не делать. Такое бывает очень редко. Да, я вижусь с друзьями, хожу на свидания, но я это не воспринимаю как отдых, потому что я в любом случае отдаю энергию другому человеку или людям. И я получаю какие-то впечатления, эмоции, а это для организма своего рода тоже стресс. И поэтому, например, если у меня выдается какой-нибудь выходной, и я понимаю, что могу быть дома целый день, то не назначаю никаких свиданий, встреч в этот день.
Для меня истинный отдых — это когда я дома, когда могу проснуться без будильника, целый день вкусно себя кормить, сделать что-то приятное для тела — например, съездить на Голубое озеро и поплавать (кстати, на Голубое озеро я езжу практически каждое воскресенье, вне зависимости от сезона).
— Кто ваши друзья?
— Это люди, которыми я восхищаюсь. В основном, это актеры, композиторы, танцоры… Но у меня очень мало людей, которых я считаю своими настоящими друзьями. Это всего человека 3-4, наверное, а знакомых и приятелей много. Потому что я умею выстраивать, заводить знакомства, умею быть общительной, социально теплой, так сказать, но людей, с которыми у меня настоящая близость духовная, их мало.
— Какой вы видите себя через 10 лет?
— Я не исключаю варианта, что не то что через 10 лет, а через месяц я могу проснуться и понять, что больше не хочу заниматься театром…
А через 10 лет мне будет 37. И я бы хотела видеть себя здоровой, активной. Я совершенно точно буду танцевать! Не знаю, профессионально буду танцевать, непрофессионально, но в любом случае я буду двигаться. Я буду беречь себя, заботиться о себе.
А еще я вижу себя мамой. И что рядом есть любящий и надежный партнер, с которым мы воспитываем ребенка. И это на 100% человек, близкий мне по духу. И надежный.
— Любимое место на Земле для вас - это?
— Вся Земля.
Беседу вела Айсылу Кадырова