Тенишевы в Симбирске
В тени деревьев на небольшой улице Марата в Ульяновске расположился дом в стиле модерн по проекту симбирского архитектора Феофана Вольсова. Свой окончательный облик дом приобрёл в 1910 году и на архивном эскизе он выглядит гораздо интереснее, чем в наши дни. Сейчас он потерял воздушную веранду, декоративные элементы на крыше и фасаде, а несколько лет назад и въездные ворота, придававшие усадьбе законченный вид. Дом оказался бездушно «зажат» соседним строением из силикатного кирпича, обветшал и спустя столетие требует капитального ремонта.
С 1888 до 1918 годы по адресу Ярмарочная площадь, собств. дом Тенишева, приходила многочисленная деловая почтовая корреспонденция на имя почётного гражданина Мубина Мухаметзяновича Тенишева и его наследников. Так в декабре 1897 года Мубин Тенишев - доверенный «Торгово-промышленного товарищества Т. Акчурина», подает в Симбирское губернское правление прошение об устройстве электрического освещения на предприятии, а в 1913 году ведётся переписка о «желании поставить на нашем мыловаренном заводе, находящемся в г. Симбирске, паровой котел системы «инженера Шухова» в 180 кв. футов».
Из старинной схемы под названием «Родословие монгольских и татарских ханов, происшедших от Джучи, сына Чингис-хана, и царствовавших в Золотой Орде, Астрахани, Крыму, Казани и Западной Сибири» выясняется чингизидское происхождение Тенишевых… «Хан Тениш в 1370 году завоевал Астрахань. У него было девять сыновей, которых он наделил землёй по среднему течению Волги. От этих девяти семей происходит разветвлённая родословная Тенишевых».
В 1528 году татарский князь Тениш Кугушев по своей воле перешел в подданство к Российскому государству и получил в подарок от царя Василия Шуйского город Темников и несколько деревень. У темниковского князя Тениша было три сына – Еникей, Емаш и Исяш. Сына Исяша звали Сафаром, а вот уже внука – Василием Сафаровичем. Приняв православие, князь Василий Сафарович тем самым сохранил и приумножил родовые владения. Его потомки занимали видные посты, получали высокие чины. Православный род князей Тенишевых сохранял значительные владения и занимал видное место среди российской аристократии. Имя казанского губернатора Василия Тенишева и начальника симбирского ополчения 1812 года Дмитрия Тенишева нам достаточно известны, но кто же такие Тенишевы-мусульмане рубежа ХIХ-ХХ веков?
Историческая традиция семьи пензенско-симбирских Тенишевых насчитывает четырнадцать поколений. В XIX–XX веках в Тамбовской и Пензенской губерниях Тенишевы населяли целые деревни. Они занимались торговлей и со своими обозами уходили далеко в степь. По торговым делам посещали Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города. Действовали они всегда своей группой. Молва шла по округе, когда они возвращались из торговых поездок. Не доезжая 2–3 версты до своей деревни, останавливали лошадей, одевали белые манишки и сюртуки, вставали в своих тарантасах и наперегонки гнали коней. Все живое с их дороги бежало, спасая свою жизнь, чтобы не попасть под эти неудержимые скачки. Тенишевы отличались решительностью во всех делах, были набожными.
Купец Мухамедзян Тенишев в 1870-е годы вместе с женой и двумя сыновьями переехал из родного Чембарского в Кузнецкий уезд Пензенской губернии и поступил управляющим на одну из суконных фабрик богатейшего татарского предпринимателя Тимербулата Акчурина. Люди одного круга и воспитания, они были близки друг другу по всем принципиальным вопросам. В конце 1878 года Тимербулат Акчурин подал заявление на получение свидетельства симбирского купца 1 гильдии, а вместе с ним и на приказчичье свидетельство 1 класса на имя Мухамедзяна Тенишева. В 1881 году пензенский мещанин Мухаметзян Шарифович Тенишев упомянут как доверенный Т.К. Акчурина. С этого времени М.Ш. Тенишев совершал сделки и подписывал бумаги от имени Тимербулата Акчурина. Его подпись, в частности, стоит под прошением о постройке на территории симбирской мечети деревянного дома.
Тимербулат Акчурин, сам проживая большей частью при суконной фабрике в Гурьевке, предоставил семье Тенишевых свой дом на улице Лосевой, ввёл их в симбирское окружение. Совместная работа продолжалась до 1890-х годов. К концу трудовой деятельности Мухаметзян сам стал весьма состоятельным человеком, смог вернуться в Пензу. Там в 1891 году им была возведена мечеть, входившая в число десяти красивейших мечетей России, а в 1892-1894 годы рядом с мечетью в центре города построена обширная частная усадьба с двумя флигелями и большим двором с пристройками.
В Симбирске должность отца занял Мубин Тенишев, о чем свидетельствует текст новой доверенности от 1885 года. Между строк этого документа читается безграничное уважение Тимербулата Акчурина к своему доверенному: «Вручаю Вам принадлежащий мне капитал, на который представляю Вам право производить от моего имени торговлю в Симбирске и во всех городах Российской Империи и ярмарках, где признаете полезным, покупать и продавать товары за наличные деньги и в кредит, принимать закладные векселя, заемные письма и долговые обязательства... С Тенишевыми Тимербулат Акчурин работал до своего последнего часа…
В 1888 году личный почётный гражданин Мубин Тенишев решает окончательно обустроиться в Симбирске, покупает усадьбу с деревянным домом на Ярмарочной площади. Со временем семейство значительно вырастет - жена Маги-Зиган Хусаиновна родила ему девятерых детей: Зайнаб, Раузу, Рахима, Хантемира, Нязиба, Хамзу, Аюпа, Гумяра, Махмуда. В 1900 году «Симбирские губернские ведомости» опубликовали списки избирателей в Симбирскую городскую думу IX четырёхлетия, куда был внесён и купец 2 гильдии Мубин Тенишев. В 1912 году глава семейства скончался и был похоронен в Симбирске.
С этого времени появляются сведения о промышленной деятельности компании «Братьев Тенишевых» - мыловаренном заводе, который считался крупным предприятием среди фабрик и заводов Симбирской губернии. Кроме того, в списке промышленных предприятий значился чугунно-литейный и механический завод Тенишевых в слободе Туть в городе Симбирске, который занимался отливкой частей сельскохозяйственных машин и орудий.
Недавно в нашем распоряжении появилось письмо Э.Р. Тенишева (внука М.М. Тенишева) директору Ульяновского областного архива А. В. Полумодову от 15 октября 1996 года с просьбой найти архивные документы, касающиеся семьи Тенишевых. Вот выдержка из него: «Мой дед Тенишев Мубин Мухамедзянович жил, умер и похоронен в Симбирске, где ему принадлежали:
1. Жилой дом (адреса не знаю),
2. Судоремонтный завод (адреса не знаю),
3. Парфюмерный и мыловаренный завод (адреса не знаю),
4. Пассажирский двухпалубный пароход, ходивший по Волге и Каме (прописан в Симбирске).
После смерти М. М. Тенишева во владение всем имуществом вступил его старший сын и мой отец Рахим Мубинович Тенишев (1885-1962). После революции все имущество Р.М. Тенишева было конфисковано»… Ответ на письмо не был получен.
Рахим учился в Казани, откуда родом была его мать. В окружении Рахима Тенишева были поэт Габдулла Тукай, писатель Фатих Амирхан, политический деятель Мулланур Вахитов. Вместе с друзьями Рахим Тенишев активно участвовал в создании татарского национального театра.
После учёбы он вернулся в Симбирск и занялся семейными предприятиями. Существующие архивные документы подтверждают, что в 1916 году Тенишевым, кроме собственного дома, принадлежала также соседняя усадьба на Ярмарочной пл. (бывшее владение Ю.Ш. Бахтеева, ныне утрачена). Интересен и почётный список мусульман симбирской Соборной мечети, где одно из первых мест занимал Рахим Мубинович Тенишев. Это говорит не только о состоятельности, но и об авторитете купеческой фамилии.
Есть также несколько отдельных фактов, опубликованных в 1916 году в «Симбирских губернских ведомостях». Так сообщается о назначении сроков «публичной продажи движимого имущества Рахима Тенишева, заключающегося в ружейном, рыболовном и других товарах», а судебный пристав объявляет «о продаже дрессированной лошади на Ярмарочной пл. в доме Тенишева, напротив цирка». О причинах распродаж остаётся только догадываться. И ещё факты из того неспокойного времени. В 1917 году помощник начальника 5 участка Петров сообщает, что «21 сентября в два часа ночи я был на пожаре построек Тенишева, принимал участие в его тушении и подвергся обстрелу с крыши поджигателями».
В октябре 1917 года Рахим Мубинович женится на своей пензенской кузине, привозит её в Симбирск. После революции имущество семьи (дома и предприятия) были национализированы, а четверых совершеннолетних братьев: Рахима, Назиба, Аюпа и Махмута Мубиновичей в 1919 году арестовали. Рахим вышел из стерлитамакской тюрьмы в Башкирии через год. Спустя время он покинул Симбирск. В Пензе в 1921 году в его семье родился сын Эдхям Тенишев (1921-2004), в будущем один из крупнейших российских тюркологов.
Родители Рахим и Амина Тенишевы, не жалели усилий для образования сына. В школьные годы он дополнительно занимался немецким и французским языками, музыкой, спортом. В доме имелась богатая библиотека, где было собрано много старинных книг на татарском, русском, персидском языках. «Мои родные в детстве рассказывали мне еще и с толкованиями, так что востоковедение для меня было «пройденным этапом». Получилось, что все старые книги, поэты-суфии мне были по дому хорошо знакомы. Так что учиться мне было действительно легко».
В 1938 году Эдхям Рахимович поступил в Московский институт инженеров транспорта, а в 1945 году на Восточный факультет Ленинградского университета. В 1949 году он защитил диплом на тему «Кыпчакский язык и его связь с современными кыпчакскими языками (система спряжений)».
Последние годы Э.Р. Тенишев значительное время уделяет работе в Татарском дворянском собрании. Наиболее интересны его исследования по восстановлению генеалогических древ дворянских родов России. По общей оценке, около трети русских дворянских родов имеют восходящие к средневековью татарские связи. Часто из татарского княжеского рода выделялась ветвь, принявшая православие и таким образом вошедшая в русское дворянство.
В апреле 2021 года научная общественность Пензы торжественно отмечала 100-летие со дня рождения лингвиста-востоковеда мирового масштаба Э.Р. Тенишева. На юбилейной конференции присутствовала дочь, этнограф Айша Эдхямовна Тенишева, проживающая в Москве. Ещё через год на фасаде школы, где учился будущий ученый, была открыта мемориальная доска. Характерно, что до этого, несмотря на протесты жителей, вставших «живой стеной» перед строителями, был снесён дом, в котором родился Э.Р. Тенишев.
ВУльяновске родовой дом Тенишевых пока существует, правда, мемориальной таблички на нём нет. Плачевное состояние дома Тенишевых и многих домов на старинных симбирских улицах с новыми названиями Марата, Федерации, Красноармейской - очередное доказательство равнодушия к истории края. Плюс нескончаемый поток желающих застроить правдами и неправдами центр города жилыми многоэтажками. Они плотно сжали в кольцо уцелевшие купеческие улицы.
Будем объективны и упомянем о реставрации нижней части ул. Федерации. Её обустройство, нарядные современные арт-объекты привлекают потоки пешеходов. Постепенно приводятся в порядок фасады обветшавших зданий. И появилась маленькая надежда, что благое дело сохранения и грамотного использования истории в «Ярмарочном квартале» на этом не закончится.
Ульяновск-Москва
В тени деревьев на небольшой улице Марата в Ульяновске расположился дом в стиле модерн по проекту симбирского архитектора Феофана Вольсова. Свой окончательный облик дом приобрёл в 1910 году и на архивном эскизе он выглядит гораздо интереснее, чем в наши дни. Сейчас он потерял воздушную веранду, декоративные элементы на крыше и фасаде, а несколько лет назад и въездные ворота, придававшие усадьбе законченный вид. Дом оказался бездушно «зажат» соседним строением из силикатного кирпича, обветшал и спустя столетие требует капитального ремонта.
С 1888 до 1918 годы по адресу Ярмарочная площадь, собств. дом Тенишева, приходила многочисленная деловая почтовая корреспонденция на имя почётного гражданина Мубина Мухаметзяновича Тенишева и его наследников. Так в декабре 1897 года Мубин Тенишев - доверенный «Торгово-промышленного товарищества Т. Акчурина», подает в Симбирское губернское правление прошение об устройстве электрического освещения на предприятии, а в 1913 году ведётся переписка о «желании поставить на нашем мыловаренном заводе, находящемся в г. Симбирске, паровой котел системы «инженера Шухова» в 180 кв. футов».
Из старинной схемы под названием «Родословие монгольских и татарских ханов, происшедших от Джучи, сына Чингис-хана, и царствовавших в Золотой Орде, Астрахани, Крыму, Казани и Западной Сибири» выясняется чингизидское происхождение Тенишевых… «Хан Тениш в 1370 году завоевал Астрахань. У него было девять сыновей, которых он наделил землёй по среднему течению Волги. От этих девяти семей происходит разветвлённая родословная Тенишевых».
В 1528 году татарский князь Тениш Кугушев по своей воле перешел в подданство к Российскому государству и получил в подарок от царя Василия Шуйского город Темников и несколько деревень. У темниковского князя Тениша было три сына – Еникей, Емаш и Исяш. Сына Исяша звали Сафаром, а вот уже внука – Василием Сафаровичем. Приняв православие, князь Василий Сафарович тем самым сохранил и приумножил родовые владения. Его потомки занимали видные посты, получали высокие чины. Православный род князей Тенишевых сохранял значительные владения и занимал видное место среди российской аристократии. Имя казанского губернатора Василия Тенишева и начальника симбирского ополчения 1812 года Дмитрия Тенишева нам достаточно известны, но кто же такие Тенишевы-мусульмане рубежа ХIХ-ХХ веков?
Историческая традиция семьи пензенско-симбирских Тенишевых насчитывает четырнадцать поколений. В XIX–XX веках в Тамбовской и Пензенской губерниях Тенишевы населяли целые деревни. Они занимались торговлей и со своими обозами уходили далеко в степь. По торговым делам посещали Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города. Действовали они всегда своей группой. Молва шла по округе, когда они возвращались из торговых поездок. Не доезжая 2–3 версты до своей деревни, останавливали лошадей, одевали белые манишки и сюртуки, вставали в своих тарантасах и наперегонки гнали коней. Все живое с их дороги бежало, спасая свою жизнь, чтобы не попасть под эти неудержимые скачки. Тенишевы отличались решительностью во всех делах, были набожными.
Купец Мухамедзян Тенишев в 1870-е годы вместе с женой и двумя сыновьями переехал из родного Чембарского в Кузнецкий уезд Пензенской губернии и поступил управляющим на одну из суконных фабрик богатейшего татарского предпринимателя Тимербулата Акчурина. Люди одного круга и воспитания, они были близки друг другу по всем принципиальным вопросам. В конце 1878 года Тимербулат Акчурин подал заявление на получение свидетельства симбирского купца 1 гильдии, а вместе с ним и на приказчичье свидетельство 1 класса на имя Мухамедзяна Тенишева. В 1881 году пензенский мещанин Мухаметзян Шарифович Тенишев упомянут как доверенный Т.К. Акчурина. С этого времени М.Ш. Тенишев совершал сделки и подписывал бумаги от имени Тимербулата Акчурина. Его подпись, в частности, стоит под прошением о постройке на территории симбирской мечети деревянного дома.
Тимербулат Акчурин, сам проживая большей частью при суконной фабрике в Гурьевке, предоставил семье Тенишевых свой дом на улице Лосевой, ввёл их в симбирское окружение. Совместная работа продолжалась до 1890-х годов. К концу трудовой деятельности Мухаметзян сам стал весьма состоятельным человеком, смог вернуться в Пензу. Там в 1891 году им была возведена мечеть, входившая в число десяти красивейших мечетей России, а в 1892-1894 годы рядом с мечетью в центре города построена обширная частная усадьба с двумя флигелями и большим двором с пристройками.
В Симбирске должность отца занял Мубин Тенишев, о чем свидетельствует текст новой доверенности от 1885 года. Между строк этого документа читается безграничное уважение Тимербулата Акчурина к своему доверенному: «Вручаю Вам принадлежащий мне капитал, на который представляю Вам право производить от моего имени торговлю в Симбирске и во всех городах Российской Империи и ярмарках, где признаете полезным, покупать и продавать товары за наличные деньги и в кредит, принимать закладные векселя, заемные письма и долговые обязательства... С Тенишевыми Тимербулат Акчурин работал до своего последнего часа…
В 1888 году личный почётный гражданин Мубин Тенишев решает окончательно обустроиться в Симбирске, покупает усадьбу с деревянным домом на Ярмарочной площади. Со временем семейство значительно вырастет - жена Маги-Зиган Хусаиновна родила ему девятерых детей: Зайнаб, Раузу, Рахима, Хантемира, Нязиба, Хамзу, Аюпа, Гумяра, Махмуда. В 1900 году «Симбирские губернские ведомости» опубликовали списки избирателей в Симбирскую городскую думу IX четырёхлетия, куда был внесён и купец 2 гильдии Мубин Тенишев. В 1912 году глава семейства скончался и был похоронен в Симбирске.
С этого времени появляются сведения о промышленной деятельности компании «Братьев Тенишевых» - мыловаренном заводе, который считался крупным предприятием среди фабрик и заводов Симбирской губернии. Кроме того, в списке промышленных предприятий значился чугунно-литейный и механический завод Тенишевых в слободе Туть в городе Симбирске, который занимался отливкой частей сельскохозяйственных машин и орудий.
Недавно в нашем распоряжении появилось письмо Э.Р. Тенишева (внука М.М. Тенишева) директору Ульяновского областного архива А. В. Полумодову от 15 октября 1996 года с просьбой найти архивные документы, касающиеся семьи Тенишевых. Вот выдержка из него: «Мой дед Тенишев Мубин Мухамедзянович жил, умер и похоронен в Симбирске, где ему принадлежали:
1. Жилой дом (адреса не знаю),
2. Судоремонтный завод (адреса не знаю),
3. Парфюмерный и мыловаренный завод (адреса не знаю),
4. Пассажирский двухпалубный пароход, ходивший по Волге и Каме (прописан в Симбирске).
После смерти М. М. Тенишева во владение всем имуществом вступил его старший сын и мой отец Рахим Мубинович Тенишев (1885-1962). После революции все имущество Р.М. Тенишева было конфисковано»… Ответ на письмо не был получен.
Рахим учился в Казани, откуда родом была его мать. В окружении Рахима Тенишева были поэт Габдулла Тукай, писатель Фатих Амирхан, политический деятель Мулланур Вахитов. Вместе с друзьями Рахим Тенишев активно участвовал в создании татарского национального театра.
После учёбы он вернулся в Симбирск и занялся семейными предприятиями. Существующие архивные документы подтверждают, что в 1916 году Тенишевым, кроме собственного дома, принадлежала также соседняя усадьба на Ярмарочной пл. (бывшее владение Ю.Ш. Бахтеева, ныне утрачена). Интересен и почётный список мусульман симбирской Соборной мечети, где одно из первых мест занимал Рахим Мубинович Тенишев. Это говорит не только о состоятельности, но и об авторитете купеческой фамилии.
Есть также несколько отдельных фактов, опубликованных в 1916 году в «Симбирских губернских ведомостях». Так сообщается о назначении сроков «публичной продажи движимого имущества Рахима Тенишева, заключающегося в ружейном, рыболовном и других товарах», а судебный пристав объявляет «о продаже дрессированной лошади на Ярмарочной пл. в доме Тенишева, напротив цирка». О причинах распродаж остаётся только догадываться. И ещё факты из того неспокойного времени. В 1917 году помощник начальника 5 участка Петров сообщает, что «21 сентября в два часа ночи я был на пожаре построек Тенишева, принимал участие в его тушении и подвергся обстрелу с крыши поджигателями».
В октябре 1917 года Рахим Мубинович женится на своей пензенской кузине, привозит её в Симбирск. После революции имущество семьи (дома и предприятия) были национализированы, а четверых совершеннолетних братьев: Рахима, Назиба, Аюпа и Махмута Мубиновичей в 1919 году арестовали. Рахим вышел из стерлитамакской тюрьмы в Башкирии через год. Спустя время он покинул Симбирск. В Пензе в 1921 году в его семье родился сын Эдхям Тенишев (1921-2004), в будущем один из крупнейших российских тюркологов.
Родители Рахим и Амина Тенишевы, не жалели усилий для образования сына. В школьные годы он дополнительно занимался немецким и французским языками, музыкой, спортом. В доме имелась богатая библиотека, где было собрано много старинных книг на татарском, русском, персидском языках. «Мои родные в детстве рассказывали мне еще и с толкованиями, так что востоковедение для меня было «пройденным этапом». Получилось, что все старые книги, поэты-суфии мне были по дому хорошо знакомы. Так что учиться мне было действительно легко».
В 1938 году Эдхям Рахимович поступил в Московский институт инженеров транспорта, а в 1945 году на Восточный факультет Ленинградского университета. В 1949 году он защитил диплом на тему «Кыпчакский язык и его связь с современными кыпчакскими языками (система спряжений)».
Последние годы Э.Р. Тенишев значительное время уделяет работе в Татарском дворянском собрании. Наиболее интересны его исследования по восстановлению генеалогических древ дворянских родов России. По общей оценке, около трети русских дворянских родов имеют восходящие к средневековью татарские связи. Часто из татарского княжеского рода выделялась ветвь, принявшая православие и таким образом вошедшая в русское дворянство.
В апреле 2021 года научная общественность Пензы торжественно отмечала 100-летие со дня рождения лингвиста-востоковеда мирового масштаба Э.Р. Тенишева. На юбилейной конференции присутствовала дочь, этнограф Айша Эдхямовна Тенишева, проживающая в Москве. Ещё через год на фасаде школы, где учился будущий ученый, была открыта мемориальная доска. Характерно, что до этого, несмотря на протесты жителей, вставших «живой стеной» перед строителями, был снесён дом, в котором родился Э.Р. Тенишев.
ВУльяновске родовой дом Тенишевых пока существует, правда, мемориальной таблички на нём нет. Плачевное состояние дома Тенишевых и многих домов на старинных симбирских улицах с новыми названиями Марата, Федерации, Красноармейской - очередное доказательство равнодушия к истории края. Плюс нескончаемый поток желающих застроить правдами и неправдами центр города жилыми многоэтажками. Они плотно сжали в кольцо уцелевшие купеческие улицы.
Будем объективны и упомянем о реставрации нижней части ул. Федерации. Её обустройство, нарядные современные арт-объекты привлекают потоки пешеходов. Постепенно приводятся в порядок фасады обветшавших зданий. И появилась маленькая надежда, что благое дело сохранения и грамотного использования истории в «Ярмарочном квартале» на этом не закончится.
Ульяновск-Москва