Статьи

Скрипка поет или плачет

Скрипка с татарской душой

Скрипка давно и глубоко вошла в татарскую музыкальную традицию, став народным инструментом уже в XVIII веке. Впрочем, первоначально, татарская игра на скрипке напоминала владение восточными смычковыми инструментами – скрипку упирали на колене, держа скрипку в вертикальном положении (подобно игре народов Закавказья на кеманче). Такая форма игры вплоть до недавнего времени была характерна для народных исполнителей в татарских деревнях. Виднейший знаток татарских народных инструментов музыковед Геннадий Макаров указывает на связь и преемственность скрипки у татар с древними восточными инструментами - кубызом, кылкубызом и классическим для Средней Азии гиджаком. А профессор Казанской консерватории Шамиль Монасыпов отмечал, что в его коллекции есть скрипка, сделанная самодельным мастером как гиджак: у неё сквозной корпус, шпиль, на который «одеты» скрипичные аксессуары.

Народные исполнители быстро заметили, что скрипка, наряду с мандолиной, может выразить вечный татарский моң. Использовалась скрипка и в суфийских радениях. Так Геннадий Макаров добавляет, что национальные скрипичные традиции были зафиксированы татарским богословом и суфием, историком Таджутдином Ялчыгулом (1768-1838), который большую часть своей зрелой жизни провел в Закамье, в селениях, расположенных в бассейне реки Зай. На нарисованной Ялчыгулом схеме скрипки чётко просматриваются контуры классической европейской скрипки и четыре струны, которые, изготавливались из овечьих кишок. Являясь известным и уважаемым представителем суфийского ордена Накшбандия, Т. Ялчыгул имел своих учеников-мюридов, которым преподавал основы учения суфиев. Особое значение в обрядах суфиев придавалось инструментальной музыке и исполнению духовных песнопений (касыды, газели, мунаджаты). Наряду с классическими инструментами общевосточного происхождения в татарской среде постепенно стала использоваться и европейская скрипка. Народные скрипичные мелодии были зафиксированы и в труде музыковеда и фольклориста С. Г. Рыбакова «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (1897).

В период складывания и развития татарской профессиональной музыки стали появляться произведения для скрипки (как обработки народных мелодий, так и самостоятельные сочинения - например, пьесы Рустема Яхина), формировался обширный репертуар. Получали образование первые классические исполнители из татар. Сохранились в истории нашего народа и особые имена татарских профессиональных скрипачек, выступавших сольно, добившихся известности и признания.

Заслуженная артистка России Халида Самиулловна Ахтямова (1929-2005) стала блестящей представительницей отечественной скрипичной школы. Она с большим успехом выступала на различных сценах мира – соло и с оркестрами, записывалась на пластинки. Признанным был и ее авторитет педагога.

Халида Ахтямова родилась в Москве, ее семья происходила из деревни Уразовка Горьковской области. Отец при переезде в Москву начал работать чернорабочим, одновременно учился и закончил свой трудовой путь инженером. Мать была домохозяйкой.

Халида начала заниматься музыкой по классу скрипки в 1936 году в районной музыкальной школе. Через год, совсем юная Халида была направлена для участия в правительственном концерте в составе детского унисона из шести человек. Концерт состоялся на сцене Большого театра в присутствии Сталина. За несколько дней до концерта детям выдали новую одежду, а после - всем раздали одинаковые пакеты со сладостями. Эта была предвоенная эпоха культа скрипичных виртуозов, когда молодые советские музыканты (преимущественно, ученики одесского педагога Петра Столярского) участвовали и побеждали на престижных музыкальных конкурсах. О скрипачах публиковались статьи в газетах, их имена знали не только меломаны.

Затем Халида училась в школе при Московском музыкальном училище имени М. М. Ипполитова-Иванова, Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории. Талант ее вскоре стал известен самому «царю Давиду» – выдающемуся скрипачу и педагогу Давиду Ойстраху, который принял Халиду в 1948 году в свой консерваторский класс. У Ойстраха она продолжала заниматься и в аспирантуре. «Среди многих привлекательных черт исполнительского облика скрипачки Халиды Ахтямовой, мне представляются наиболее ценными глубокая музыкальность, романтическая взволнованность, чувство колорита, придающие её исполнению неподдельную искренность и теплоту», – писал о своей ученице Давид Ойстрах.

Уже сразу после окончания консерватории Халида Ахтямова в 1953 году приняла участие в Международном конкурсе скрипачей в Бухаресте и завоевала первую премию. В том же году была приглашена в Московскую филармонию, где проработала солисткой около 35 лет. Выступала она во многих странах мира (помимо европейских – в Японии, Иране, Малайзии, Таиланде, Сингапуре, на Филиппинах), объездила весь Советский Союз – от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Ташкента, Самарканда, Ашхабада. Часто Халида Самиулловна концертировала в любимой Казани, а когда знала, что ее коллеги поедут в Татарстан, передавала привет и самые добрые пожелания своим казанским друзьям и зрителям. Последний её салям передал в 2002 году Владимир Спиваков, приезжавший с выступлениями в Казань. Уже позднее, Владимир Теодорович после концерта в Набережных Челнах вспоминал: «Я очень дружил с Халидой Ахтямовой – прекрасная скрипачка и редчайшей щедрости и благородства женщина. Мы с ней вместе преподавали в институте имени Гнесиных. Она была татаркой и очень этим гордилась. И я даже нашёл где-то в Нью-Йорке на аукционе фигурку фарфоровую старинную, в татарском костюме, где было написано внизу «Татарка», ей подарил, она целовала её, счастливая, и всё время говорила: «Лишь бы не разбилась! Она мне так дорога!». Со Спиваковым их связывали дружба и сотрудничество. Он приглашал Халиду Ахтямову с мастер-классами на свои фестивали, проходившие в России и во французском Кольмаре. Делилась своими знаниями она и в другом французском фестивальном городе – Туре, и в Финляндии, Литве, вместе с фондом Юрия Башмета – в уютной, подмосковной Старой Рузе, на конкурсах в Праге, Лейпциге, Риге, Таллине. До конца жизни Халида Ахтямова была востребованным скрипичным педагогом.

В 1972 году Халида Самиулловна пришла преподавать в Гнесинский институт. Более двадцати лет она заведовала в Гнесинке кафедрой скрипки и альта, став профессором этого известного во всем мире учебного заведения. Она по-матерински следила за творческой судьбой своих учеников. Возможно, за этим стояло и её одиночество. В автобиографии, подготовленной при приеме на работу в Гнесинский институт, в возрасте всего сорока лет Халида Самиулловна пишет, что «имела семью – мужа и дочь. Оба умерли». Оставались ученики, частые поездки и концерты, квартира в Волковом переулке близ московского зоопарка, заполненная партитурами и виниловыми пластинками. Умерла Халида Самиулловна Ахтямова в мае 2005 года.

Вспоминая Халиду Ахтямову необходимо отметить вклад в скрипичное искусство и её современницы, заслуженной артистки Татарстана Зариус Шихмурзаевой, чьи выступления памятны любителям классической музыки Москвы и Казани. В семье и музыкальной школе её называли Зоря, и впоследствии она стала употреблять это имя как сценическое.

По отцовской линии она происходила из известной в татарском мире деревни Верхние Каргалы Уфимской губернии, из семьи потомственных дворян Еникеевых, переселившихся в конце XVIII века в Приуралье из-под Темникова. Родители будущей скрипачки встретились и поженились в Казани. Видимо, в тревожной обстановке 1930-х годов было принято решение дать девочке фамилию мамы, дабы скрыть дворянское происхождение. Зариус родилась в октябре 1933 года именно в Казани, куда мама приехала навестить родственников. Вскоре семья перебралась в Москву.

В семье считалось, что музыкальная одаренность передалась девочке от отца, из рода Еникеевых, давшего татарскому народу многих талантливых представителей творческой интеллигенции. Однако и мама, получившая филологическое образование, и преподававшая русский язык и литературу в московских школах, любила музыку. Семейное предание гласило о том, как она в детстве, в Саратове, вместо прогулки с семьёй по берегу Волги могла встать под окном одного дома и слушать, как льётся оттуда виолончельная музыка. Это играл малоизвестный в то время Семён Козолупов — в будущем заведующий кафедрой виолончели в Московской консерватории, из учеников которого выйдет много знаменитых музыкантов, в том числе и его племянник Мстислав Ростропович.

В 1940 году, пройдя заключительный этап сложнейшего конкурса для одарённых детей, на который было подано 700 заявлений, Зоря поступает в Центральную музыкальную школу (легендарную ЦМШ) при Московской консерватории

Отец Зори ушёл на фронт в самом начале войны. В июле 1942 года техник-интендант I ранга Еникеев Усман Давыдович (Даутович), помощник по оперативной части начальника штаба 18-й истребительной бригады, пропал без вести… Мать отправила двух детей и бабашку в эвакуацию к родственникам в Казань, где у Зариус произошла судьбоносная встреча со своим будущим педагогом, также во время войны находившемся в Казани – Каюмом Абдуловичем Байбуровым.

Незадолго до окончания войны, Зоря вместе со своим учителем вновь переезжает в Москву, где продолжает заниматься в его классе вплоть до выпуска и поступления в Московскую консерваторию. В консерватории она поступает в класс профессора Абрама Ямпольского. В студенческие годы Зариус Шихмурзаева начинает гастролировать – она выступала в Норвегии, Дании, Польше. В год окончания консерватории участвовала в конкурсе, проходившем на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году, где завоевала большую золотую медаль. Участвовала она и в престижных музыкальных конкурсах - Первом международном конкурсе им. П. И. Чайковского, проходившем в Москве в 1958 году, им. Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже в 1961 году, и им. королевы Елизаветы в Брюсселе в 1963 году.

Вообще, 1960-70-е годы стали в карьере Зариус Шихмурзаевой наиболее продуктивными. Она часто гастролировала в Европе – в Австрии, Франции, Финляндии, Португалии, Югославии, Чехословакии, Бельгии, где имя советской скрипачки стало известным. Ездила она и в США, Канаду, Китай, Ливан. Парижская газета Le Figarо отмечала, что «совершенство её техники, редкий способ звукоизвлечения делают её звук незабываемым», а итальянская Unitа еще более восторженно сообщала своим читателям, что «Шихмурзаева как скрипач превосходит все сравнения. Звучание её скрипки полное и безукоризненное по своей чистоте». Однако в конце 1970-х годов заграничные поездки, являвшиеся для советских музыкантов во многом показателями успеха и признания, для Зариус Шихмурзаевой практически прекратились. Видимо, сказался ее непростой, местами дерзкий характер, входивший в противоречие с официальным советским музыкальным миром.

С Татарстаном Зариус Усмановна не теряла связи. В свой богатый репертуар она включила красивейшее произведение - Концерт для скрипки с оркестром Си мажор Мансура Музафарова, запись которого сохранилась. В 1972 году она стала заслуженной артисткой Татарской АССР. Скончалась Зариус Шихмурзаева в 2010 году, похоронена на мусульманском участке Кузьминского кладбища в Москве рядом с родными, и своим учителем Каюмом Байбуровым.

Получившие блестящее музыкальное образование, Халида Ахтямова и Зариус Шихмурзаева стали первыми известными татарками-скрипачками. Со времени их дебюта многие представительницы татарского народа освоили этот инструмент, успешно выступая в оркестрах и сольно.