Памятные мероприятия в татарских селах Нижегородской области
Истоки наши, глубокие корни, сохранение традиций – в татарских деревнях, раскинутых щедрыми, плотными ареалами по значительной части России. Особое значение для истории и современной жизни татарского народа имеет Нижегородчина, на юго-востоке которой, вокруг Сергача, располагаются более 30 старинных татарских сел, выходцы из которых во многом сформировали татарские общины разных городов, в особенности московскую. Мы регулярно рассказываем на наших страницах об истории татарских сел Нижегородской области.
Любовь, преданность московских нижегородцев к своим деревням, сохранение родовых домов, забота о сельских мечетях стали примером для всего нашего народа. Летние поездки в деревни для нескольких поколений московских детей определили подлинное приобщение к родному языку, религии, самому укладу энергичных, зажиточных сел нижегородских татар. Вспоминаются в этой связи наставления многолетнего имам-хатыба Московской Соборной мечети (и выходца из села Шубино) Ахметзяна хазрата Мустафина (1902-1986), призывавшего родителей отправлять на летние каникулы своих детей в родовые села. Так появлялась возможность укрепить детей из мегаполиса в родном языке, духовно-нравственных традициях предков и религии.
Многое меняется в жизни, проходят десятилетия, но также как и прежде, в летние дни Красный Остров и Петряксы, Сафаджай и Большое Рыбушкино, Пошатово и Грибаново, Урга и Актуково, Чембилей и Пица наполняются голосами своих уроженцев, потомков, зачастую, уже в нескольких поколениях, живущих в Москве, но накрепко связанных с деревнями. Благодаря проложенной в рекордные сроки федеральной скоростной трассе М12 значительно сократилось время в пути от столичной квартиры до деревенского дома, ставшего своего рода дальней дачей для многих татар-москвичей. В целом, эта особенность – географическая близость Москвы к исконным татарским ареалам – касимовской Мещере, темниковскому западу современной Мордовии, сергачской Нижегородчине, традиционно формировало постоянный приток соплеменников в большой город, сближало деревни и Москву – будто бы соединяя столичные предместья с привольно раскинутыми татарскими поселениями.
Много на Нижегородчине примечательных мест – известных мечетей, сакральных пространств, символизирующих возрождение религиозной жизни местных мусульманских общин в 1990-е годы. Здесь стоит особо отметить, что исламская традиция в нижегородских селах никогда не прерывалась, несмотря на то, что с послевоенных лет лишь в трех селах Горьковской области (Ендовище, Андреевке и Малом Рыбушкино) официально действовали мечети. В каждом татарском поселении сохранялись места для молитвы, отмечались не только национальные, но и религиозные праздники и соблюдались обряды жизненного цикла. Сразу же, после изменения государственной политики по отношению к религии, уже в перестройку, нижегородские татары стали массово регистрировать общины, возрождать и строить мечети, став для многих регионов нашей страны примером созидательной, полноценной этноконфессиональной жизни. В этом году две известные мечети Нижегородчины, расположенные в селах Медяна и Кочко-Пожарки, отмечают свое тридцатилетие. Именно туда мы и направились длинными летними днями, разделяя праздник с единоверцами и земляками, в очередной раз восхищаясь энергии и силе нижегородских татар.
Но прежде, необходимо сказать о человеке, для многих в Москве и в других городах ставшем учителем, наставником, благодаря которому тысячи молодых татар встали на намаз, приобщились к своей религии и традиции. Речь идет о заместителе председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, директоре медресе при Московской Соборной мечети Жафяре Ярулловиче Фейзрахманове. Много лет Жафяр хаджи связывает московских имамов, религиозный актив московской татарской общины с Нижегородчиной, организует вместе со своими соратниками столь важные, насыщенные встречами, полезными выступлениями поездки религиозных и общественных деятелей в татарские села. Патриот своего родного села Красный Остров (Краснай), Жафяр хаджи не дает московским нижегородцам забывать о своих корнях, а проводя масштабные мероприятия – приобщает круглогодично живущих в деревнях земляков к самым новым достижениям богословской, исторической и краеведческой мысли, предоставляет возможность услышать маститых имамов-проповедников.
Мы и в эту поездку с восхищением наблюдали за организаторскими способностями и трудолюбием Жафяра Ярулловича. Без всякой суеты, так внимательно и просто общается он с земляками и гостями, у него все заранее предусмотрено, обговорено, с полуслово понимает каждого. А глаза его словно одаривает своего собеседника добротой и душевной щедростью...
Центром религиозных торжеств традиционно является мемориальный комплекс «Шәһидләр кабере», расположенный между сёлами Пошатово и Семеновка, посвященный памяти жертв репрессий. В январе 1919 года, здесь без суда и следствия были расстреляны более 50 человек, среди которых - учителя и муллы, зажиточные середняки и простые крестьяне… Благодаря известной книге кандидата исторических наук Мансура Закиевича Хафизова (1930-2007) «Трагедия в татарской деревне», где собраны документальные материалы, воссоздающие обстоятельства массовых расстрелов, о событиях в Семеновке знают не только в Нижегородской области. Сам величественный мемориальный комплекс был открыт в 1999 году стараниями жителей сёл Пошатово и Семеновки и благотворителя Фаиза Гильманова. Вот и в этом году в середине знойного летнего месяца июля с громким провозглашением такбира у входа в комплекс соединились две многочисленные группы верующих из соседних сел для совершения молитвы о воздаянии райской обители невинно убитым жертвам репрессий.
Другое доброе дело легендарного мецената Фаиза Гильманова – мечеть «Рашида» в селе Медяна (Мәдәнә), стала одним из символов новой исламской архитектуры России, неизменно входит в различные фотоальбомы, привлекает многих паломников, специально приезжающих в это татарское село. Восхитившиеся архитектурным изяществом, красотой и совершенством этого уникального памятника гости, очень часто называют её«Татарским Тадж-махалом». И на наш взгляд такое сравнение является отнюдь не случайной. Во время этой встречи Фаиз Абдрахманович Гильманов подробно рассказал об идее строительства мечети, названной именем своей матери:
«Это было в 1989 году. Мне позвонила моя мама Рашида и сообщила, что в нашем родном селе собирают деньги на строительство мечети. У меня было шестнадцать тысяч советских еще тогда рублей. Я взял пятнадцать тысяч и поехал. Был как раз Курбан-байрам. На сельском кладбище на газетах, положенных на мокрую траву сидели бабаи. Мулла читал проповедь… Увидев все это я себе тогда поклялся — в селе будет мечеть!
Эскиз подготовил архитектор, которого мне посоветовал муфтий Талгат Таджутдин. И с этим эскизом я поехал в Москву к муфтию шейху Равилю Гайнутдину, и он утвердил его. За полгода специалисты подготовили полный проект с учетом металлоконструкций, электрики, всю документацию. На это ушло пятнадцать тысяч. И вдруг приходит ко мне архитектор Ильяс Тажиев, создавший проект Мемориальной мечети на Поклонной горе в Москве. А я очень хотел, чтобы мечеть в Медяне была подарком маме и односельчанам, для наших детей и внуков. Чтобы от нее веяло радостью и светом. Через три дня он принес свой проект. В плане мечеть в форме цветка с пятью лепестками… Я объездил полмира, видел огромные мечети. Многие из них поражают только своими размерами… А наша «Рашида» построена с душой».
В мечети «Рашида» прошел пятничный намаз, собравший множество жителей села Медяна и гостей. С хутбой обратился первый зампред СМР и зампред ДУМ РФ, муфтий Московской области Рушан хазрат Аббясов, чьи корни связаны с селом Новомочалеи. В ходе проповеди Рушан хазрат напомнил, что мухаррам, на который пришлась эта поездка, - один из четырех запретных месяцев, а значит грехи, совершенные в эти месяцы, считаются более тяжелыми, а за поклонение и благодеяния предусмотрено большее вознаграждение, поэтому стоит быть особо внимательными к своим намерениям, словам и делам. Рушан хазрат также напомнил братьям-единоверцам, что пятничная молитва в мечети - одно из предписаний Всевышнего, которое очищает наши сердца, помогает духовной перезагрузке и служит прекрасным напоминанием о необходимости совершения благого.
В целом, духовная составляющая была важнейшей, ключевой в эти благословенные дни, проведенные в татарских селах; коллективные намазы, чтение сур Священного Корана, наставления имамов сопровождали весь путь. С проповедями и хутбой перед земляками выступали председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Гаяз хазрат Закиров (на днях Гаязу хазрату, уроженцу деревни Ишеево, присвоено звание «почетный гражданин города Нижнего Новгорода»), полномочный представитель муфтия Равиля Гайнутдина в Приволжском Федеральном округе Мунир хазрат Беюсов родом из села Андреевка, имам-хатыб Московской Исторической мечети Рамиль хазрат Садыков (корнями из Урги), имамы сельских мечетей. Особо хочется отметить, радушие, гостеприимство, мастерство в проведении столь многолюдных, серьёзных мероприятий проявленные главным имамом Сергачского, Спасского и Княгининского районов Нижегородской области Маратом хазратом Салахетдиновым. В мечети его родного села Пошатово состоялся дневной намаз, после которого за столами - щедрая трапеза с традиционными блюдами татарской кухни, в очередной раз продемонстрировавшая гостеприимство и душевную широту местных жителей.
Были в программе и посещения сабантуев в Кочко-Пожарках и Медяне, молитва в мечети села Кочко-Пожарки, также отмечавший в эти дни свое 30-летие, меджлис в селе Ключище (Суыксу). Довелось нам неоднократно выступать на разных площадках, в том числе касаясь и исторических сюжетов.
Важным, в этой череде выступлений, стало мероприятие в клубе села Грибаново (Грибан). В этом селе, в своем доме нас радушно, тепло встретил меценат, общественный деятель Раис Гафуров. В Грибаново, общими усилиями планируется подготовка книги, где будет отражено богатое прошлое села, его религиозная жизнь (история мечетей, биографии имамов, в том числе народных, советского времени), сельские обычаи и народная культура, судьбы видных уроженцев (в том числе фронтовиков, тружеников колхоза, учителей). В такой книге необходимо обобщить и биографии выходцев из Грибаново, работавших в Москве, Макеевке (в свое время на шахты Донбасса отправилось много семей из Грибаново) и других городах вдали от исторической родины, но связанных с селом, включая наших современников. Работа по сбору материала стартовала, получена поддержка местной общины, уже есть источниковый фундамент, а значит еще одно нижегородское татарское село обретет свою книгу.
Учитывая мощное краеведческое движение, охватившее сейчас все татарские села Нижегородской области, скоро видимо сформируется целый корпус новой литературы, публикаций источников, включая метрические книги – столь важные для реконструкции генеалогий. Поиск корней, истоков сел всегда был важным в татарской национальной жизни, но ныне этот процесс приобрел поистине глобальный размах.
А для нас, представителям Федеральной просветительской газеты «Татарский мир» было очень приятно видеть, что на Нижегородчине читают нашу газету, здесь живут и наши авторы, местные села – часть татарского мира. Много планов – исследовательских, творческих, обсуждалось в ходе этой поездки. Значит всегда есть повод вернуться, в очередной раз приобщившись к энергии Сергачского края.
Нижегородская область – Москва
Истоки наши, глубокие корни, сохранение традиций – в татарских деревнях, раскинутых щедрыми, плотными ареалами по значительной части России. Особое значение для истории и современной жизни татарского народа имеет Нижегородчина, на юго-востоке которой, вокруг Сергача, располагаются более 30 старинных татарских сел, выходцы из которых во многом сформировали татарские общины разных городов, в особенности московскую. Мы регулярно рассказываем на наших страницах об истории татарских сел Нижегородской области.
Любовь, преданность московских нижегородцев к своим деревням, сохранение родовых домов, забота о сельских мечетях стали примером для всего нашего народа. Летние поездки в деревни для нескольких поколений московских детей определили подлинное приобщение к родному языку, религии, самому укладу энергичных, зажиточных сел нижегородских татар. Вспоминаются в этой связи наставления многолетнего имам-хатыба Московской Соборной мечети (и выходца из села Шубино) Ахметзяна хазрата Мустафина (1902-1986), призывавшего родителей отправлять на летние каникулы своих детей в родовые села. Так появлялась возможность укрепить детей из мегаполиса в родном языке, духовно-нравственных традициях предков и религии.
Многое меняется в жизни, проходят десятилетия, но также как и прежде, в летние дни Красный Остров и Петряксы, Сафаджай и Большое Рыбушкино, Пошатово и Грибаново, Урга и Актуково, Чембилей и Пица наполняются голосами своих уроженцев, потомков, зачастую, уже в нескольких поколениях, живущих в Москве, но накрепко связанных с деревнями. Благодаря проложенной в рекордные сроки федеральной скоростной трассе М12 значительно сократилось время в пути от столичной квартиры до деревенского дома, ставшего своего рода дальней дачей для многих татар-москвичей. В целом, эта особенность – географическая близость Москвы к исконным татарским ареалам – касимовской Мещере, темниковскому западу современной Мордовии, сергачской Нижегородчине, традиционно формировало постоянный приток соплеменников в большой город, сближало деревни и Москву – будто бы соединяя столичные предместья с привольно раскинутыми татарскими поселениями.
Много на Нижегородчине примечательных мест – известных мечетей, сакральных пространств, символизирующих возрождение религиозной жизни местных мусульманских общин в 1990-е годы. Здесь стоит особо отметить, что исламская традиция в нижегородских селах никогда не прерывалась, несмотря на то, что с послевоенных лет лишь в трех селах Горьковской области (Ендовище, Андреевке и Малом Рыбушкино) официально действовали мечети. В каждом татарском поселении сохранялись места для молитвы, отмечались не только национальные, но и религиозные праздники и соблюдались обряды жизненного цикла. Сразу же, после изменения государственной политики по отношению к религии, уже в перестройку, нижегородские татары стали массово регистрировать общины, возрождать и строить мечети, став для многих регионов нашей страны примером созидательной, полноценной этноконфессиональной жизни. В этом году две известные мечети Нижегородчины, расположенные в селах Медяна и Кочко-Пожарки, отмечают свое тридцатилетие. Именно туда мы и направились длинными летними днями, разделяя праздник с единоверцами и земляками, в очередной раз восхищаясь энергии и силе нижегородских татар.
Но прежде, необходимо сказать о человеке, для многих в Москве и в других городах ставшем учителем, наставником, благодаря которому тысячи молодых татар встали на намаз, приобщились к своей религии и традиции. Речь идет о заместителе председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, директоре медресе при Московской Соборной мечети Жафяре Ярулловиче Фейзрахманове. Много лет Жафяр хаджи связывает московских имамов, религиозный актив московской татарской общины с Нижегородчиной, организует вместе со своими соратниками столь важные, насыщенные встречами, полезными выступлениями поездки религиозных и общественных деятелей в татарские села. Патриот своего родного села Красный Остров (Краснай), Жафяр хаджи не дает московским нижегородцам забывать о своих корнях, а проводя масштабные мероприятия – приобщает круглогодично живущих в деревнях земляков к самым новым достижениям богословской, исторической и краеведческой мысли, предоставляет возможность услышать маститых имамов-проповедников.
Мы и в эту поездку с восхищением наблюдали за организаторскими способностями и трудолюбием Жафяра Ярулловича. Без всякой суеты, так внимательно и просто общается он с земляками и гостями, у него все заранее предусмотрено, обговорено, с полуслово понимает каждого. А глаза его словно одаривает своего собеседника добротой и душевной щедростью...
Центром религиозных торжеств традиционно является мемориальный комплекс «Шәһидләр кабере», расположенный между сёлами Пошатово и Семеновка, посвященный памяти жертв репрессий. В январе 1919 года, здесь без суда и следствия были расстреляны более 50 человек, среди которых - учителя и муллы, зажиточные середняки и простые крестьяне… Благодаря известной книге кандидата исторических наук Мансура Закиевича Хафизова (1930-2007) «Трагедия в татарской деревне», где собраны документальные материалы, воссоздающие обстоятельства массовых расстрелов, о событиях в Семеновке знают не только в Нижегородской области. Сам величественный мемориальный комплекс был открыт в 1999 году стараниями жителей сёл Пошатово и Семеновки и благотворителя Фаиза Гильманова. Вот и в этом году в середине знойного летнего месяца июля с громким провозглашением такбира у входа в комплекс соединились две многочисленные группы верующих из соседних сел для совершения молитвы о воздаянии райской обители невинно убитым жертвам репрессий.
Другое доброе дело легендарного мецената Фаиза Гильманова – мечеть «Рашида» в селе Медяна (Мәдәнә), стала одним из символов новой исламской архитектуры России, неизменно входит в различные фотоальбомы, привлекает многих паломников, специально приезжающих в это татарское село. Восхитившиеся архитектурным изяществом, красотой и совершенством этого уникального памятника гости, очень часто называют её«Татарским Тадж-махалом». И на наш взгляд такое сравнение является отнюдь не случайной. Во время этой встречи Фаиз Абдрахманович Гильманов подробно рассказал об идее строительства мечети, названной именем своей матери:
«Это было в 1989 году. Мне позвонила моя мама Рашида и сообщила, что в нашем родном селе собирают деньги на строительство мечети. У меня было шестнадцать тысяч советских еще тогда рублей. Я взял пятнадцать тысяч и поехал. Был как раз Курбан-байрам. На сельском кладбище на газетах, положенных на мокрую траву сидели бабаи. Мулла читал проповедь… Увидев все это я себе тогда поклялся — в селе будет мечеть!
Эскиз подготовил архитектор, которого мне посоветовал муфтий Талгат Таджутдин. И с этим эскизом я поехал в Москву к муфтию шейху Равилю Гайнутдину, и он утвердил его. За полгода специалисты подготовили полный проект с учетом металлоконструкций, электрики, всю документацию. На это ушло пятнадцать тысяч. И вдруг приходит ко мне архитектор Ильяс Тажиев, создавший проект Мемориальной мечети на Поклонной горе в Москве. А я очень хотел, чтобы мечеть в Медяне была подарком маме и односельчанам, для наших детей и внуков. Чтобы от нее веяло радостью и светом. Через три дня он принес свой проект. В плане мечеть в форме цветка с пятью лепестками… Я объездил полмира, видел огромные мечети. Многие из них поражают только своими размерами… А наша «Рашида» построена с душой».
В мечети «Рашида» прошел пятничный намаз, собравший множество жителей села Медяна и гостей. С хутбой обратился первый зампред СМР и зампред ДУМ РФ, муфтий Московской области Рушан хазрат Аббясов, чьи корни связаны с селом Новомочалеи. В ходе проповеди Рушан хазрат напомнил, что мухаррам, на который пришлась эта поездка, - один из четырех запретных месяцев, а значит грехи, совершенные в эти месяцы, считаются более тяжелыми, а за поклонение и благодеяния предусмотрено большее вознаграждение, поэтому стоит быть особо внимательными к своим намерениям, словам и делам. Рушан хазрат также напомнил братьям-единоверцам, что пятничная молитва в мечети - одно из предписаний Всевышнего, которое очищает наши сердца, помогает духовной перезагрузке и служит прекрасным напоминанием о необходимости совершения благого.
В целом, духовная составляющая была важнейшей, ключевой в эти благословенные дни, проведенные в татарских селах; коллективные намазы, чтение сур Священного Корана, наставления имамов сопровождали весь путь. С проповедями и хутбой перед земляками выступали председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Гаяз хазрат Закиров (на днях Гаязу хазрату, уроженцу деревни Ишеево, присвоено звание «почетный гражданин города Нижнего Новгорода»), полномочный представитель муфтия Равиля Гайнутдина в Приволжском Федеральном округе Мунир хазрат Беюсов родом из села Андреевка, имам-хатыб Московской Исторической мечети Рамиль хазрат Садыков (корнями из Урги), имамы сельских мечетей. Особо хочется отметить, радушие, гостеприимство, мастерство в проведении столь многолюдных, серьёзных мероприятий проявленные главным имамом Сергачского, Спасского и Княгининского районов Нижегородской области Маратом хазратом Салахетдиновым. В мечети его родного села Пошатово состоялся дневной намаз, после которого за столами - щедрая трапеза с традиционными блюдами татарской кухни, в очередной раз продемонстрировавшая гостеприимство и душевную широту местных жителей.
Были в программе и посещения сабантуев в Кочко-Пожарках и Медяне, молитва в мечети села Кочко-Пожарки, также отмечавший в эти дни свое 30-летие, меджлис в селе Ключище (Суыксу). Довелось нам неоднократно выступать на разных площадках, в том числе касаясь и исторических сюжетов.
Важным, в этой череде выступлений, стало мероприятие в клубе села Грибаново (Грибан). В этом селе, в своем доме нас радушно, тепло встретил меценат, общественный деятель Раис Гафуров. В Грибаново, общими усилиями планируется подготовка книги, где будет отражено богатое прошлое села, его религиозная жизнь (история мечетей, биографии имамов, в том числе народных, советского времени), сельские обычаи и народная культура, судьбы видных уроженцев (в том числе фронтовиков, тружеников колхоза, учителей). В такой книге необходимо обобщить и биографии выходцев из Грибаново, работавших в Москве, Макеевке (в свое время на шахты Донбасса отправилось много семей из Грибаново) и других городах вдали от исторической родины, но связанных с селом, включая наших современников. Работа по сбору материала стартовала, получена поддержка местной общины, уже есть источниковый фундамент, а значит еще одно нижегородское татарское село обретет свою книгу.
Учитывая мощное краеведческое движение, охватившее сейчас все татарские села Нижегородской области, скоро видимо сформируется целый корпус новой литературы, публикаций источников, включая метрические книги – столь важные для реконструкции генеалогий. Поиск корней, истоков сел всегда был важным в татарской национальной жизни, но ныне этот процесс приобрел поистине глобальный размах.
А для нас, представителям Федеральной просветительской газеты «Татарский мир» было очень приятно видеть, что на Нижегородчине читают нашу газету, здесь живут и наши авторы, местные села – часть татарского мира. Много планов – исследовательских, творческих, обсуждалось в ходе этой поездки. Значит всегда есть повод вернуться, в очередной раз приобщившись к энергии Сергачского края.
Нижегородская область – Москва