Без этого человека нельзя представить жизнь татарской национально-культурной автономии Москвы. Ильдара Шигапова знает каждый, кто хоть немного интересуется татарским искусством. Кто бы мог подумать, что этому стройному, энергичному и улыбчивому человеку уже 80 лет! Сегодня он Заслуженный артист России, песни в его исполнении входят в золотой фонд татарского искусства, в разные годы он был художественным руководителем Татарской госфилармонии, солистом легендарного московского ансамбля «Хыял»… 15 лет он является художественным руководителем Татарского культурного центра, под началом которого выступает более 10 творческих коллективов, среди который театр татарской песни «Тальян», ансамбли «Мирас» и «Нур», вокально-хоровой коллектив «Идель», вокально-хореографический ансамбль «Хазина» и другие. Ильдар Хамитович в разные годы был главным режиссером и практически бессменным режиссером основной концертной площадки московского праздника «Сабантуй».
«Кая инде безгә-аулларга!» - то и дело повторяет Ильдар абый, рассказывая о своей жизни.Он родился в учительской семье в деревне Медина Нижегородской области. После школы родители со слезами и робкой надеждой провожали сына в Казань поступать на физмат университета. «Куда уж нам деревенским!» - махнул на прощание рукой Ильдар и… поступил. Но творческая натура вскоре взбунтовала против формул, он бросил университет и перешел учиться в хореографическую студию при Казанской филармонии. Родители, узнав об этом, перестали общаться с сыном: не могли смириться с его желанием стать артистом. Ильдар, проглотив обиду, и собрав волю в кулак, поехал в Москву, где окончил экспериментальную хореографическую студию при Большом театре. Прошел конкурс на артиста балета в Московский цирк. В Госфильмофонде осталась черно-белая видеозапись, где можно увидеть молодого Шигапова, зажигательно танцующего под песню Кобзона «Куба – любовь моя». Это была легендарная программа Московского цирка в постановке Юрия Никулина, посвященная революционной Кубе. А с Кобзоном судьба сведет Шигапова еще не раз.
- Как-то раз мой приятель танцор позвал за компанию съездить в Казань попробовать себя в конкурсе на солиста местной филармонии, – вспоминает Ильдар абый. – В результате меня взяли, а его нет. Ну, мы с другом посмеялись, погуляли по Казани и вернулись в Москву. Тут меня вдруг вызывают к директору цирка. Лицо у Асанова недоброе, в руках держит какую-то бумажку: «Ильдар Хамитович, в чем дело? Тут пришла телеграмма, что вы зачислены солистом Казанской филармонии?». Я, конечно, удивился, но виду не подал: «Ну а что, - отвечаю, набравшись наглости, - зарплаты у нас маленькие. Я – татарин. Наверное, мне в Казани лучше будет». «Мы поднимем вам оклад! - тут же отвечает Асанов и дает указание увеличить мне зарплату до 100 рублей. Хорошие деньги по тем временам. Вот так удачно я съездил в Казань.
Поездка в Казань не прошла даром во всех смыслах. Оказалось, что молодого красивого танцора приметила легендарная татарская певица Альфия Авзалова. В то время она как раз отучилась в Москве у всемирно известной исполнительницы песен мира Ирмы Яунзем и решила сделать собственную подобную программу. Она пригласила Шигапова на летние гастроли по Татарстану. Авзалова пела песни на разных языках, а Шигапов исполнял танцы народов мира. «Я научился у Альфии апы многому. Восхищал не только ее голос и профессионализм, но и легкое веселое отношение к жизни» - вспоминает с улыбкой Ильдар абый.
Однажды Шигапову позвонил знакомый из Москонцерта и рассказал, что заслуженная артистка Башкирии Диана Нурмухамедова создает в столице татарскую группу. Невиданное по тем временам дело. Говорили, что муж певицы работает в Московском горкоме партии, он то и «протолкнул» эту идею. В новом коллективе Шигапову предложили делать танцевальные номера и вести концерты. Поставили условие: если гастроли пройдут плохо, татарскую группу расформируют. Первый город в гастрольном графики была Астрахань. Три концерта пошло «на ура», и вдруг Диана Нурмухамедова заболела: пропал голос. Собрались на совещание решать, что делать? Возвращаться в Москву никак нельзя. И тут Диана Даутовна обратилась к Шигапову: «Ильдар, ты же все время ходишь напеваешь татарские песни. Спой хоть парочку на концерте».
- Я в шоке, - говорит Ильдар абый. – Значит, весь концерт на сцене один человек что ли? И швец, и жнец и на дуде игрец?! К тому же концерт проходит в здании эстрады астраханского Парка культуры, где сам Шаляпин пел. Какой там! Никто и слушать меня не стал - пой и все. Как сейчас помню, исполнил две песни «Раушания, бәгрем» и «Иртэ буран, кичтэ буран». Диана Даутовна, конечно, очень серьезно со мной занималась. В итоге двадцать концертов отпел, оттанцевал. Успех был сумасшедший. А по мне так махровая самодеятельность. Наверное, нравился людям из-за того, что молодой и худой был.
Рассказывает он об этом, конечно, не без лукавства. Не было бы голоса, не стал бы слушать его народ, да и в Казанскую консерваторию вряд ли взяли бы. Это случилось в 64-ом году во время гастролей в Казани. В консерваторию Шигапова буквально силой затащил товарищ. Ловить было нечего, вступительные экзамены прошли. Но на удачу, навстречу молодым людям попалась сама Зюгра Байрашева - заведующая кафедрой сольного пения. Только взглянула на Шигапова и говорит: «Да, красивый, рослый парень, в нашей опере не плохо будете смотреться. Приходите, завтра, может, уговорю Жиганова прослушать».
- Я пришел в консерваторию, встал у двери белого зала, прислушался – там такие голоса! А ректор консерватории Назиб Жиганов еще и недоволен: то крикнет, то по столу стукнет. На ватных ногах я вошел в зал и спел арию Германа из «Пиковой дамы». Жиганов молчит. Проверили диапазон, предложили исполнить что-нибудь татарское. Спел романс Латыпова «Махэббэтем» - с мелизмами, своей фирменной «дрожалочкой». Жиганов поворачивается к коллегам: «Разве в Москве так поют по-татарски?» «У нас в деревне так поют, - говорю, - я же деревенский». «Тебя не спрашивают! – гаркнул на меня Жиганов. Вот так меня и приняли! Я бегом звонить родителям, кричу в трубку: «Әни! Әти! Я в Казанскую консерваторию поступил». Они, конечно, удивились и обрадовались, а то все переживали, что сын останется неучем! С тех пор между нами снова были мир и согласие. Правда, проучиться успел всего один семестр – загремел в армию, в ракетные войска под Ленинградом.
На втором годе службы Шигапову разрешили четыре раза в неделю заниматься вокалом в Ленинградской консерватории. Перед самой демобилизацией, проходя по Моховой, он увидел на здании вывеску «Государственный институт театра, музыки и кинематографии». Тот самый знаменитый ЛГИТМиК!Само название произвело на парня ошеломляющее впечатление. Подумал, вот оно – в яблочко! То место, где учат и петь и танцевать. Конечно, он поступил. Причем, сразу на два отделения – оперетты и режиссерское. Студенческие годы Ильдар Хамитович вспоминает с огромным удовольствием. Успевал учиться, подрабатывать дворником, вел хоровой и танцевальный кружки на фарфоровом заводе, играл в Театре музыкальной комедии…
Не удивительно, что талантливого выпускника с руками и ногами забрали в Казань – художественным руководителем филармонии. Шигапов ставил концерты многим звездам татарской эстрады. В 79-ом году на сцене оперного театра им. М. Джалиля по невиданным тогда у нас стандартам зарубежной эстрады он ставит программу «Молодежное ревю».Чтобы попасть на это представление, люди выстаивали в очереди по несколько часов.
Но неуемный характер и склонность к перемене мест снова приводят Шигапова в Москву. Здесь он становится солистом Всесоюзного радио, выступает со многими прославленными коллективами страны: с Академическим хором русской песни, с Ансамблем донских казаков и многими-многими другими. Песня в исполнении Шигапова «Сибелә чәчем» заняла первое место на международном конкурсе радиозаписей в Братиславе.
Однажды очередной телефонный звонок нарушил ставшую размеренной жизнь Ильдара Шигапова. Звонил композитор и баянист Саяр Хабибуллин из Москонцерта, предлагал создать татарский вокально-инструментальный ансамбль. Не откликнуться на это предложение Шигапов не мог, ведь это свое татарское, родное. Год ушел на подготовку программы. Непросто было набрать достойных артистов, придумать интересное шоу. В итоге в коллектив, который получил название «Хыял», помимо Саяра Хабибуллина и Ильдара Шигапова влились: молодые певицы Роза Хабибуллина и Наиля Фатехова, артисты Надир Сатдинов и Бархет Гарай. Ильдар абый с улыбкой вспоминает день сдачи программы худсовету:
- Худсовет Москонцерта – сплошь заслуженные и народные артисты страны. Концертмейстер Иветта Мисеевна Болотина предупредила меня: «Ильдар, когда поешь, лучше стой не сцене, не двигайся. Там Кедров – зав вокальным отделением - он не любит танцующих певцов». Ну, я естественно встал как столб у рояля и все. Мы закончили, всем наша программа понравилась. Тут взял слово Кедров: «Шигапов, конечно, хороший певец, но он же стоит на сцене, как вкопанный, - не живет, разве так можно?!» Я оторопел. Тут слово взял Иосиф Кобзон: «Ты кто по образованию? – обратился он к Кедрову. – Пианист. Вот сиди и бренчи. А Шигапов и поет хорошо и живет как надо». И еще добавил пару крепких слов. Вот с этого и началась история ансамбля «Хыял».
Успех «Хыяла» бел невероятным. Впервые на татарской эстраде появилась театрализованная программа. Артисты разыгрывали настоящий спектакль: представляли шуточную сценку знакомства родителей жениха и невесты, затем татарскую свадьбу. Артисты не только хорошо пели, они свободно держались на сцене, танцевали… В Башкирии «Хыял» давал по четыре аншлаговых концерта в день. В Ташкенте Дворец дружбы народов на 4200 мест был заполнен до отказа. Особенно запомнились музыкантам гастроли в городке Учкудук. Люди так соскучились по родной культуре, что не уходили с концерта, оставались на следующий, сидели на своих местах готовы были платить тройную цену, лишь бы послушать еще. Наверное, не осталось ни одного уголка в СССР, где бы не побывал с концертами «Хыял».
К сожалению, через шесть лет коллектив распался – сказалась усталость от гастрольный жизни, начались разногласия между артистами. Ильдар Шигапов создал новый фольклорный коллектив «Тальян». Он существует и сейчас – в Татарском культурном центре Москвы. Ильдар абый активно занимается с учениками вокалом. Его воспитанник Ринат Каюмовнедавно стал лауреатом национальной премии телеканала «Туган тел». Рената Бадамшина завоевала гран-при конкурса вокалистов «Казан сөлгесе». Ильдар Шигапов считает, в что Татарском культурном центре надо поддерживать и развивать традиции национальной культуры и музыки на высочайшем уровне.
- Татарскую культуру на одном только народном репертуаре не поднимешь, поэтому я стараюсь делать концерты с классическим репертуаром. В середине января пройдет концерт«Жемчужины татарской классики», в который войдут произведения Сайдашева, Жиганова, Садыковой. И такую музыку публика принимает на «ура», на нее есть большой запрос. Еще в планах – сделать большую театрализованную программу, посвященную 80-летию Победы. В ней будет три части – «предвоенное время», «война», в которую включу тему «Моабитской тетради» Мусы Джалиля, и «победа», для которой танцевально-хореографический ансамбль «Ильдан» готовит отдельный номер. Возможно, эту программу мы совместим с очередным большим Всероссийским фестивалем «Туган як моңнары» («Мелодии родного края»). Традиционно на этот фестиваль к нам в Москву съезжаются лучшие коллективы со всей России. И моя самая заветная мечта – поставить на сцене Татарского культурного центра музыкальный спектакль Джаудата Файзи «Башмачки». Так что планов впереди очень много!