Статьи

Виринея Советской цивилизации

Виринея Советской цивилизации


В этом году исполняется 135 лет со дня рождения Лидии Николаевны Сейфуллиной - писателя, деятеля культуры, нашей землячке. Ее общественный и творческий вклад в культуру СССР в первые десятилетия советской власти до сих пор не оценен в той степени, которую она, безусловно, заслуживает. В годы своей жизни Л.Н. Сейфуллина тесно общалась с выдающимися писателями, художниками, поэтами, актерами, которые часто подчеркивали ее национальное происхождение. М. Горький писал ей в 1834 г. из Тессели (Крым): «Многоуважаемая татарка Лидия Сейфуллина … мною давно уже было замечено, что вы не только весьма даровитый литератор, но человечица, влюбленная в литературу и, главное, смело честная, искренняя — качества, коими литературная «среда» не изобилует». А первый нарком просвещения А. В. Луначарский звал ее не иначе, как «наш молодой татарский писатель». Поэтому трудно объяснить отсутствие ее имени в таком солидном академическом издании, как «Татарский энциклопедический словарь», вышедшем в год ее 110-летия (Казань, 1999).
Родственные корни Л.Н. Сейфуллиной связаны с Мамадышским уездом Казанской губернии. Здесь в с. Омары плотничал ее дед Сайфулла агай, рос отец с братом. Судьба семьи сложилась трагически. Из-за случившегося пожара их изба сгорела дотла. «Погибли в огне, - как писала в автобиографии Л.Н. Сейфуллина, - моя бабушка и тетка, сестра моего отца. Дед помешался в уме. Круглыми сиротами остались два мальчика. Младшего, моего отца, взял к себе на воспитание священник Ронгинский". Отцу Сейфуллиной тогда было пять лет. Его крестили, дали имя Николай, а отчество — крестного отца, фамилию оставили деда. Так появился Николай Егорович Сейфуллин. Он окончил учительскую семинарию в Казани, преподавал татарский язык, трудился и переводчиком. Испытывал тягу к писательству и даже написал повесть «Из мрака к свету», текст который не сохранился. Он привил и детям любовь к художественным произведениям, часто читал им вслух Пушкина, Лермонтова, Тургенева. Уже в подростковом возрасте Л.Н. Сейфуллина мечтала о профессии библиотекаря, кем и стала в начале нового ХХ в. В 1915 г. Оренбургская уездная земская управа назначила ее заведующей Самарско-Раевской читальней, здесь она обрела не только первый опыт, но и проникла в глубокий смысл этой просветительской работы. В своих публикациях и выступлениях она подчеркивала, что библиотека в жизни крестьян – «это маяк культуры, который должен нести в деревню и науку, и искусство, и литературу». Ей очень близки были мысли М. Горького о значении культуры, смысл которой в «органиченном отвращении ко всему, что грязно, подло, лживо и задача культуры – развитие и укрепление в человеке социальной совести, социальной морали». В те годы, куда бы Л.Н. Сейфуллину не забрасывала по жизни судьба, главным образом по городам и областям Южного Урала (Челябинск, Орск, Миасс, Магнитогорск и др.), она никогда не забывала о нуждах библиотек, пополняла их книжные фонды, выбивала для них помещения, выступала со статьями о великой миссии библиотекаря. Важно при этом отметить читательскую аудиторию Южного Урала. Издавна и в большом количестве здесь проживают татары, башкиры, чуваши, мордва и др.
После революции 1917 г. одной из главных задач в области культуры и образования выдвинулось библиотечное дело. Первый разговор В.И. Ленина с назначенным наркомом просвещения А.Луначарским был посвящен именно библиотекам, привлечению к этой работе неординарных людей. Руководителем Московским библиотечным домом при Наркомпросе был назначен известный поэт В.Я. Брюсов. Огромное внимание уделяла этой работе, конечно, и Н.К. Крупская, с которой очень тесно сотрудничала, общалась и дружила Л.Н. Сейфуллина, оставившая о ней яркие воспоминания.
Много сил она отдавала содружеству писательского общества, открытию новых талантов среди начинающих пробу пера, участвовала в важнейших мероприятиях по организации писательского дела. Сто лет назад в октябре 1932 г. Сталин вместе с членами Политбюро (Ворошилов, Молотов) встретился с писателями на даче М.Горького. Были приглашены около 50 самых известных мастеров слова, в том числе и Л.Н. Сейфуллина. На повестке дня – создание союза писателей СССР. Речь шла не столько об организационных проблемах, сколько о сущности писательского призвания, значения Книги в высоком смысле этого слова. Именно на этом совещании Сталин произнес слова, которые в прошлом так часто цитировались: настоящие писатели – это инженеры человеческих душ, и подчеркнул, что их должно быть больше, чем танков (что вызвало, по воспоминаниям современников, скрытое неудовольствие Ворошилова, тогдашнего наркома обороны). Выступила и Л.Н. Сейфуллина, она жестко, невзирая на лица, раскритиковала рапповский стиль работы, хотя руководство РАППа (генсек А.Авербах) было близко к властям (смелую ее принципиальность отмечал и М.Горький). В преддверии Первого съезда писателей СССР (1934 г.) а затем аналогичных союзов советских республик Л.Н. Сейфуллина посещала и родной Татарстан. В 1933 г. она с группой московских литераторов и культработников приезжала в Казань, участвовала в общем собрании татарских писателей, выступала в местной печати («Совет эдэбиаты»), встречалась с творческой татарской молодежью.
Она была открытой, незаурядной личностью. Широкий круг людей из художественной среды были ее друзьями и единомышленниками по искусству. Она дружила с В.Маяковским, А.Фадеевым, К. Чуковским М. Шагинян, М. Зощенко, А. Ахматовой и многими др. Близко знакома была с С.А. Есениным, который в роковой 1925 год, уезжая из Москвы в Петербург, планировал остановиться в семье Л.Н. Сейфуллиной, но как-то не сложилось. Обстоятельства смерти поэта до сих пор еще не до конца выяснены и, как знать, может, трагедии и не случилось бы. Л.Н.Сейфуллина всегда стремилась помочь людям. Когда арестовали мужа и сына А.А. Ахматовой, Анна Андреевна написала письмо Сталину, и благодаря Л.Н. Сейфуллиной оно было передано непосредственно в руки вождя. Родные Ахматовой тогда избежали трагедии. А в 1946 г. после постановления ЦК КПСС о журналах «Звезда» и «Ленинград» она защищала А. Ахматову и М. Зощенко, хотя это было очень опасно.
Вклад Л.Н.Сейфуллиной как общественного деятеля и писателя в области культуры и просвещения неоспорим и значителен. Это особенно важно, что в те годы начала формироваться советская цивилизация, со своей самобытностью и многообразием. На Валдайском форуме в октябре этого года выступавшие участники и президент В.В. Путин отмечали, что Россия всегда развивалась как страна разных культур, религий, национальностей, ее цивилизация существует только в своей целостности, в духовном и культурном богатстве.
Фундамент этого богатства скреплен и творчеством Л.Н. Сейфуллиной. Изданные массовыми тиражами в 20-30-е годы прошлого века ее книги («Правонарушители», «Перегной», «Виринея» и др.) оказали мощное влияние на осмысливание происходивших процессов народной жизни. Главная героиня повести «Виринея», крестьянка из уральской деревни, явила собой рождение новой личности, сложной, противоречивой, но устремленной к торжеству справедливости, чего бы это не стоило. В «Правонарушителях» впервые зазвучала крайне острая, злободневная и в наши дни, тема судьбы беспризорных детей. Ее современник, классик педагогики и прекрасный писатель А.С. Макаренко, одним из первых высоко оценивший романы М.Шолохова и А. Толстого («Тихий Дон» и «Петр Первый») повесть Л.Н.Сейфуллиной «Правонарушители» ставил даже выше своей «Педагогической поэмы». В плеяде героев ее произведений персонажи из неожиданных слоев общества, ранее неизвестных в литературе (так, в повести «Каин-кабак» писательница ярко передала образ и переживания киргиза Г. Алибаева ). С творчеством Лидии Николаевны неразрывно связано становление советского театра. Знаменитые режиссеры и артисты (Б. Щукин, А. Попов, И.Толчанов и др.) так или иначе, испытали влияние творчества Л.Н. Сейфуллиной на рост собственного мастерства. «Виринея» явилась первым советским спектаклем, поставленным за рубежом (1927 г., Прага), а театр им. Вахтангова в 1928 г. везет «Виринею» в Париж на театральный фестиваль европейских стран. Людмила Чурсина, сыгравшая Виринею в одноименном фильме режиссера В. Фурсина (1968), стала первой актрисой, удостоенной звания - Народный артист СССР. В годы войны Л.Н. Сейфуллина часто выезжала на фронт, встречалась с солдатами, проникалась душой в их героический труд. Бойцы любили ее и обращались к ней ласково-уважительно - «Гвардия мамаша». Ее повесть «На своей земле» о подвиге Лизы Чайкиной предвосхитила книги «Сын полка» и «Улица младшего сына».
В творческой судьбе Л.Н.Сейфуллиной как писателя обнаруживается знамение, очень важное для понимания того, как формировалась советская цивилизация, существенной частью которой стала многонациональная российская культура. Одна из характерных ее особенностей – отсутствие герметически замкнутых видов искусства, наличие диалектической связи национального и общечеловеческого. Эта особенность была обусловлена не только реализацией задач нового общества, но и тем, что национальные чувства возникали и развивались как производное от общественных. Для формирования советской цивилизации существенным стал и русский язык, который - по прошествии века – и ныне является фактором советской идентичности. Современное литературоведение, признавая дискуссионность понятия «национальная идентичность литературы», не сводит ее только к языку. Советская цивилизация явила миру такой феномен: киргиз Ч. Айтматов, казах О. Сулейменов, еврей С, Маршак, абхазец Ф. Искандер,татарин М. Львов, татарка Б.Ахмадуллина, чуваш Г. Айги свои лучшие произведения создали на русском языке. И одна из первых в этом почетном ряду Л. Н. Сейфуллина, татарка по крови. Верно гласит пословица – кровь людская не водица. В ее плазме содержатся не только клетки, управляющие всей структурой нашего организма, но и (позволим себе домыслить!) зерна особого нематериального свойства, из которых прорастает дух национальной идентичности, этнического самосознания.
Как ни странно, но в Татарстане не имеется ни одной библиотеки, ни одной улицы, носящие имя Л.Н. Сейфуллиной. В республике, по данным региональной Книжной палаты, не издавались ее повести и рассказы, театры не ставили постановок по ее произведениям. Хотелось бы, чтобы ярко и многосторонне возмужавший в годы советской цивилизации Татарстан вернул к себе родную дочь.
г. Москва