Статьи

Ташкент – город хлебный…

В Ташкенте, как и во всём Туркестане, испокон веков проживало множество татарских семей. Да и сейчас их там огромное количество. Часть из них перебралась сюда много веков тому назад, сбежав от насильственной христианизации. А после Октябрьской Революции в 1917 году в Туркестан начали переезжать раскулаченные и богатые семьи. Но самый большой поток беженцев хлынул сюда из голодающего Поволжья.

Эти люди искренне радовались горячей лепёшке с чаем, так как дома у них не было даже этого. Беженцам из Татарстана очень помогали милосердные и богобоязненные узбеки. Они давали им кров, помогали устроиться на работу, знакомили с бытом и укладом жизни. А вот богатые татары приезжали в Ташкент, имея с собой николаевские золотые монеты, бриллианты и другие драгоценности, и сразу покупали дома. Боясь НКВД, они затаивались на несколько лет, ежемесячно отдавая дань прикормленному участковому милиционеру, а тот предупреждал о будущих проверках.

Надо признать, что приезжие семьи из числа зажиточных сразу находили общий язык с местными баями, а те старались даже породниться, если в татарской семьи имелась красавица дочка, а то и не одна. Например, у уважаемого владельца галантерейных магазинов на рынке Чорсу Махсум-ока имелся не женатый сын, а у имама-хатыба одной из старогородских мечетей подрос отпрыск, только что закончивший учёбу в бухарском медресе Мир Араб. Направлялись сваты в дом условного татарского бая и условные сыновья имама-хатыба и владельца магазинов становились татарскими зятьями. Через несколько лет татарские невестки настолько обузбечивались, что даже со своими родителями разговаривали исключительно на узбекском. Благо, что татарский и узбекский во-многом идентичны и говорящие легко понимали друг друга.

Традиция жениться на татарских девушках зародилась в Туркестане ещё в древние времена. Самые богатые семейства Кокандского Ханства ездили за невестами в Казань, где сватали своих сыновей. После свадьбы невесток, естественно, увозили в Туркестан. Ведь всему Узбекистану известно, что именно в Ферганской долине живут самые красивые узбечки, и все они имеют татарские корни. К сожалению, уже во втором поколении дети татарок забывают напрочь о своих корнях, а в третьем — четвёртом поколении об их татарском происхождении напоминают только черты лица их бабушек и прабабушек. Также немало татарских парней, живущих в Центральной Азии, женились на местных девушках, результат тот же.

Должен заметить, что если свекровки-узбечки недолюбливали невесток вообще, а татарок в особенности, за их прямоту и умению дать отпор, тогда как зять из татар всегда неплохо ладил с тёщей. Конечно, послевоенное поколение получило совсем другое воспитание. Уже не так строго было с межнациональными браками. Многие родители говорили, самое главное, чтобы жених или невестка были мусульмане.

Если межнациональные браки происходили во все времена не только в истории народов Туркестана, но и остального мусульманского мира и этим мало кого можно было удивить, то приблизившийся шторм под названием межконфессиональные браки изменил мировоззрение многих правоверных. Молодые мусульмане стали бракосочетаться с иудейками, армянками, белорусками, литовками, эстонками, не говоря уже о русских. А в восьмидесятых узбечки даже начали выходить, о Боже, за французов, англичан, американцев, индусов и других иностранцев. О девушках-мусульманках других национальностях лучше промолчу, они тоже не отставали, а даже во многом опережали. Условный жених, будучи католиком или протестантом, для проформы принимал ислам и получал благословение родителей девушки. Как говорил один из героев фильма «Аршин Мал Алан» — «Один мулла, три рубля денег, головка сахара и делу конец». Имам проводил обряд никяха — мусульманского бракосочетания. Сразу после свадьбы жених увозил девушку в свои заморские края, где вскоре рождались маленькие Джоны, Ричарды и т.д. О том, что жених перед свадьбой в Узбекистане принял ислам, уже не вспоминали.



Вот на моем столе фотография, правда, очень плохого качества. На снимке восемь братьев. Их матери родные сестры и супруга единственного брата. В каждой семье рождались по несколько девочек и по одному сыну.



Слева направо: Тимур Айсин (Москва). Рустам Хусаинов (Ташкент). Эрик Бахито (Москва). Адель Исанбаев (Ташкент). Рустам Сейфулин (Москва). Чингиз Исанбаев (Ташкент). Равиль Сабиржанов (Ташкент) и Ф.Ильясов (Ташкент). Фотографии более тридцати лет. Местожительство братьев обозначено на момент снимка. Сейчас в Ташкенте живёт лишь Равиль Сабиржанов.

Начну с левого крайнего:



ТИМУР АЙСИН. Он в детстве и на футбольном поле играл левым крайним. Родился и вырос в Москве. Мама — Роза Хусаинова, младшая из сестёр, кандидат химических наук, вся её жизнь связана с МГУ. Как пришла студенткой на химфак, так и работает там до сих пор. Отец — Умар Айсин, он из тех людей, которые сделали сами себя. Трудовую деятельность начинал учеником мясника на Центральном рынке Москвы, учился и работал, стал кандидатом экономических наук.и вырос до заместителя директора Института конъюнктуры и спроса Минторга РФ. К сожалению, Умар эффенди рано ушёл из жизни. Тимур весёлый, общительный парень. Самое любимое занятие своими руками строить и перестраивать дачу, баню, мастерить мебель и обустраивать дом.



РУСТАМ ХУСАИНОВ, сын Ситдыка эфенди, единственного брата семи сестёр. Ситдык Абубакирович всю жизнь работал на комбинате «Металлобытремонт» в Ташкенте, сперва парторгом, а после распада СССР заместителем директора. Мама Рустама Флюра ханым в советское время трудилась директором книжного магазина подписных изданий. Как мы все завидовали Рустаму, это невозможно передать словами, ведь он первым имел все популярные, а самое главное дефицитные книги. Вот только читал ли их он? Вопрос остаётся открытым. Рустам после службы в армии учился в ТашПИ и работал на комбинате под руководством отца. Он очень любил автомобили и самое главное, отлично разбирался в них и умел ремонтировать. А ещё Рустам был кулинаром, отменно готовил плов и лагман. Двое сыновей Рустама Ситдыковича живут в Москве. Старший Оскар женат, работает продюсером, у них с супругой растут две маленькие красавицы — татарочки. Младший Анвар работает хирургом, не женат. К сожалению, сам Рустам ушёл из жизни совсем молодым от инфаркта.



ЭРИК БАХИТО. Его отец Рустем был учёным, связанный с атомной промышленностью, отсюда и неизлечимая болезнь, которая унесла его. Эрик ярый фанат «Спартака», много лет ездил во все города и зарубежные страны поддерживать любимую команду. Разбуди Эрика в три часа утра и спроси, какого цвета были трусы у Галимзяна Хусаинова в финале Кубка СССР в таком — то году, он сразу и без запинки не только ответит, но ещё и расскажет со всеми подробностями об этом матче. Он закончил парочку ВУЗов и работает в частной фирме. Женат и имеет дочь. Мама Эрика Асия Хусаинова, первая красавица Москвы, всю жизнь проработала в Иностранной библиотеке. Все посетители старались попасть в этот богатый книгами храм исключительно в дни работы Асии Бакировны Хусаиновой, обладательницы обаятельной улыбки и непревзойдённой харизмы.



АДЕЛЬ ИСАНБАЕВ. Его мама Диляра ханым после окончания пединститута и до самой пенсии проработала в ташкентском издательстве «Медицина».

Сам Адель закончил геологический факультет ТашПИ и даже успел немного поработать по специальности. Но с распадом Советского Союза он занялся бизнесом. Потом переехал в Тюмень и сейчас трудится в сфере озеленения города и посадок деревьев. Супруга Аделя - Эльмира умница, прекрасная мать и хозяйка, преподает танцы и обучает йоге. У них три дочери и несколько внуков.



РУСТАМ СЕЙФУЛИН закончил МАДИ и до самого распада страны работал старшим инженером на АЗЛК.

Его отец Чиктай Гарифович занимал руководящие должности в Госстрое РФ и много лет работал за рубежом. Мама Нурания ханым врач — терапевт четвёртого главного управления Минздрава СССР. У него две дочери и внук. К сожалению, из -за болезни сердца, несколько лет тому назад покинул нас.



ЧИНГИЗ ИСАНБАЕВ, сын преподавателя математики Ильдара эфенди и врача отоларинголога Рушании ханым. Сам Чингиз закончил ТашМИ, доктор медицинских наук, имеет много научных трудов и книг. Отцы Чингиза и Аделя являются родными братьями из Уфы. Если Ильдар эфенди более или менее прижился в Ташкенте, то Анвар абый категорически отказался там жить. А Диляра ханым, выйдя замуж за Анвара абый, не смогла приспособиться к уфимским морозам и с только родившимся Аделем вернулась в Ташкент. Сам Чингиз сейчас живёт на три дома. В Ташкенте, в родительском доме живёт его младший сын Наиль с женой и сыном, а в Тюмени старший сын Тимур, плюс в деревне под Уфой остался домик его отца, куда Чингиз приезжает на лето и смотрит за садом и огородом. Зимой он живёт в Ташкенте, весну и осень в Тюмени, а вот лето проводит на красивом берегу Дёмы, что недалеко от станции Давлеканово. Кстати, если оба Рустама, как Хусаинов, так и и Сейфулин, были мастерами по приготовлению плова, то доктор медицинских наук Чингиз Исанбаев так вкусно готовит перамячи, вак балиш и пирог «губадия», что пальчики оближешь.



РАВИЛЬ САБИРЖАНОВ, один из самых заметных людей не только Ташкента, но и Узбекистана. После окончания ташкентского Института народного хозяйства работал в одном из НИИ, стал лауреатом Премии Ленинского Комсомола СССР, его перевели на работу третьим секретарём ЦК комсомола Узбекистана. После распада страны избирался депутатом многих созывов Олий Маджлиса. После Олий Маджлиса работал в сенате Узбекистана. Мудрость, жизненную смекалку и широкое гостеприимство Равиль перенял от отца, всеми нами любимого Салиха эфенди. Фронтовик, офицер Салих Галимджанович всю жизнь трудился на ответственных постах в системе Сбербанка и стал начальником Ташкентского областного управления Сбербанка СССР. Мама Фидания ханым закончила два лингвистических ВУЗа и работала преподавателем в школе. Хлебосольство в семье Сабиржановых в крови у всех детей. Равиль недавно вышел на пенсию, но тем не менее нередко за ним приезжает автомобиль из Олий Маджлиса, так как председатели советуются с Равилем Салиховичем, ведущим экономистом страны, беззаветно любящим родной Узбекистан. Супруга Зульфия ханым, доктор медицинских наук, известный в Узбекистане кардиолог. У них две дочери и пять внуков.



Если предки и ближайшие родственники вышеназванных братьев, практически, все были татарами, то начиная с этого поколения пошли межнациональные и межконфессиональные браки. Жизнь покажет, хорошо это или плохо. Часто вспоминаю историю про какого-то односельчанина дедушки, то ли со стороны отца, то ли мамы, но не в этом суть, просто её часто пересказывали все родственники. Этот односельчанин во время комсомольской юности женился на русской девушке. Время было атеистическое и на религию не обращали внимания. Он был военным, служил в Воздушно –космических войсках, дослужился до полковника. Сорок лет они с женой прожили душа в душу, помотались по стране, переезжая из одной части в другую, воспитали двоих детей, практически не ссорились, всегда любили друг друга. Вопрос о религиозной принадлежности даже не всплывал никогда. А когда супруга вышла на пенсию, стала ходить в церковь, полковник даже поощрял религиозность супруги. Да и сам он, вспомнив что является мусульманином, начал по пятницам посещать мечеть. Как-то супруга принесла в дом несколько икон и расставила их в спальне. Муж попросил их убрать, но не тут-то было,

благоверная встала на дыбы. Супруг обратился за помощью к детям, а те, естественно встали на сторону матери, так как получили её воспитание, да и сами были женаты на русских девушках. Результат для мужа-мусульманина оказался неприятным. Он после многих скандалов развёлся с супругой. Доживал в коммуналке. Напрочь обрусевшие дети редко общались с отцом. Альхамдулиллах, что его поддерживала родня и умма мечети, где он совершал намазы и постигал азы ислама.



Я написал про внуков уважаемого в Ташкенте Абубакира Хусаинова и Муниба ханым из деревни Каменка, что под Альметьевском, сумевших ускользнуть от НКВД, буквально за несколько часов до ареста. Супруги немного помыкались в Оренбурге и в дачной Мамонтовке под Москвой, но в конце концов по совету знакомых купцов из дореволюционной жизни перебрались в Ташкент, там родились дети и было положено начало новому татарскому роду из Узбекистана. Это всего лишь небольшой рассказ про один из многочисленных татарских кланов Ташкента.



Таких, вполне благополучных и интеллигентных семейств в Ташкенте было и есть очень много, а в этом коротком повествовании просто не хватит места для освещения всей просветительской и научной работы проделанной в Узбекистане даже знакомыми семьями, не говоря уже о других известных фамилиях. Скажу только, что первые книги, учебники, газеты и журналы в Туркестане издавались татарами, также они были первыми переводчиками арабского, турецкого, русского языка и многих других языков.



Но вот о простых десятках тысяч татар Узбекистана, трудившихся в советское время на угольных шахтах Ангрена, радиационных урановых рудниках под Бухарой, на гиблых приисках Зеравшана, строительстве железных дорог, мостов, плотин, десятков ГРЭС и ГЭС, осваивавших пустынную голодную степь, выполнявших и перевыполнявших планы на заводах и фабриках, к большому сожалению, практически, ничего не написано . Такое ощущение, что память о трудовых подвигах этих простых, скромных инженеров, техников и рабочих просто сгинула в шахтах и приисках, которые они разрабатывали.