Статьи

Живет в нашей памяти



Память об Учителе

Замечательный телевизионный и театральный режиссер Гали Каримович Хусаинов вошел в историю татарского телевидения своими выдающимися телепостановками. Так распорядилась судьба, что автор этих строк несколько лет работал в его творческой команде. Ветеран республиканского телевидения, в прошлом телевизионный режиссер Лилия Хабибулловна Нигматова поделилась своими воспоминаниями.

Гали Каримович сыграл огромную роль в моем профессиональном становлении. Много раз я вспоминала его уроки и наставления с огромной благодарностью. Поводом для этих воспоминаний стало знакомство с его архивом, который любезно предоставила его сноха Флора ханым. Некоторые факты его биографии оказались для меня открытием. Какой трудный жизненный путь он прошел! В три года остался без отца, в 16 лет – без матери. Деревенский парень начинает свою трудовую биографию счетоводом в колхозе. Будучи студентом Казанского мехового техникума при Министерстве легкой промышленности СССР, мечтает о театре и в 1938 году поступает в театральную студию. Но в эти планы вмешивается война с белофинами. Весь мужской состав труппы мобилизуется в армию.

В 1942 году Гали Хусаинов – курсант 1-го пехотного Омского училища направляется на Сталинградский фронт.Тяжелое ранение, лечение в нескольких госпиталях и после длительного отпуска направление на работу председателем Нурлатского райсовета народных депутатов. И только осенью 1949 года он становится вновь студентом - при Московском институте театральных искусств им. Луначарского открывается татарская студия. После завершения работает в театре юного зрителя и в Камаловском театре. В 1952-1960-е годы – работа в комитете радиовещания и телевидения, сначала корреспондентом, потом режиссером художественного вещания.

Рассматриваю старые фотографии. Вот ему 20 лет, а может быть, еще меньше. Красивый, бравый, нежный, на лице какая-то потаенная улыбка… Фотографии в театральных образах… Ему, влюбленному в театр, кажется, было все подвластно!

…В первые же дни моей работы, выбрав удобный момент, режиссер мне поведал, кто есть на телевидении помреж: «Лиля, вот посмотрите, что было бы без помощника режиссера? Вы должны чувствовать свою должность, как самую главную. Мы, режиссеры, там наверху за пультом, не можем даже выйти в эфир без вас…

Я тогда поняла, в чем был смысл его монолога - в любой работе важно чувствовать ответственность и проявлять себя с достоинством. Он хотел дать понимание, что помреж на телестудии играет важную роль. Я полюбила работу помрежа, представляя себя почти дирижером…

Гали Каримович очень хорошо разбирался в возможностях телевизионного искусства. Театральная сцена – люди на ней, декорации – это картинка одного общего плана, где бы ты ни сидел в зале. Ты не увидишь в деталях переживание, глубину чувств героя. Ты можешь только додумать эти моменты по интонации голоса, экспрессии движения и т.д. Телевидение дает такую возможность, что монтируя отснятые кадры, можно выйти на интересное драматургическое решение – к этому выводу я пришла, уже сама проработав много лет режиссером. Позднее стала понимать, почему Гали Каримович выбрал для телепостановки «Материнское поле»?.. В этом произведении можно было очень выигрышно использовать крупные планы, внутрикадровый монтаж, киновставки. А самое главное – это было творчество в «живом» эфире!

Героиню пьесы Тулганай играла замечательная актриса Гаухар Камалова (она училась вместе с Гали Каримовичем в ГИТИСе в Москве). Весь монолог Тулганай проходит сквозной линией через действие постановки. Сколько же надо было сил, таланта, чтобы донести до зрителя весь драматизм нелегкой жизни матери! Мы сняли монолог на кинопленку. Гаухар апа во время съемок настолько органично вошла в роль, что все ее белое платье было мокрое, мокрым от слез было и лицо! Во время съемок мы несколько раз останавливались на отдых. Столько лет прошло, но эти воспоминания мне очень дороги. Мать, у которой война отняла мужа и трех сыновей - здесь крупный план нужен обязательно, решает Хусаинов!

А вот сцена Победы: во дворе внук возится с велосипедом (в роли внука выступил сын Гали Каримовича). Выбегает во двор сноха Алиман (Наиля Гараева) и произносит всего одно слово: «Победа!» Во дворе появляется Тулгнай. Тишина…

Я, помреж, тихонечко поднимаюсь на балкон, перехожу на средний балкон, который соединяет две стороны павильона, и жду команды от режиссера. Он говорил: «начали». И я из пакета выпускаю белые лепестки яблоневых цветов. Лепестки летят вниз: по одной или горстями. Вот оно торжество Победы! Звучит музыка, лепестки падают на головы героев, их плечи, руки… Я слышу в наушниках голос своего учителя: «Хорошо! Просто очень хорошо! Молодец, Лилия!»

После эфира поздравляем друг друга, на глазах Гали Каримовича слезы. Громадная работа проделана – две серии по 1 часу 20 минут шли два дня в «живом» эфире.

Еще одной телевизионной постановкой стал «Муса». Это был многосерийный спектакль и занято в нем было много камаловских артистов. Декорация сложная, много разных площадок. И помрежу пришлось непросто – надо было жестами подсказывать телеоператорам, когда и какая площадка «играет». У Шауката Биктимирова, исполняющего роль Мусы, очень большой текст. Он вручает мне толстую тетрадь и просит, чтобы я еще и суфлером поработала, если вдруг он что-то подзабудет. И в этой постановке Гали Каримович, выучив возможности телекамер, наличие объективов с разной оптикой, достигал нужных ракурсов, размеров и выразительности картинки для эфира. В каждом случае это было свое оригинальное решение. Благодаря Г.К.Хусаинову татарстанский зритель ещё в 1960-е годы увидел телеспектакли «Материнское поле», «Муса», «Тополек мой в красной косынке», «Он был во Вьетнаме, «Белые цветы».

Помню, когда приближалась юбилейная дата примы Татарского театра Фатимы Ильской, Гали Каримович работал главным режиссером Альметьевского драматического театра. Амина Каримовна Сафиуллина – главный редактор художественного вещания телестудии сообщила о предстоящем театральном событии: «Надо делать творческой портрет Ильской. Но при условии, если режиссером будет Гали». Звоним в Альметьевск, Гали Каримович ставит условие: «Пусть рядом со мной на пульте будет Лилия». И на следующий день приезжает в Казань.

…На сегодняшний день осталось немного артистов, знавших и работавших с Хусаиновым. Ренат Тазетдинов запомнил его скрупулезную работу с текстом, какую важность он придавал правильному произношению слова, логического ударения. Азгар Шакиров не мыслит телевидение тех лет без такого режиссера, как Хусаинов Гали Каримович. Наиля Гараева в своих воспоминаниях эмоциональна: «Этот человек в моей творческой биографии сыграл огромную роль. Он поверил в меня, как в актрису. Ему огромное спасибо!» Халима Искандарова говорит: «Он уважал личность артиста, был всегда деликатен и вежлив».

Так сложилось, что Гали Каримович оставил большой след и в Альметьевске. Вот что об этом написано: «Настоящее признание пришло коллективу Альметьевского театра, когда туда пришел режиссер, Заслуженный деятель искусств РТ и России Гали Хусаинов. Неугомонный, беспокойный, жадный до творчества, требовательный во всем режиссер Гали Хусаинов буквально заразил театр своей трудоспособностью, одержимостью и любовью к театру».

Затем на какое-то время он уехал в Ташкент. И мы долгие годы переписывались с ним. Некоторые письма были длинные, испещренные мелким почерком на листочках в клеточку. А однажды мне даже пришла бандероль - книги о телевидении и театре.

В 1999 году Казанская студия отмечала 40-летний юбилей. На торжестве в Камаловском театре мне дали слово. Рассказываю о самом памятном впечатлении в период своей работы. Вспоминаю эпизод, который произошел во время сдачи спектакля «Материнское поле». И вдруг весь зал аплодирует. Поднимаю голову к сцене, на экране показывают моего Учителя, сидящего в зрительном зале. Для меня это было очень неожиданно и приятно. Оказывается, на студийный юбилей его, уже плохо чувствующего себя, привез близкий друг.

В памяти осталась наша последняя встреча. Нас с Аминой Каримовной пригласили в гости. Входим в комнату, а там Гали Каримович. Улыбка, восторг встречи, сквозь слезы. Он идет навстречу: «Лилия, сез хаман шул килеш, яшь». Обнимаемся. Принесенные нами цветы уже в вазе. Накрывается стол. За чашкой чая завязывается разговор. Еле сдерживаю переполняющие меня эмоции…

Проводить его в последний путь собралось много народу. Телевизионщики, писатели, артисты, друзья… Но говорить никому не хотелось. Настолько велико было общее горе.

Сейчас я убеждена: человек живет в нашей памяти. Рождение и уход – мгновение в масштабах Вселенной и Времени. Понимая, что жизнь быстротечна, человек старается прожить ее со смыслом и пользой, оправдать свое право жизни, совершая добрые и важные дела. И остается в памяти людей на века. Именно таким был в своем преданном служении театру, телевидению, искусству выдающийся режиссер Гали Каримович Хусаинов.