Ак-Мечеть
Святые места крымских татар
Одним из центров крымских татар в период Крымского Ханства стала Ак-Мечеть в долине реки Салгир. Вероятно, одно из самых древних поселений в этой местности было Мамут-Султан. В «Досугах крымского судьи Сумароков отмечает: «В татарских рукописях означено, что в 1500 г. Ибрагим-бей за счастливый поход против россиян получил от хана по Салгиру место себе в награду, и от построения тут белой мечети, селение назвалось Ак-Мечеть».
По имеющимся сведениям возникновение Ак-Мечети у подножия горы с руинами древнего Неаполя относится ко второй половине или концу 15 века. Возникновение названия поселения вполне объяснимо — большое, двухэтажное, белое здание мечети не могло не производить большого впечатление.
Важность и удачное расположение Ак-Мечети определялось целым рядом факторов. Не случайно она становится своеобразным центром, где размещается резиденция Калги-Султана — второго лица в Крымском ханстве. Город являлся центром акмечетского каймаканства. По свидетельству барона Ингельстрема: «Крым делился на шесть каймаканств».
Часть Ак-Мечети расположилась в балке под селением Керменчик, другая — далее на возвышенности, чуть в стороне, у самого Салгира, — дворец Калги-Султана, а далее, где впоследствии образовалась Петровская слободка, — поселение простых татар. Эта часть города, судя по краткой истории Ханов, в 1551 г. называлась Султан-Базар, а по истории Манштейна 1771 г. и по карте Ватсена (изд. 1785 г.) — Султан-Сарай.
К сожалению, в настоящее время не много сведений о развитии города в тот период. Так в описании доминиканского монаха Жана де Люка в 1625 г. следует перечисление городов Крыма. Ак-Мечети в этом списки нет. Однако далее автор сообщает, что Калга-Султан имеет два дворца, которые построены в Ак-Мечети.
Немного сведений о городе находятся в сообщениях русских посланников и военных. Так в статейном списке стольника Тяпкина и дьяка Зотова от 1681 года сообщается, что 7 марта «с боем, приехав в село Ак-Мечеть были на отпуску у Калги Тухтамыш Гирей- Султана, в саду в шатре».
Город значительно пострадал (как и многие другие города Крыма) в 1736 году, когда русским войскам под командованием фельдмаршала Миниха удалось преодолеть перекопские укрепления и устремиться в глубь полуострова. По составленному генералом Ингельстремом камеральному описанию Крыма, Ак-Мечеть выглядит небольшим городком, в котором насчитывается 308 домов и 815 жителей (в это же время в Карасу-Базаре проживало 2285 человек, а в Бахчисарае — 2640). В городе было 7 мечетей, одно медресе и три мектеба. В городе функционировал водопровод, снабжавший жителей водой из источника, находившегося приблизительно в 5—6 километрах от Ак-Мечети по бахчисарайской дороге. Вода была подведена и к нескольким городским фонтанам. Один из русских чиновников увидел город таким: «Ак-Мечеть занимала площадь от цыганских таборов до Джума-Джами, от Токал-Джами до татарских кладбищ и составит, наверное, квадратную версту. Большой дворец Калги-Султана сам по себе невелик и занят нашими солдатами, которые успели уже разрушить некоторые из фонтанов, украшавших его дворец, и вырубить деревья. За оградою дворца красовался фонтан, вытекающий из сплошной каменной стены, а подальше шли убогие клетушки татар. За дворцом Калги, невдали от Салгира, расположено кладбище, среди которого торчит белая ограда, а в ней навес с зеленым значком, под которым в течение целого дня сидит мулла и нашептывает молитвы в честь и славу похороненного здесь какого-то святого Салгир-баба».
Чуть позже Лапласу Ак-Мечеть представилась таковой: «Кривые, разбегающиеся, немощеные и нечистые улицы обнесены высокими стенами, за которыми прячутся низенькие домики, а когда ходишь по городу, то кажется, что находишься между развалившимися стенами, построенными из грубого нетесаного камня. Все дома здесь, как и во всем краю, построены не из кирпича, но из скважистого белого мергелистого известняка, который большею частью складывают нетесаными, а тесаные камни употребляются только на углы, двери и окна. Вместо цемента во всех татарских городах этого полуострова употребляют глину, которую смешивают с песком, прибавляя туда немного извести. Крыши же кроют легкой черепицей, накладывая ее на хворост или камыши, смазанные глиной. По левую сторону Салгира стоял видный дворец Калги-Султана, который вскоре после взятия Крыма был совершенно разобран. Большой источник, образуемый притоком Салгира, у подошвы известкового и скалистого берега один только указывает теперь на место бывшего дворца Калги-Султанов, которые держали на этом источнике свои увеселительные лодки, на самом же месте, где стоял дворец, устроена ныне пивоварня. Город снабжался водой через подземный водопровод из источника в трех верстах по бахчисарайской дороге».
Внутреннее убранство домов Ак-Мечети описал Сумароков: «В комнатах полы устланы коврами, подушки представляют низкие вокруг диваны, окна защищены решетками или заслоняются от холода войлоками, оклеенною бумагою, а стекла совсем не в употреблении. Печь топится из сеней. Камин или набитое его основание, наладится для поспешных приготовлений, а окованные сундуки, ларцы, заменяя наши бюро и комоды, служат лучшим украшением. Вся посуда их медная, луженная внутри и снаружи; бедные же имеют глиняную и деревянную; ножей у них нет, вилки у редких, ложки у всех деревянные, и они берут и разрывают кушанья всегда руками, без приборов».
Здесь господствовала совсем другая культура, образ жизни, быт и традиции, религия и природно-климатические условия. А ведь именно с этими важнейшими факторами связано своеобразие быта, жилищных построек и замысловатое расположение улиц. Особую роль играло мусульманство и предписание Корана.
Ак-Мечеть, ее улочки и дома во многом идентичны Бахчисараю: «Такие точно черты характеризуют и строение бывшей резиденции Калги-Султана Ак-Мечети, за незначительным исключением, зависящим впрочем от топографии этих двух городов. Ак-Мечеть расположена уже не в ущелье, а на возвышенности, имеющей наклон к северо-западу, хотя она и заключается в котловине, которую образуют окружающие ее холмы. В Ак-Мечети улицы такие же узкие, как в Бахчисарае, прорезывают татарскую часть в разных направлениях. В одном месте мы видим кривую улицу, в другом — она идет зигзагами, в третьем — представляет из себя тропинку, упирающуюся в какой-нибудь дом, и т. д.; одним словом, город разбивается «дорогами» на самые неправильные части, имеющие форму полукруга, трапеции… Тут трудно указать центральную улицу. Дома, как и в Бахчисарае, обращены во двор, сохраняя направление на юг, а на улицу выходят задней стеной или отделяются от нее каменным забором».
Особый колорит Ак-Мечети придавали мечети и, прежде всего, их минареты. Как уже отмечалось, в городе было семь мечетей. С большой долей уверенности можно утверждать, что до 1736 года их было больше. Известно и название целого ряда мечетей: Кебир-Джами, Ак-Мечеть, Базар-Джами, Тохал-Джами, Джума-Джами, Аджи-Куртий-Джами, Ени-Джума-Джами.
Старейшим зданием современного Симферополя является мечеть Кебир-Джами. По свидетельству Ф. Лашкова, им в 1888 году была обнаружена в мечети надпись на арабском языке, в переводе гласившая: «Мечеть сию, соорудил во славу Величества хана Султан Менгли-Гирей Абдурахман-бен-Али, — да простит Аллах (грехи) ему и детям его, в месяц мухаррем в девятьсот четырнадцатом году» (хиджиры — т. е. в 1508 году). Однако, изучив архивные материалы, искусствовед Белова С.А. пришла к убеждению, что датой постройки Кебир-Джами является 1496 г. Мечеть сильно пострадала от пожара в 1736 году, когда Ак-Мечетью овладели войска под командованием фельдмаршала Миниха. Об этом свидетельствует надпись над входом в мечеть...
Живописность зданию придавала трехскатная деревянная крыша с яркой желобчатой черепицей и колоннообразный, сравнительно невысокий минарет грубой тески, выложенный из штучного камня известняка и увенчанный полумесяцем. Декор сведен к минимуму, скромность и аскетизм характеризовали внешний архитектурный облик соборной мечети.
Наиболее роскошную орнаментацию в крымских мечетях обычно получали портал храма и шерфе (балкон) минарета, однако данная мечеть не отличалась никакой декоративной отделкой. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник Божий». Слова эти в разных мечетях написаны на стене или устанавливалась над михрабом или, что более распространено в мечетях Таврической губернии, они были вышиты шелками на тканях, которые привозились из Мекки.
Каждый правоверный, входя в мечеть, снимал обувь и оставался в одних чулках. Пол устилался египетскими рогожками и молитвенными коврами — намазлыками, на которые становились и садились правоверные творить намаз (молитву). Из середины потолка спускался большой светильник, своего рода деревянное паникадило с разноцветными шкаликами и подсвечниками. Этот светильник называется «магари-сулейман» (от турецкого слова «мигр» — светило, солнце). Вдоль южной стены на полу шел ряд свечей из желтого воска и скамейки, на которых лежали экземпляры Корана — рукописные, печатные (казанского издания), либо находился богато украшенный шкаф, в котором хранилось несколько коранов.
Согласно одному из хадисов, Мухаммед сказал: «Письмо — половина Знания». В средневековой культуре мусульманских Востока и Запада степень овладения «красотой письма», или каллиграфией, стала показателем интеллектуальности, ритмического чтения Корана.
Орудием письма служило калам — тростниковое перо, способ очинки которого зависел от избранного стиля и традиций школы. Автор трактата 14 в. наставлял: «Калам очиняется косо, и знай — кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя...». Материалами для письма служили папирус, пергамент и бумага, производство которой было налажено в Самарканде в 60-х гг.
...Рядом с медресе находилась столовая для бедных прихожан, средства на содержание которых поступали из доходов вакуфных земель мечети.
Из архивных источников удалось установить, что соборная мечеть Кебир-Джами имела вакуфное хозяйство, состоявшее из садов, земель и недвижимого имущества (постоялых дворов, лавок): вакуфную землю при деревне Чокурча, площадью 36 десятин 1030 саженей; 77 десятин вакуфного участка при деревне Джалман Аратук; в Симферополе — пять домов со дворами.
В начале 20 годов 20 столетия мечети, церкви, кирхи, синагоги попали «в немилость»: они закрываются и используются под различные хозяйственные нужды. В 30 годы от Кебир-Джами осталось по существу одна каменная «коробка», так как минарет был снесен.
В настоящее время Кебир-Джами восстановила свой статус общественно-религиозного центра крымскотатарского народа. По проекту архитектора Шухалилова в 90-е годы были проведены большие ремонтно-реставрационные работы, позволившие восстановить древнейшую мечеть города.
Говоря об Ак-Мечети, необходимо упомянуть о таком явлении, как азисы — святые места: «У татар есть святые, к которым они обращаются как к посредникам и ходатаям перед Аллахом, а также с молитвою от недугов. Такие святые, называются азисами (изгеләр), встречаются в разных местах Крыма. Из Ак-Мечетских азисов самый популярный — «Салгир-баба». Старик, оберегающий эту святыню, указывает еще место почитания другого азиса в Симферополе — около вокзала железной дороги.
Правоверный, отличавшийся своею добродетельной жизнью, являет по смерти чудеса исцеления и становится азисом. Что же касается азиса «Салгир-баба», старик говорит, что этот азис никогда не был существом земным, а духом, ангелом. Вообще представления об азисах очень своеобразны у татар, и почти невозможно точно указать историю их происхождения». «Салгир-баба», как уверяет находящийся здесь старик, самый высший из всех азисов. Так или иначе, но гробница его посещается массой богомольцев, которые, навешивая здесь разные лоскута матери, веруют, что с ними покидают тут же болезни, после чего они спешат к фонтану, находящемуся в городском саду, на берегу р. Салгира, умыться целительной водой».
Вот так мы перелистали еще одну страничку нашей истории. Если мы были внимательны и вдумчивы при ее прочтении, то увидели тихий и уютный со своим неповторимым очарованием город — Ак-Мечеть. Не случайно же В. Измайлов с восхищением написал: «Ак-Мечеть мне кажется раем на земле».
Святые места крымских татар
Ак-Мечеть мне кажется раем на земле
В. Измайлов
Одним из центров крымских татар в период Крымского Ханства стала Ак-Мечеть в долине реки Салгир. Вероятно, одно из самых древних поселений в этой местности было Мамут-Султан. В «Досугах крымского судьи Сумароков отмечает: «В татарских рукописях означено, что в 1500 г. Ибрагим-бей за счастливый поход против россиян получил от хана по Салгиру место себе в награду, и от построения тут белой мечети, селение назвалось Ак-Мечеть».
По имеющимся сведениям возникновение Ак-Мечети у подножия горы с руинами древнего Неаполя относится ко второй половине или концу 15 века. Возникновение названия поселения вполне объяснимо — большое, двухэтажное, белое здание мечети не могло не производить большого впечатление.
Важность и удачное расположение Ак-Мечети определялось целым рядом факторов. Не случайно она становится своеобразным центром, где размещается резиденция Калги-Султана — второго лица в Крымском ханстве. Город являлся центром акмечетского каймаканства. По свидетельству барона Ингельстрема: «Крым делился на шесть каймаканств».
Часть Ак-Мечети расположилась в балке под селением Керменчик, другая — далее на возвышенности, чуть в стороне, у самого Салгира, — дворец Калги-Султана, а далее, где впоследствии образовалась Петровская слободка, — поселение простых татар. Эта часть города, судя по краткой истории Ханов, в 1551 г. называлась Султан-Базар, а по истории Манштейна 1771 г. и по карте Ватсена (изд. 1785 г.) — Султан-Сарай.
К сожалению, в настоящее время не много сведений о развитии города в тот период. Так в описании доминиканского монаха Жана де Люка в 1625 г. следует перечисление городов Крыма. Ак-Мечети в этом списки нет. Однако далее автор сообщает, что Калга-Султан имеет два дворца, которые построены в Ак-Мечети.
Немного сведений о городе находятся в сообщениях русских посланников и военных. Так в статейном списке стольника Тяпкина и дьяка Зотова от 1681 года сообщается, что 7 марта «с боем, приехав в село Ак-Мечеть были на отпуску у Калги Тухтамыш Гирей- Султана, в саду в шатре».
Город значительно пострадал (как и многие другие города Крыма) в 1736 году, когда русским войскам под командованием фельдмаршала Миниха удалось преодолеть перекопские укрепления и устремиться в глубь полуострова. По составленному генералом Ингельстремом камеральному описанию Крыма, Ак-Мечеть выглядит небольшим городком, в котором насчитывается 308 домов и 815 жителей (в это же время в Карасу-Базаре проживало 2285 человек, а в Бахчисарае — 2640). В городе было 7 мечетей, одно медресе и три мектеба. В городе функционировал водопровод, снабжавший жителей водой из источника, находившегося приблизительно в 5—6 километрах от Ак-Мечети по бахчисарайской дороге. Вода была подведена и к нескольким городским фонтанам. Один из русских чиновников увидел город таким: «Ак-Мечеть занимала площадь от цыганских таборов до Джума-Джами, от Токал-Джами до татарских кладбищ и составит, наверное, квадратную версту. Большой дворец Калги-Султана сам по себе невелик и занят нашими солдатами, которые успели уже разрушить некоторые из фонтанов, украшавших его дворец, и вырубить деревья. За оградою дворца красовался фонтан, вытекающий из сплошной каменной стены, а подальше шли убогие клетушки татар. За дворцом Калги, невдали от Салгира, расположено кладбище, среди которого торчит белая ограда, а в ней навес с зеленым значком, под которым в течение целого дня сидит мулла и нашептывает молитвы в честь и славу похороненного здесь какого-то святого Салгир-баба».
Чуть позже Лапласу Ак-Мечеть представилась таковой: «Кривые, разбегающиеся, немощеные и нечистые улицы обнесены высокими стенами, за которыми прячутся низенькие домики, а когда ходишь по городу, то кажется, что находишься между развалившимися стенами, построенными из грубого нетесаного камня. Все дома здесь, как и во всем краю, построены не из кирпича, но из скважистого белого мергелистого известняка, который большею частью складывают нетесаными, а тесаные камни употребляются только на углы, двери и окна. Вместо цемента во всех татарских городах этого полуострова употребляют глину, которую смешивают с песком, прибавляя туда немного извести. Крыши же кроют легкой черепицей, накладывая ее на хворост или камыши, смазанные глиной. По левую сторону Салгира стоял видный дворец Калги-Султана, который вскоре после взятия Крыма был совершенно разобран. Большой источник, образуемый притоком Салгира, у подошвы известкового и скалистого берега один только указывает теперь на место бывшего дворца Калги-Султанов, которые держали на этом источнике свои увеселительные лодки, на самом же месте, где стоял дворец, устроена ныне пивоварня. Город снабжался водой через подземный водопровод из источника в трех верстах по бахчисарайской дороге».
Внутреннее убранство домов Ак-Мечети описал Сумароков: «В комнатах полы устланы коврами, подушки представляют низкие вокруг диваны, окна защищены решетками или заслоняются от холода войлоками, оклеенною бумагою, а стекла совсем не в употреблении. Печь топится из сеней. Камин или набитое его основание, наладится для поспешных приготовлений, а окованные сундуки, ларцы, заменяя наши бюро и комоды, служат лучшим украшением. Вся посуда их медная, луженная внутри и снаружи; бедные же имеют глиняную и деревянную; ножей у них нет, вилки у редких, ложки у всех деревянные, и они берут и разрывают кушанья всегда руками, без приборов».
Здесь господствовала совсем другая культура, образ жизни, быт и традиции, религия и природно-климатические условия. А ведь именно с этими важнейшими факторами связано своеобразие быта, жилищных построек и замысловатое расположение улиц. Особую роль играло мусульманство и предписание Корана.
Ак-Мечеть, ее улочки и дома во многом идентичны Бахчисараю: «Такие точно черты характеризуют и строение бывшей резиденции Калги-Султана Ак-Мечети, за незначительным исключением, зависящим впрочем от топографии этих двух городов. Ак-Мечеть расположена уже не в ущелье, а на возвышенности, имеющей наклон к северо-западу, хотя она и заключается в котловине, которую образуют окружающие ее холмы. В Ак-Мечети улицы такие же узкие, как в Бахчисарае, прорезывают татарскую часть в разных направлениях. В одном месте мы видим кривую улицу, в другом — она идет зигзагами, в третьем — представляет из себя тропинку, упирающуюся в какой-нибудь дом, и т. д.; одним словом, город разбивается «дорогами» на самые неправильные части, имеющие форму полукруга, трапеции… Тут трудно указать центральную улицу. Дома, как и в Бахчисарае, обращены во двор, сохраняя направление на юг, а на улицу выходят задней стеной или отделяются от нее каменным забором».
Особый колорит Ак-Мечети придавали мечети и, прежде всего, их минареты. Как уже отмечалось, в городе было семь мечетей. С большой долей уверенности можно утверждать, что до 1736 года их было больше. Известно и название целого ряда мечетей: Кебир-Джами, Ак-Мечеть, Базар-Джами, Тохал-Джами, Джума-Джами, Аджи-Куртий-Джами, Ени-Джума-Джами.
Старейшим зданием современного Симферополя является мечеть Кебир-Джами. По свидетельству Ф. Лашкова, им в 1888 году была обнаружена в мечети надпись на арабском языке, в переводе гласившая: «Мечеть сию, соорудил во славу Величества хана Султан Менгли-Гирей Абдурахман-бен-Али, — да простит Аллах (грехи) ему и детям его, в месяц мухаррем в девятьсот четырнадцатом году» (хиджиры — т. е. в 1508 году). Однако, изучив архивные материалы, искусствовед Белова С.А. пришла к убеждению, что датой постройки Кебир-Джами является 1496 г. Мечеть сильно пострадала от пожара в 1736 году, когда Ак-Мечетью овладели войска под командованием фельдмаршала Миниха. Об этом свидетельствует надпись над входом в мечеть...
Живописность зданию придавала трехскатная деревянная крыша с яркой желобчатой черепицей и колоннообразный, сравнительно невысокий минарет грубой тески, выложенный из штучного камня известняка и увенчанный полумесяцем. Декор сведен к минимуму, скромность и аскетизм характеризовали внешний архитектурный облик соборной мечети.
Наиболее роскошную орнаментацию в крымских мечетях обычно получали портал храма и шерфе (балкон) минарета, однако данная мечеть не отличалась никакой декоративной отделкой. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник Божий». Слова эти в разных мечетях написаны на стене или устанавливалась над михрабом или, что более распространено в мечетях Таврической губернии, они были вышиты шелками на тканях, которые привозились из Мекки.
Каждый правоверный, входя в мечеть, снимал обувь и оставался в одних чулках. Пол устилался египетскими рогожками и молитвенными коврами — намазлыками, на которые становились и садились правоверные творить намаз (молитву). Из середины потолка спускался большой светильник, своего рода деревянное паникадило с разноцветными шкаликами и подсвечниками. Этот светильник называется «магари-сулейман» (от турецкого слова «мигр» — светило, солнце). Вдоль южной стены на полу шел ряд свечей из желтого воска и скамейки, на которых лежали экземпляры Корана — рукописные, печатные (казанского издания), либо находился богато украшенный шкаф, в котором хранилось несколько коранов.
Согласно одному из хадисов, Мухаммед сказал: «Письмо — половина Знания». В средневековой культуре мусульманских Востока и Запада степень овладения «красотой письма», или каллиграфией, стала показателем интеллектуальности, ритмического чтения Корана.
Орудием письма служило калам — тростниковое перо, способ очинки которого зависел от избранного стиля и традиций школы. Автор трактата 14 в. наставлял: «Калам очиняется косо, и знай — кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя...». Материалами для письма служили папирус, пергамент и бумага, производство которой было налажено в Самарканде в 60-х гг.
...Рядом с медресе находилась столовая для бедных прихожан, средства на содержание которых поступали из доходов вакуфных земель мечети.
Из архивных источников удалось установить, что соборная мечеть Кебир-Джами имела вакуфное хозяйство, состоявшее из садов, земель и недвижимого имущества (постоялых дворов, лавок): вакуфную землю при деревне Чокурча, площадью 36 десятин 1030 саженей; 77 десятин вакуфного участка при деревне Джалман Аратук; в Симферополе — пять домов со дворами.
В начале 20 годов 20 столетия мечети, церкви, кирхи, синагоги попали «в немилость»: они закрываются и используются под различные хозяйственные нужды. В 30 годы от Кебир-Джами осталось по существу одна каменная «коробка», так как минарет был снесен.
В настоящее время Кебир-Джами восстановила свой статус общественно-религиозного центра крымскотатарского народа. По проекту архитектора Шухалилова в 90-е годы были проведены большие ремонтно-реставрационные работы, позволившие восстановить древнейшую мечеть города.
Говоря об Ак-Мечети, необходимо упомянуть о таком явлении, как азисы — святые места: «У татар есть святые, к которым они обращаются как к посредникам и ходатаям перед Аллахом, а также с молитвою от недугов. Такие святые, называются азисами (изгеләр), встречаются в разных местах Крыма. Из Ак-Мечетских азисов самый популярный — «Салгир-баба». Старик, оберегающий эту святыню, указывает еще место почитания другого азиса в Симферополе — около вокзала железной дороги.
Правоверный, отличавшийся своею добродетельной жизнью, являет по смерти чудеса исцеления и становится азисом. Что же касается азиса «Салгир-баба», старик говорит, что этот азис никогда не был существом земным, а духом, ангелом. Вообще представления об азисах очень своеобразны у татар, и почти невозможно точно указать историю их происхождения». «Салгир-баба», как уверяет находящийся здесь старик, самый высший из всех азисов. Так или иначе, но гробница его посещается массой богомольцев, которые, навешивая здесь разные лоскута матери, веруют, что с ними покидают тут же болезни, после чего они спешат к фонтану, находящемуся в городском саду, на берегу р. Салгира, умыться целительной водой».
Вот так мы перелистали еще одну страничку нашей истории. Если мы были внимательны и вдумчивы при ее прочтении, то увидели тихий и уютный со своим неповторимым очарованием город — Ак-Мечеть. Не случайно же В. Измайлов с восхищением написал: «Ак-Мечеть мне кажется раем на земле».