Статьи

Поэт в Уральске

Поэт в Уральске


Габдулла Тукай и купеческая семья Губайдуллиных


Как причудливо переплетаются судьбы людей! Когда мы с сестрой были маленькими, родители часто читали нам любимую сказку-поэму «Шурале». Она была написана Габдуллой Тукаем в марте 1907 г. в Уральске, когда он жил в гостинице «Казань», которая принадлежала нашему прадеду.

Так сложилось, что в Уральске мой прадед Муртаза Губайдуллин для шакирдов медресе ««Мутыгия» содержал русский класс, был попечителем и самого медресе. Именно тогда в этом медресе учился Тукай, близко знакомый с семьей прадеда.

Об этом рассказывается и в книге Ибрагима Нуруллина «Тукай», вышедшей в серии ЖЗЛ в 1977 году. Но многое осталось недосказанным или сопровождалось несправедливыми оценками и последующими интерпретациями.

И лишь благодаря кропотливым исследованиям историков и литературоведов все становится на свои места. На основе архивных данных, официальных документов, выдержек из писем, воспоминаний, собранных в сборнике «Габдулла Тукай и тюркский мир: материалы международной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения Г. Тукая (сост. Ф.Х. Миннулина, А.Ф. Ганиева. Казань. 2016), и в книге «Материалы к хронике жизни и творчества Габдуллы Тукая (1886–1907), вышедшей в Казани в 2018 году, посвященной раннему этапу творчества поэта, имя Муртазы Гайнулловича Губайдуллина вновь возвращается в историю общественной и культурной жизни татарского народа конца XIX – нач. XX века.

Уральск конца XIX века был городом, который посещали известные деятели русской литературы: А.С. Пушкин, В.И. Даль, В.А. Жуковский, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко. В 1911 году здесь родился выдающийся татарский композитор Назиб Жиганов.

Провинциальный Уральск был один из центров русского казачества, притягивающий внимание историков и писателей, город, в котором сосуществовали различные национальные культуры - русская, татарская, казахская. Город, в котором, сохраняя и развивая свою культуру, проживала многочисленная татарская община.

Именно в такое культурное пространство волею судьбы попадает маленький Тукай. Почти половину своей короткой, но яркой жизни, с 9 лет до 21 года Тукай прожил в Уральске. Здесь Тукай сложился как поэт и написал свои первые стихи на татарском языке, занимался переводами с русского языка.

Гений Тукая раскрывался в условиях многообразной культуры Уральска, что благоприятствовало становлению и развитию творчества поэта. Окружение Тукая составляли люди разные по национальности, социальному положению, политическим взглядам.

Произведения, написанные в Уральске, стали неотъемлемой частью духовного наследия не только татарского народа, но и мировой культуры. Уральск стал его поэтической родиной. Здесь он сформировался как поэт и журналист.

Среди тех, кто оказал на него большое влияние, был основатель медресе «Мутыгия», где учился Габдулла, имам-хатыб Красной мечети Мутыгулла-хазрат Тухватуллин; его сын – известный издатель Камиль Мутыги; талантливый педагог, открывший Габдулле мир русской поэзии - Ахметша Сиразетдинов и мой прадед - богатейший купец Уральска, меценат - Муртаза Губайдуллин.

Так, в Уральске, судьба свела нашего прадеда Муртазу Гайнулловича Губайдуллина с Габдуллой Тукаем.

Согласно семейным воспоминаниям, которые передавались из поколения в поколение, первое упоминание рода Губайдуллиных датируется 1780-м годом, когда они проживали в старинной деревне Нижняя Береске (Түбән Бәрәскә) Арского уезда Казанской губернии (ныне Атнинского района Республики Татарстан). После проведения реформ Александра II в Уральске стали часто появляться заезжие купцы – казанские татары. С разрешением иногородним селиться, татары обретали здесь вторую родину.

В старых уральских газетах часто мелькают имена состоятельных татарских купцов. Их деятельность в Уральске не ограничивалась только организацией торговли среди мусульман: татарские предприниматели успешно осуществляли свою деятельность и в общегородском масштабе, жертвуя значительные суммы не только на нужды мусульманских приходов, но и на другие благотворительные цели. В обширном списке жертвователей уральскому Обществу Красного креста и нуждавшимся в продовольствии в голодный 1891 год упоминаются имена татарских купцов Муртазы Губайдуллина, Хайруллы, Зиганшы и Гайнуллы Гадельшиных, Кусаина Абузарова, Шакира Аптюшева, Хамидуллы Фаткуллина.

Особой известностью и уважением среди упомянутых фамилий пользовались Гайнулла и Хайрулла Гадыльшины, Муртаза Губайдуллин, чей дом располагался на улице Тамбовской — одной из центральных в городе.

Муртаза Губайдуллин был известен не только успешной предпринимательской деятельностью, но и как благотворитель, жертвовавший большие средства на нужды мусульман Уральска.

В «Уральских войсковых ведомостях» за 1882 год сохранилось объявление о завещании 2-гильдии купца Гайнуллы Габайдуллина, в пользу жены Гульсаиды Абдрашитовой и сына Муртазы Губайдуллиных. Завещанием этим покойный Губайдуллин представил жене своей Гульсаиде и сыну Муртазе все свое движимое и недвижимое имение в общее их вечное и потомственное владение. Имущества всего по заявлению наследника Муртазы на 21.600 руб.

Получив наследство от своего отца и приумножив его, М. Губайдуллин не скупился на нужды мусульманской общины Уральска.

Быстрый рост татарского населения Уральска (в 1897 году, по данным переписи, татары занимали в Уральске уже второе место по численности после русских) вскоре привел к появлению новой махалли. В 1890 году мусульмане города ходатайствовали перед Оренбургским магометанским духовным собранием о строительстве еще одной каменной мечети. В 1896 г. за решение этого вопроса взялся купец 2-й гильдии Муртаза Губайдуллин. Для этого он купил дворовое место на Николаевской улице, расположенной рядом с единственным в городе базаром, где большинство торговцев и рабочих были мусульманами. Разрешение было получено, и в 1897 г. мечеть была построена. Имам-хатыбом этой мечети был назначен Гайнетдин-хазрат Залялютдинов (1855–1937).

Мечеть называлась Новой по отношению к знаменитой Красной мечети, выстроенной в 1871 году в эталонном татарском стиле. Но сейчас мечеть, выстроенная усилиями моего прадеда, больше известна в Уральске наоборот, как Старая мечеть. До 1929 года мечеть функционировала по первоначальному назначению. В 1930 г. была взята под государственные учреждения: отделение связи, военный трибунал. В конце 1944 года, когда стали ощутимы послабления для верующих, здание было вновь передано для проведения намазов, став единственной действовавшей в Уральске. Эту мечеть помнят многие поколения уральцев…

Ко времени приезда Тукая в Уральск в городе было три медресе: «Ракыйбия», «Гайния» и «Мутыгия», то есть Габдул-Ракыйба Тулбаева, Гайнетдина Залялютдинова и Мутыгуллы Тухватуллина. К этому времени в Уральске было три мечети: две располагались в южной части города, а третья, Соборная – близ Казанской площади. Соборная мечеть едва вмещала 400–500 человек, а на пятничную молитву приходило до тысячи человек. В заметке «Школа у магометан», опубликованной в газете «Уральские областные ведомости», приводятся статистические данные, свидетельствующие о значительном числе учебных заведений для детей татар, что сделало на рубеже веков татарский народ одним из самых грамотных в Российской империи.

Параллельно с учебой в медресе «Мутыгия» Тукай учился в открытом еще в 1878 году специально для детей мусульман русском классе, в котором преподавал выпускник Оренбургской учительской школы Ахметша Сиразетдинов. Почетным блюстителем этого учебного заведения с 1895 года состоял Муртаза Губайдуллин. В 1895 году в газете «Уральский листок» была опубликована заметка об учреждении этой должности и утверждении в ней татарского купца-миллионера:

«Для обучения татарского юношества русскому языку и русской грамоте и облегчения детям татар-магометан поступление в общеобразовательные учреждения министерство народного просвещения в 1878 году открыло на свой счет в г. Уральске русский класс при медресе… Так один из влиятельных и пользующихся уважением членов местного татарского общества Муртаза Губайдуллин изъявил желание оказать материальную поддержку этому классу в качестве его почетного блюстителя. Вследствие этого министром Народного просвещения учреждена в июне месяце сего года должность почетного блюстителя класса и г. Военным губернатором Уральской области утвержден в этой должности г. Губайдуллин. Вступление в должность г. Губайдуллин ознаменовал пожертвованием ста рублей на приобретение для класса роскошных портретов Их Величеств, на улучшение ученической библиотеки и на устранение других нужд».

В 1897 году М. Губайдуллин приобрел для русского класса на Петропавловской улице двухэтажный дом. Учитывая, что заведение содержалось на казенные деньги, большая часть которых уходила на аренду помещения, перемещение класса в собственное здание сделало возможным поставить обучение на более высокий уровень. Именно здесь юный Габдулла Тукай начал осваивать русский язык, впервые познакомился с русской литературой.

Приобретение дома для русского класса было не единственным вкладом Губайдуллина в образование собратьев по общине. Муртаза Губайдуллин в 1897 году на свои средства выстроил каменное двухэтажное медресе рядом с Красной мечетью. В народе медресе в честь имама Габдул-Ракыйба Тулбаева называли «Ракыйбия». В разные годы здесь обучалось до 140 шакирдов. К 1904 году оно стало тесным и требовало расширения. И вновь Губайдуллин вкладывает средства в ремонт и расширение здания. Долгое время ошибочно считалось, что медресе «Мутыгия», в котором учился Г. Тукай, располагалось в этом здании. В действительности же, в этом каменном двухэтажном здании находилось медресе «Ракыйбия», а здание медресе «Мутыгия» было деревянной постройкой. Лишь в 2011 году поменяли мемориальную табличку.

Наличие передового образования среди татар Уральска, в конечном счете, создало благоприятную почву для появления в городе татарских периодических изданий. Газеты и журналы на татарском языке в Уральске было кому читать, в городе процветала татарская просвещенная среда.

Судьба постоянно сталкивает прямо или косвенно Тукая с семьей Губайдуллиных. Его товарищи входили в круг богатой купеческой династии, работали у Губайдуллиных или хорошо знали дом Муртазы-бая.

В октябре 1905 года здание бывшего Коммерческого клуба на Казанской площади приобретает компания Муртазы Губайдуллина. Сюда переместилась татарская гостиница «Казань», появившаяся в Уральске в конце XIX века. Здесь же устроили татарскую чайхану. Обслуживание в них велось исключительно татарскими приказчиками и на татарском языке. Здесь любили останавливаться приехавшие в Уральск из других мест татарские купцы, которых, в том числе, привлекала богатая национальная кухня.

Вместе с тем «Казань» была не только местом для временного проживания: гостиница была еще и одним из центров культурной жизни мусульман Уральска. В ней нередко устраивались различные мероприятия: собрания общественности, музыкальные вечера. В здании был клуб, где собиралась прогрессивная татарская и казахская молодежь.

В начале 1907 года Тукай покинул медресе «Мутыгия». Вместе с Габдуллой Кариевым - в будущем, одним из основоположников татарского национального театра, Тукай проживал до октября 1907 года в седьмом номере гостиницы (вплоть до отъезда в Казань). Здесь Тукай написал знаменитые «Шурале» и «Пар ат» («Пара лошадей»).

6 октября 1906 года в гостинице «Казань» состоялось собрание, на котором присутствовало более двухсот человек. К. Мутыги предложил организовать в Уральске мусульманское благотворительное общество. Для составления устава общества избрали группу. В эту группу вошли Муртаза Губайдуллин, Валиулла Хамидуллин, Садык Амиров, Камиль Мутыги, Нигматулла Бахтизин (уральский купец), Бахитжан Каратаев (юрист, казахский политический деятель, депутат I Государственной думы, с 1917 года – член партии большевиков), Мутыгулла Тухватуллин, Мухаметгали Мусин, хазрат Хабибулла Исмагилов (мулла в Уральске), Садык Губайдуллин (сын М. Губайдуллина - наш дед, крупный предприниматель, позднее – владелец гостиницы «Казань»). Тукай одобрительно отнесся к созданию такого общества, о чем свидетельствуют его публикации в газете «Фикер».

Общество оказывало благотворительную помощь мусульманскому населению, татарским учебным заведениям города, а в годы Первой мировой войны – в пользу Временного мусульманского комитета по оказанию помощи раненым воинам.

Одновременно с работой в газете и журнале Тукай вместе с К. Мутыги участвует в общественной жизни города: собраниях Уральского мусульманского благотворительного общества, литературно-музыкальных вечерах.

В феврале 1907 г. по решению суда власти лишили издательских прав хозяина типографии, издателя газет и журналов Камиля Мутыги. Деятельность газеты «Фикер» и журнала «Аль-гасруль-джадид» была приостановлена. Тогда типографию выкупил купец Муртаза Губайдуллин, что открывало Тукаю возможности продолжить свою журналистскую деятельность, печатать публицистические статьи и фельетоны.

Властями было подписано уведомление о разрешении издавать татарские издания («Уклар», «Фикер», «Аль-гасруль-джадид»). Однако радость была недолгой: спустя всего два месяца (13 мая 1907 года) выходит последний номер газеты. Из-за активизации революционных выступлений по настоянию властей Уральска газеты пришлось закрыть, и они навсегда прекратили свое существование.

Тяжело переживавший отлучение от любимой им журналистской деятельности Г. Тукай пишет стихотворение «Богачу, играющему с типографией» («Матбага белән уйнаган бер байга») с негативными оценками и обвинениями в адрес Муртазы Губайдуллина.

Такое же гневное стихотворение было написано в конце 1904 года, когда Тукай вместе с другими шакирдами был приглашен на свадьбу сына Муртазы-бая. Женился наш дед Садык. За свадебным столом Тукая усадили рядом с мелкими уральскими торговцами. Вскоре появилось язвительное стихотворение, обличавшее торговых людей.

Основываясь исключительно на этих поэтических впечатлениях Тукая о М. Губайдуллине, исследователи зачастую давали нашему прадеду отрицательные оценки. Вместе с тем Муртаза Губайдуллин был широко известен в Уральске своей благотворительной деятельностью: он жертвовал значительные суммы на строительство мечетей, содержание медресе и русского класса, в которых обучались дети, проживающих в Уральске татар.

Г. Тукай остался не только без любимой работы, но и без материальных средств. Уже став известным молодым поэтом и сатириком осенью 1907 года из Уральска он возвращается в Казань.

В настоящее время двухэтажный дом конца XIX века, в котором жила семья Губайдуллиных вплоть до Октябрьской революции 1917 года, является памятником архитектуры и принадлежит Уральскому епархиальному управлению Русской Православной Церкви.

В советском тукаеведении, в отличие от Мутыйгуллы Тухватуллина и его семьи, имена имамов в нескольких поколениях Тулбаевых, меценатов Гайнуллы и Хайруллы Гаделшиных, Муртазы Губайдуллина, внесших большой вклад в духовное развитие местных татар до событий 1917 года, все эти годы находились в забвении или изображались отрицательно. Поэтому долгое время они оказывались стертыми из памяти народной.

Но постепенно, благодаря исследованиям краеведов, активной деятельности музея Габдуллы Тукая в Уральске имя Муртазы Гайнулловича Губайдуллина вновь возвращается в историю татарского народа конца XIX – начала XX века, и наш прадед, по праву считается важной фигурой, оказавшей влияние на судьбу великого татарского поэта.