Статьи

Москва моя, ты самая…

Мастерство начинается здесь
Колледжи Москвы продолжают развиваться

Сегодня в столичных колледжах учатся 275 тысяч студентов, а к 2030 году их число увеличится в два раза — до 420 тысяч. Об этом рассказал Мэр Москвы Сергей Собянин во время открытия площадки практической подготовки для колледжей Москвы «Руднево». В мероприятии приняли участие Президент России Владимир Путин и Министр просвещения России Сергей Кравцов.

Образовательные программы столичных колледжей создаются при участии работодателей и профессиональных ассоциаций, а практические занятия составляют не менее 70 процентов всего времени обучения.

«Мы планируем за пять лет увеличить количество ребят, которые учатся в колледжах, и выпускников в два раза. Таким образом, цифра учащихся в колледжах и высших образовательных организациях у нас будет сопоставима. Что, в общем, необходимо для экономики на сегодняшний день. Что мы предполагаем сделать? У нас две тысячи лабораторий настоящих, мастерских. Мы планируем до 2027 года на 100 процентов их обновить. Делать современными и лаборатории, и мастерские», — сказал Сергей Собянин.

Кроме того, по словам мэра Москвы, планируется построить 400 тысяч квадратных метров кампусов, отремонтировать уже существующие площадки и создать центры коллективного пользования.

Сегодня в Москве работает 178 колледжей. Больше всего специалистов готовят для ИТ-сферы, промышленности, креативной индустрии и строительства. Благодаря высокому качеству подготовки выпускники столичных колледжей быстро находят работу, рассказал Сергей Собянин.

Среднее профессиональное образование активно развивается по всей стране. Более 65 процентов всех рабочих кадров составляют специалисты со средним профессиональным образованием, отметил Сергей Кравцов.

«Важно то, что программы в колледжах стали максимально практико-ориентированными. Порядка 80 процентов учебного процесса — практика. Вместе с отраслями обновили стандарты. Новые 400 стандартов, прямо с предприятиями под те требования, которые нужны предприятиям. Не забываем и про общеобразовательную подготовку: русский, математика, история, новые учебники по истории для колледжей с этого года и воспитание. В каждом колледже — советник по воспитанию», — рассказал Сергей Кравцов.

Колледжи готовят специалистов, в которых нуждаются производства. Некоторые из студентов начинают профессиональную деятельность еще во время учебы. По словам Сергея Кравцова, сегодня более 90 тысяч учащихся колледжей заняты в оборонно-промышленном комплексе.

«Те меры, которые реализуются, повышают престиж рабочих специальностей. В прошлом году подали 1,25 миллиона заявлений в колледжи. Три человека на место в среднем, по ряду специальностей — девять человек на место. 62,5 процента девятиклассников выбирают колледжи. В частности, помогает профориентация, которую с прошлого года мы ведем в школах с шестого класса, когда ребята приходят и в колледжи, и на производства», — рассказал Сергей Кравцов.

Столичный рынок труда —один из самых больших и диверсифицированных в мире. В отраслях городской экономики заняты более 8,6 миллиона человек. В Москве наблюдается постоянная потребность в квалифицированных кадрах, а также минимальный уровень безработицы.

В специалистах со средним профессиональным образованием заинтересованы 75 процентов работодателей. Спрос на выпускников колледжей наблюдается в таких отраслях, как промышленность, транспорт, логистика, строительная отрасль, торговля и информационные технологии.

«Кадров СПО сегодня требуется 75 процентов. При этом мы специалистов с высшим образованием в Москве готовим 63 процента, а СПО — всего 18 процентов. Ну и еще 19 процентов по коротким программам — это рабочие», — добавил Сергей Собянин.

В городских колледжах по ИТ-направлениям обучаются 20,6 тысячи студентов. Образование в сфере промышленности получают 20,1 тысячи человек, в области креативных индустрий и строительства — по 14,7 тысячи москвичей, транспорта и здравоохранения — по 14,2 тысячи и 13,4 тысячи студентов соответственно. Специальности, связанные с гостеприимством, осваивают 12,9 тысячи горожан, с образованием и социальными сферами — девять тысяч студентов, с безопасностью и правом — 6,5 тысячи человек. Образование в сфере финансов и торговли получают 3,2 тысячи москвичей, в сфере культуры и искусства — 1,5 тысячи человек, в сфере спорта — 0,4 тысячи студентов.

В прошлом году трудоустроились 93 процента выпускников городских колледжей.

В 2023-м появилась дополнительная программа профориентации и профтестирования девятиклассников. Благодаря этому выпускники смогли познакомиться с современными профессиями, которым обучают в колледжах Москвы. Программа вызвала большой интерес среди подростков и их родителей. Более 60 тысяч школьников прошли бесплатное профтестирование, а свыше 70 процентов его участников приняли решение о поступлении в учреждения среднего профессионального образования.

В 2024 году Правительство Москвы вдвое увеличило набор в городские колледжи для московских школьников, окончивших девять классов. В общей сложности было создано 16 тысяч дополнительных бюджетных мест по популярным направлениям. В их числе — медицина, безопасность, финансы, информационные технологии, гостеприимство, креативные индустрии, промышленность, строительство и транспорт.

В результате в городские колледжи поступили около 45 тысяч студентов. Из них около 36 тысяч выпускников девятых классов учатся на бюджетной основе.

Увеличение бюджетных мест удовлетворяет спрос молодых людей на получение перспективных и востребованных специальностей, позволяя уже в 18–19 лет начинать профессиональную деятельность.

Планируется, что к 2030 году число обучающихся в московских (городских, федеральных и частных) колледжах вырастет до 420 тысяч. На 53 процента увеличится прием: ежегодно в колледжи будут поступать более 150 тысяч студентов — в первую очередь выпускников девятых классов из столицы и других регионов. По программам среднего профессионального образования станут обучаться выпускники 11-х классов и взрослые, желающие получить востребованную и перспективную специальность.

Увеличение набора в колледжи — важная составляющая модернизации системы среднего профессионального образования, осуществляемой Правительством Москвы. В ее основе лежат актуальность и востребованность — образовательные программы разрабатываются при участии работодателей и профессиональных ассоциаций и практикоориентированность — студенты погружаются в профессиональную среду с первого курса, а практические занятия составляют не менее 70 процентов всего времени обучения и проходят под руководством опытных наставников.

В рамках модернизации системы СПО обновляются инфраструктура и содержание учебных программ. Эта работа включает несколько аспектов.

Постоянное взаимодействие с предприятиями и работа под их запрос. Для этого колледжи сотрудничают со многими организациями. Сегодня среди партнеров столичных учреждений среднего профессионального образования — более трех тысяч работодателей. В их числе — госкорпорация «Ростех», Московский метрополитен, АО «Шереметьево безопасность», ПАО «МОЭК», «Концерн ВКО «Алмаз-Антей»», «Главстрой», МГТС, Ростелеком, Мосгортранс, Сбербанк России, Газпром, ассоциация «Российские автомобильные дилеры», Инженерстрой, АО Московский автомобильный завод «Москвич», холдинг «Объединенные кондитеры» и другие ведущие компании.

Второй год реализуется уникальная практика — проведение квалификационного экзамена в условиях реального производственного процесса. Его успешное прохождение дает возможность получить разряд и предложение о трудоустройстве одновременно. Кроме того, работодатели участвуют в разработке содержания и критериев оценки выпускного демонстрационного экзамена и входят в состав экзаменационной комиссии.

Содержание образовательных программ формируется на основании профиля компетенций, составленного совместно с профессиональным сообществом и представителями отраслей. Всего в городских колледжах ведется обучение по 170 специальностям.

К 1 сентября 2024-го обновили 60 процентов программ, по которым сейчас учатся 43 тысячи студентов колледжей. К 2026/2027 учебному году все образовательные программы приведут к новому стандарту. Кроме того, будет создана система адаптации программ под новые технологии и изменяющиеся потребности рынка труда. Основная задача — обучить студента, который готов приступить к полноценной работе сразу после выпуска.

«Одна из самых главных проблем — это качество педагогов. Так как у нас большой производственный потенциал, мы решаем эту задачу. Сокращение времени обучения до трех лет, сегодня — четыре года. Просто сжимаем какие-то программы, чтобы ребята быстрее могли уже войти в реальную жизнь», — рассказал Сергей Собянин.

Педагоги в московских колледжах работают опытные. Так в колледже автоматизации и информационных технологий № 20, в учебном отделении «Диджитал» работает Ринат Хайдарович Кудяков, а Руслан Ренатович Мустафин, в этом же колледже преподает инструментальные средства разработки программного обеспечения,основы проектирования баз данных, технологию разработки программного обеспечения и другие востребованные предметы.

Сроки обучения в колледжах уменьшаются за счет повышения его интенсивности. В этом учебном году количество четырехлетних программ сократилось на 70 процентов. Начиная с 2025/2026 учебного года все программы подготовки будут рассчитаны на два года для окончивших 11 классов и на три года — для девятиклассников. Студенты получают возможность за время обучения освоить не одну, а даже две или три профессии. Это повышает конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда.

Например, по специальности «технология машиностроения» выпускник получает основную квалификацию «техник-технолог», а также возможность работать по профессиям «станочник широкого профиля», «наладчик станков и манипуляторов с программным управлением», «контролер станочных и слесарных работ».

С сентября 2024 года педагогам и студентам 47 городских колледжей для подготовки к занятиям стали доступны электронные сервисы «Московской электронной школы» («МЭШ»). Это повысило качество обучения и сделало образовательный процесс более доступным и удобным для всех участников.

В настоящее время проводится доработка «МЭШ» под особенности и задачи профессионального образования. Она завершится к 2026 году. Будут введены специализированные формы контроля и аттестации, создано портфолио студента, электронная зачетная книжка, личные кабинеты студента и преподавателя, а также электронная библиотека материалов для преподавателей.

В библиотеке «МЭШ» появится набор материалов, рассчитанных на современные форматы и технологии обучения, — это электронные сценарии уроков с видеозаданиями и тестами, интерактивные приложения, виртуальные лаборатории, электронные учебные пособия и цифровые учебники.

В индустриальном парке «Руднево» работает площадка практической подготовки колледжей Москвы. В 2024–2025 годах планируется открыть еще две аналогичные площадки — «Печатники» и «Юг». Их образовательные мощности позволят ежегодно обучать 20 тысяч студентов, а также взрослых, желающих получить новую специальность.

Начат масштабный процесс оснащения колледжей новым современным оборудованием. Так, до конца 2024 года планируется обновить и создать около 650 учебных лабораторий и мастерских. В 2025-м будет обновлено уже 1450 мастерских, а в 2026–2027 годах — еще по 300 мастерских.

Всего планируется переоборудовать около 2050 лабораторий и мастерских. Это позволит проводить практические и лабораторные работы на современном технологическом уровне с использованием оборудования, установленного на столичных предприятиях.

Планируется строительство семи инновационных образовательных кампусов общей площадью почти 400 тысяч квадратных метров для размещения более 60 тысяч студентов. Среди них колледжи в сферах креативной индустрии, информационных технологий, здравоохранения, гостеприимства, промышленности, транспорта, строительства и другие. Здания проектируются под современные технологии обучения с учетом лучших мировых практик. Там будут эргономичные помещения с комфортной образовательной средой и эффектом полного погружения в профессию.

В новых кампусах обустроят профессиональные мастерские, а также внутренние и внешние полигоны полного производственного цикла для отработки комплексных навыков студентов в условиях, приближенных к реальности. Образовательное пространство будет включать в себя коворкинги и трансформируемые помещения для групповой и проектной работы.

Кроме того, в планах капитальный ремонт Московского технологического колледжа и Московского колледжа управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно». Это три корпуса общей площадью 50 тысяч квадратных метров.

Одним из новых направлений станет наставничество «студент — школьник». Учащиеся старших курсов будут посещать школы и рассказывать об обучении в колледжах, делиться своими историями успеха и помогать ребятам сделать правильный выбор.

Расширится пул работодателей — партнеров проекта. В новом учебном году школьники побывают в компаниях, работающих во всех отраслях экономики города. Они познакомятся с высокотехнологичным оборудованием и пообщаются со специалистами.

В частности, запланированы экскурсии на территории промышленных предприятий особой экономической зоны «Технополис Москва», проведение профессиональных проб и мастер-классов с лучшими сотрудниками компаний-резидентов.

Особое внимание уделят работе с родителями. Предусматриваются субботние встречи в центрах профориентации с экспертами рынка труда и представителями колледжей.

Узнать подробнее о востребованных профессиях и специальностях, которым обучают в столичных колледжах, можно на портале «Школа. Москва», в разделе «Атлас профессий» и подкасте «Ключ к профессии». Полезный контент о среднем профессиональном образовании также публикуется в телеграм-канале «Московское образование» и одноименной группе в социальной сети «ВКонтакте».

В 2024 году Правительство Москвы учредило гранты для столичных колледжей за достижение высоких результатов в обучении студентов. Всего планируется вручать 20 грантов: три гранта первой степени по 40 миллионов рублей, семь грантов второй степени по 25 миллионов рублей и 10 грантов третьей степени по 15 миллионов рублей. При определении грантополучателей будут учитываться результаты студентов при сдаче квалификационного и демонстрационного экзаменов, победы в чемпионатах профессионального мастерства, а также результаты трудоустройства выпускников и другие достижения. Средства грантов планируется направлять на дополнительное материальное поощрение педагогов и мастеров производственного обучения, которые добились высоких результатов в своей работе. Это станет дополнительным стимулом для повышения качества среднего профессионального образования в Москве.

Первые колледжи — получатели грантов будут определены по итогам 2024/2025 учебного года. В дальнейшем поощрительные денежные средства лучшим учреждениям среднего профессионального образования планируется вручать ежегодно. Очевидно, что все это еще более повысит привлекательность среднего профессионального образования.

Москва гарантирует качество!

Подготовил Руслан Сакаев
2024-11-01 13:29