Московский метрополитен начинался в Калтасах. (Ю.М. Лужков - мэр Москвы (1992-2010). Метрополитен России и А.С. Пушкин. Какая связь?! Между ними огромная пропасть времени. Но великая поэтическая прозорливость Александра Сергеевича без труда преодолела ее: …Мосты чугунные чрез воды Шагнут широкою дугой, Раздвинем горы, под водой Пророем дерзостные своды…. Эти строки из романа в стихах «Евгений Онегин». Поэма была окончена без малого век спустя (1831 г.) до первых ударов лопат советских строителей лучшего ныне в мире метрополитена, когда дерзостные своды стали прорываться под Москвой - рекой, Неглинкой, Яузой. Эхо этих ударов разнеслось не только по молодой республике Советов, но и по зарубежным странам, где политики, ученые, мировые знаменитости скептически восприняли это событие. Даже великий фантаст Г. Уэллс, нарекший В.И. Ленина после встречи с ним (1920 г.) кремлевским мечтателем и убедившийся в свой второй приезд (1934 г.) в ошибочности оценки вождя революции, был убежден, что без помощи зарубежных специалистов Советам не осилить дерзкий проект. Он отказался даже от приглашения спуститься в забои тоннельных выработок, но дал, как ему казалось, дельный совет руководителям метростроя: «Не тешьте себя утопиями, а закупите в Англии тысячу автобусов для организации нормального пассажирского движения в Москве». Совет Г. Уэллса прозвучал в июле 1934 г., т.е. меньше чем за год до торжественного пуска Московского метрополитена. 15 мая 1935 г. в 7 утра открылась станция «Сокольники» первой линии метро «Сокольники - Парк культуры», которая в тот день перевезла 350 тысяч пассажиров. Это событие не только открыло в истории нашей страны метрополитеновскую эпоху, а стало еще одним знаменем прогрессивного переустройства молодой республики Советов. Скептицизм западных специалистов исходил из собственного опыта строительства этого вида транспорта (первое в мире метро появилось в Лондоне в 1863 г., на это ушло 17 лет), из знания неимоверных сложностей такого проекта. Однако им неведом был духовный инструмент советского народа, который закладывал невиданные доселе человечеству основы новой социальной жизни. Одухотворенность этой мечтой и целью, овладев массами, превратилась в могучую материальную силу. Метро строила вся страна, сюда сошлись люди разных профессий, в основном молодежь. Прибыли горняки из Донбасса, металлурги из Кузнецка, охотники из лесов Севера, рабочий люд из Сибири и многих национальных республик – Башкирии, Татарии, Чувашии, Мордовии, всех не перечесть. Первыми метростроевцами из наших земляков стали жители сел и деревень Калтасинского района БАССР. Организованно проводилась мобилизация сельской молодежи края. В общей сложности калтасинцы составили внушительный отряд первых метростроевцев – более пяти тысяч. Не случайно мэр Москвы Ю.М. Лужков сказал о них: «Московский метрополитен начинался в Калтасах». Газета «Ударник Метростроя» встретила будущих героев стройки передовой статьей «Окружим вниманием и заботой калтасинцев». Условия работы были тяжелейшими. Основной инструментарий - кайло, лопата, тачка и носилки. Не было тогда ни техники, ни технологий, наблюдалась и высокая аварийность, оставлял желать лучшего и уровень быта, особенно на первых порах. Вот строки из воспоминаний первых участников метростроя, которые собрал и сохранил Почетный краевед Башкирии А. Исекеев. Манюк Шамиданов, деревня Сазово: – По комсомольской путевке в марте 1933 г. я приехал на Метрострой. Работать приходилось все время в воде, в грязи, в котловане было холодно. Вылезали из шахты совершенно продрогшими. Породу приходилось разрабатывать кувалдой и отбойным молотком. Некоторые бригады не справлялись с планом, а наша ежемесячно перевыполняла задание на 180 процентов, мы считались лучшими не только на участке, но и на всей стройке. Ильчигул Семекеев, деревня Нижняя Татья: – До сих пор удивляюсь, как мы, совершенно неподготовленные, неопытные, физически неокрепшие 18-летние парни выдерживали нечеловеческие перегрузки при выемке тяжелого, мокрого глинистого грунта. С утра до вечера приходилось работать по колено в жиже, болели руки, спина. Но работали с большим воодушевлением. Азер Галиева, деревня Актанышбаш: – Мы поехали в Москву добровольно, по велению сердца. Я была землекопом, крепильщиком, пришлось и проходчиком быть в шахтах. Нас, девушек, сначала оберегали в забое от самых тяжелых работ. Но мы с этим не мирились и добились своего – вместе с мужчинами спускались под землю и отбойными молотками долбили грунт. Усталые и чумазые, в брезентовых куртках и брюках, в огромных широкополых шахтерских шляпах шли мы с работы. Москвичи оглядывались на нас кто с жалостью, а кто с уважением. А мы были горды, что строим метро. Мухаметнур Фаткиев: - Мне, как и другим нашим парням, уж очень хотелось поехать на Метрострой. Тех, кому не было восемнадцати лет, на стройку не брали. Многие прибавили себе год, но я не мог, так как был очень молод — мне тогда не было и пятнадцати лет. Я обратился к П.М. Звездину (1-й секретарь ВКП(б) Калтасинского района – ред.). По его просьбе меня, круглого сироту, в виде исключения взяли. А бывало, что и непрошедшие комиссию уезжали в Москву с чужими документами и поступали на стройку. Катласинцы трудились по-ударному, с азартом, показывая пример трудовой доблести. Бывший начальник 2-й дистанции С.А. Соколин вспоминает: «Я начал работу исключительно с колхозниками нерусской национальности Калтасинского района. Эти люди, впервые попавшие в Москву на большую стройку, показали исключительный образец преданности делу. Их бригады до конца оставались на дистанции в числе лучших». Конечно, среди передовых тружеников метростроя были татары и из других районов страны. На всю страну в те годы прогремело имя Вазыха Замалдинова, родом из деревни Чуру-Борашево Татарстана. С началом строительства метро он приехал в Москву, устроился проходчиком, трудился и бетонщиком, затем его избрали бригадиром шахты. В те годы рядом с Вазыхом трудился доброволец метростроя Евгений Долматовский, ставший впоследствии классиком советской поэзии. Он оставил свои впечатления о Вазыхе: «Другой бригадир, Вазых Замалдинов, - гора человек, причем гора, полная не просто полезных, но и драгоценных ископаемых. Но до них надо еще добраться, а внешне он просто деревенский татарский парень, особо говорящий по-русски, но чаще молчащий и думающий по-татарски, он сам мне сказал. О нем восторженно писал в своих репортажах из Москвы Юлиус Фучик, корреспондент чешской газеты «Руде право». Ю. Фучик подружился с Вазыхом, писал о его трудовых подвигах, рассказал зарубежному читателю о первой сбойке, авторами которой стали бригады Замалдинова и Краевского. В.З. Замалдинов в послевоенные годы, как опытный мастер тоннельной проходки, был командирован в Красноярский край, где в толще скальной породы на берегу Енисея на глубине 230 метров сооружался секретный завод по производству плутония для атомных бомб. Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, многими медалями. Московский метрострой представлял собой огромный многонациональный коллектив и насчитывал более 70 тысяч тружеников. С учетом этнического состава была развернута агитационно-массовая и культурно-просветительская работа. Для ведения групповой агитации среди нерусских рабочих с Урала, Поволжья и Кавказа к ним были прикреплены студенты из института востоковедения, которые проводили с ними беседы на родном языке. Для башкир, татар, марийцев и удмуртов, понимающих татарский язык, выходила специальная газета, а редакция «Ударник Метростроя» выпускала странички на татарском языке. Курс метростроевской культуры включал обучение в школах ликбеза неграмотных и малограмотных. Это было очень актуально для представителей тюркских народов в связи с состоявшимся (1929 г.) переходом письменности их родных языков с арабского на латиницу. Создавались свои читальни. Большим успехом у метростроевцев пользовался там же созданный татарский хор. Всегда желанными были артисты Московского татарского рабочего театра, Татарской оперной студии. Из творческой плеяды Москвы самыми активными посетителями были писатели: М.Горький, А, Фадеев, Л. Сейфулина, А. Маршак и многие другие мастера литературного пера. Именно благодаря этой дружбе при газете «Ударник Метростроя» родилась литературная группа, где рождались будущие таланты. В этой творческой среде впервые прозвучал поэтический голос Беллы Ахмадулиной. После окончания школы (1954 г.) она устроилась внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец» и первая ее заметка появилась 12 сентября 1954 г. Она спускалась в шахты, встречалась с передовиками производства, устраивала для детей и их родителей книжные праздники. Была в гуще метрополитеновской жизни. Вспомним ее признание: И я причастна к тайнам дня, Открыты мне ее явленья. И, конечно, принимала активное участие в творческих собраниях литгруппы, руководитель которой так отозвался о ее творчестве: «Стихи молодого автора производят сильное впечатление. Автор их владеет стихосложением, умеет выражать через поэтический образ свои мысли и чувства». Поддержка коллег вдохновила ее в марте 1955 г. отправить свои стихи на конкурс в приемную комиссию Литинститута. С ними ознакомился Илья Сельвинский и дал блестящий отзыв, который завершил пожеланием: «Что бы в Вашей жизни не произошло, помните, что у Вас дарование с чертами гениальности». Татарские корни московского метрополитена прочно вошли в его почву и до сего дня множат его крону. Немалое число наших соотечественников во все годы (в военные, послевоенные и годы нового века) прокладывают тоннели, возводят новые станции. В известном татарском селе Камкино Нижегородской области в школьном музее на посвященном метростроевцам стенде приведен полный список односельчан – строителей метро, около ста жителей: Мангушевых – 15, Сафаровых - 8, Каримовых - 7, Салькиных – 6, Аблязовых -5 и т.д. Ветеран Мустяиза Салькина (Файзуллина) сооружала станции «Новогиреево», «Медведково», «Царицыно» и многие другие. А вот другой ветеран донбассовец Равиль Мифтянович Нугаев, уже в звании «Заслуженного шахтера» приехал в Москву в конце 90-х и начал трудиться на метрострое, возглавлял бригады проходчиков на самых сложных тоннелях и был награжден орденом Ленина. Мировой спортивной звездой стала и Гузель Ахмадуллина, воспитательница одного из детсадов Метростроя, она уроженка г. Казани. В историю спорта Г. Ахмадуллина вошла как единственная в мире женщина-бегунья с имплантированным в сердце электрокардиостимулятором, она поразила мир своей стойкостью и трудолюбием. Ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса, в Книгу рекордов планеты, в книгу чудесных рекордов и достижений «Диво». Из 110 завоеванных ею медалей 53 золотые. Сегодня московский метрополитен насчитывает 250 станций, опыт его строительства, его высококвалифицированные кадры стали прочным залогом развития этого удивительного транспорта. В наши дни в России метрополитены построены и действуют в семи городах, в том числе и Казани. В столице Татарстана открытие первого участка «Кремлёвская» — «Горки» состоялось 27 августа2005 г, и оно было приурочено к празднованию 1000-летия Казани. В настоящее время открыты 11 станций, которые в сутки перевозят десятки тысяч пассажиров. Отличительная особенность казанской подземки - все указатели написаны на трёх языках — татарском, русском и английском, объявления в метро, как и во всем общественном городском транспорте Казани, также дублируются на три языка.