Статьи

Неповторимый стиль оформления

Книги ручной работы Эмиля Гузаирова на 35-й Московской международной книжной ярмарке, проходившей осенью прошлого года в Гостином дворе в Москве, привлекли внимание многих посетителей, ставших их владельцами и читателями. У каждого художника-миниатюриста свой неповторимый стиль оформления книги, а Эмиль Гузаиров еще и является автором текстов, превращает книги  в часть современного искусства, деталь интерьера пространства.
Сейчас художник живет и работает близ подмосковного Домодедово, но корни его из татарских общин Центральной Азии – в Бишкеке прошли годы профессионального становления, первых выставок и фестивалей, а основание большой семьи восходит к городу-крепости Верный, нынешней Алматы.
О своих произведениях и родословной художник рассказывает для читателей газеты «Татарский мир».
Несколько лет назад я сделал свою первую книгу ручной работы. Написал рассказ и решил сделать из этого книгу. Придумал оформление, стиль, конструкцию переплета и выбрал шрифт. Сделал и издал в нескольких экземплярах. Книга называлась «Метанойя, или семь вестников правды».
Потом нарисовал другую серию рисунков с текстом, и еще. Мне не всё нравится из того, что я делаю, поэтому иногда меняю шрифт, пропорции, переплет, размер и систему оформления. Это так интересно!
Когда книга стала стремительно уходить в сеть, все более становится электронной, необходимо найти другой способ ее существования. И именно из этого желания возникают самооткрывающиеся объемные элементы внутри, скульптурные и рельефные обложки, бесконечные странички-«гусеницы», казалось бы, совсем не книжные - треугольные – форматы. И здесь читатель уже не просто читатель, а будто зритель спектакля — карманного, который всегда с тобой.
Сначала я делаю рисунки, затем изобретаю и рисую буквы-инициалы, и уже потом пишу рассказы, мистические и фантастические истории, притчи и сказки в качестве иллюстраций к графическим и живописным изображениям. Этот метод назван «обратной иллюстрацией» и до сих пор не был использован в искусстве. Обычно всё бывает наоборот: литератор создает текст, а затем художник рисует иллюстрации. В нашем случае все процессы находятся в одних руках и управляются только творческой энергией автора.
Следующим этапом является разработка неповторимого образа книги, ее формы, размера и пространственной конструкции блока. Книга оживает в пространстве и становится арт-объектом, которую можно не только читать, листать и рассматривать; с ней можно играть, подвешивать в интерьере и использовать самым причудливым способом.
Конечно, делается уникальный переплет с рельефным скульптурным изображением из полимерной глины, иногда из бронзы и серебра, в сочетании с системой застежек, веревок и крючков. Очень много внимания я уделяю использованию 3D технологий в обложках книг. Сначала проектирую 3D модель с использованием нескольких компьютерных программ, а потом выращиваю эту модель на 3D принтере.
Подобный стиль производства и оформления книг можно назвать Indie Book (от английского слова independent, т.е. независимый), поскольку автор производит книги автономно и независимо от какого-либо издателя, исключительно по своему желанию. Тиражи таких книг, как правило, ограниченные – всего до 10 авторских нумерованных экземпляров.
Основная тема моих книг это «алфавит – азбука». Книги – алфавиты на разных языках: русском, английском, немецком, латыни и так далее, с оригинальными иллюстрациями и рукописными инициалами-буквами. У каждой книги есть свой неповторимый стиль, свой творческий дух и особая атмосфера, присущая миниатюрным изданиям.
Миниатюрные книги печатаются на дизайнерской бумаге и тоже издаются очень маленькими тиражами. Эксклюзивная конструкция книжного блока придает книгам неповторимый вид и создает особую пространственную композицию. Переплет я делаю из натуральных материалов, использую дерево, ткань, войлок или кожу в сочетании с рельефными монограммами из металла или полимерной глины.
Кроме этого, я занимаюсь живописью и графикой, иллюстрациями, оформлением книг и графическим дизайном. Снимаю авторские анимационные фильмы, ролики, клипы и киносюжеты. Иногда что-то проектирую как архитектор, например, интерьеры и частные дома. Сочиняю сказки и мистические рассказы.
…История нашей семьи начинается с того момента, когда прапрапрадед Абдул Джапар Гузаиров, уроженец Уфимской губернии,
был приписан к городу Верному в 1869 году. Это событие произошло за
один год до начала первого переселения народов в укрепление Верное, которое состоялось в 1870 году. По данным «Именных списков купцов и мещан Верного 1883 года», семья его состояла из трех мужчин и двух женщин. Одним из сыновей Абдул Джапара, родоначальником нашего
рода, был Абдул Гани Гузаиров 1833 года рождения, которому на момент причисления к городу Верному было 36 лет. По данным «Списков первой и второй  гильдии купцов Верного 1874-1875 гг.», Абдул Гани Абдулжапарович Гузаиров купец второй гильдии был известным и уважаемым человеком в городе. Он был избран в Городскую думу на должность торгового депутата, получал жалование 300 рублей в год. За ревностное исполнение в течение первых двух лет обязанностей торгового депутата и присяжного оценщика города Верного награжден
большой серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на
шее, на Станиславской ленте. Этой наградой он очень дорожил и никогда с ней расставался.
Женился он в начале XX века на дочери казанского татарина Хабиба
Джамала. Примечательно, что родственники Хабиба Джамала были выходцами из Афганистана, из племени дуррани, то есть пуштунами. По преданию, они сопровождали купеческий караван с товарами, следовавший в Синьцзян, через Джунгарские ворота в 1851-1852 гг., но по дороге были ограблены разбойниками. Расплачиваться за похищенный товар было нечем, поэтому торговцы вынуждены были остаться на поселении в районе будущего форта Верный. Они поставили пятую юрту в этом поселении. Других юрт на территории будущего города, нынешней южной столицы Казахстана Алматы, тогда не было. Позже приехали представители царской власти, которые выбрали местность для возведения пограничной крепости и стали заселять ее казачеством.
У супругов Гузаировых родилось 9 детей, 5 из которых скончались в младенчестве. Сам Абдул Гани Гузаиров умер в 1918 году.
Наш прадед Абдул Хамид Гузаиров (1881-1940), верненский мещанин, в течение 30 лет проработал конторщиком в известном торговом доме «Исхак Габдулвалиев и сыновья». В 1916 году состоял рядчиком (подрядчиком) на хозяйственных работах по постройке Семиречинской железной дороги. Во время Первой
мировой войны он исполнял обязанности кассира-казначея, который получал и раздавал казенные пайки семьям призывников, а также раздавал суточные довольствия солдатам. Нам удалось выяснить, что Абдул Хамид Гузаиров был одним из первых членов библиотечного совета Верненской мусульманской библиотеки-читальни, которая была открыта в 1907 году.
Кроме того, он принимал активное участие в организации первого татарского театра в городе Верный.
Абдул Хамид женился на дочери верненского мещанина Самигуллы Хамитова – Шарифе (1886-1957). От этого брака родилось четверо детей (Фарида Бану, Фатанат Бану, Абдурашид (мой дед) и Абдуселим), которые получили хорошее образование и воспитание. У Абдул Хамида было своеобразное хобби - он увлекался коневодством и держал редкие породы лошадей в своей конюшне.
Один из сыновей Абдул Хамида наш дед Рашид Гузаиров (1909 – 1977)
завершил участие в Великой Отечественной войне в звании майора инженерных войск. Служил в Германии в
конце 40-х и начале 50-х годов в Потсдаме.  Награжден орденами и медалями.
Подготовил Марат Сафаров