Статьи

РАШИД ВАГАПОВ

РАШИД ВАГАПОВ

Пишу эту заметку сразу после того, как мы с женой вернулись с гала-концерта Вагаповского фестиваля. Это был замечательный, юбилейный по счёту 20-й концерт, посвящённый памяти нашего великого певца Рашида Вагапова (1908-1962). И, кроме того, он вызвал ностальгические воспоминания, а песни в исполнении Вагапова мы помним с детства.

Мой отец рассказывал, как они с мамой и мною, младенцем, приезжали из подмосковного Орехово-Зуева в Москву специально на концерты Рашида Вагапова (правда, я сам этого не помню, но, видимо, не мешал слушать певца). Известно, что во второй половине 30-х годов Вагапов жил в Москве, учился в Оперной студии при Московской консерватории, и, конечно, выступал на разных концертах. Прежде всего, в Доме Асадуллаева, где работал Татарский культурный центр, куда приезжали мои родители. Своего рода его филиалом был клуб имени Русакова в Сокольниках, и туда приходили жившие поблизости татары. Это были метростроители с Метрогородка, и рабочие с резинового завода «Красный богатырь» в Богородском. Об их численности говорит, например, то, что при заводе была открыта татарская школа. Рашид абый принимал участие и в концертах, которые проходили в Центральном доме культуры железнодорожников – где состоялся и этот юбилейный концерт. Кстати, здесь же мне довелось увидеть и другого нашего Рашида, великого шахматиста Нежметдинова, игравшего в чемпионатах СССР.

Вспоминаю самый первый Вагаповский гала-концерт в Москве, который проходил в концертном зале «Измайлово». Не забыть его первых мгновений! Переполненный зал, рассчитанный на одну тысячу зрителей, вдруг полностью погрузился в темноту. И тут раздались негромкие звуки фортепиано, высветился небольшой портрет Рашида Вагапова, и раздался его незабываемый голос: он запел известную песню «Умырзая» («Подснежник»). Зал прослушал её на одном дыхании, а когда исполнение закончилось, я увидел слёзы на лицах своих соседок.

Да, так покорял Рашид абый слушателей и при жизни, и покоряет в ходе концертов, посвящённых его памяти в рамках Вагаповского фестиваля. Вспоминаю я об этом и потому, что приходилось читать в прессе довольно критические отзывы о состоянии современной татарской эстрады. Отчасти можно с ними согласиться, ибо мелодии некоторых песен забываются ещё до твоего возвращения домой после концерта, не говоря уже об именах исполнителей. Не нам давать рекомендации по исправлению этого положения, но есть замечательный пример организации и проведения Вагаповских фестивалей.

Их инициатором, организатором и председателем соответствующего фонда в Республике Татарстан является Рифат Фаттахов. За 20 лет работы он сумел добиться впечатляющих успехов на этом пути. После старта в Москве рамки фестиваля настолько расширились, что в нём участвуют сотни и тысячи певцов, особенно молодёжь. Он проводится почти в 50-и регионах России и в ряде зарубежных стран. И самое важное, на мой взгляд, то, что фестиваль как бы подпитывает сам себя. Открывая новые таланты, он даёт им возможность выступать затем на концертных площадках в качестве лауреатов предыдущего фестиваля, тем самым обеспечивая преемственность между поколениями. А она проявляется в том, что репертуар, составленный на основе Вагаповского наследия и татарской песенной классики, воплощается на сцене молодыми исполнителями. И в то же время в программе концертов, посвящённых Ращиду Вагапову, всегда находится место и более опытным певцам, и другим песням. Думается, что опыт организации и проведения Вагаповских фестивалей может быть использован в работе татарской песенной эстрады в целом.

Опять вспоминается прошлое. Когда к моему отцу приходили в гости приятели, он в какой-то момент говорил мне: «Ну-ка, сынок, поставь нашего Рашида!». Имелось в виду завести пластику на патефоне с записями песен Вагапова. А затем следовали песни Зифы Басыровой (любимицы моего отца), Муниры Булатовой, Фахри Насретдинова, Мариям Рахманкуловой, Сары Садыковой, Гульсум Сулеймановой, Фариды Кудашевой (мы как-то слушали её концерт в Москве, в Зелёном театре парка «Сокольники») и др.

Но нередко так получается, что подлинная оценка творчества наших великих людей приходит лишь спустя много времени после их ухода из жизни. Так произошло и с Рашидом Вагаповым, сыном репрессированного муллы Вагапа Хайретдинова, хотя в народе его никогда не забывали. Теперь же Рашид абый назван основоположником – и по праву - профессиональной татарской эстрады. Его имя носят улицы в ряде городов и сёл. В 2016 году в нижегородском селе Уразовка были открыты памятники Рашиду Вагапову (он сам из села Актуково) и Хайдару Бигичеву (из села Чембилей), которого можно считать наследником своего старшего коллеги. А в 2022 году народному артисту ТАССР Рашиду Вагапову был установлен памятник в Казани, в сквере Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая.

А живым памятником великому певцу остаётся Вагаповский фестиваль!

г. Москва