Амина родилась перед самой Октябрьской Революцией в татарском селе недалеко от Альметьевска. В селе было несколько мечетей, медресе и школа с обязательным изучением русского языка. После революции большевики открыли клуб в доме бывшего купца Абубакира Хусаинова, про которого говорили, что он успел уехать из деревни за пару часов до ареста.
Большой дом Хусаиновых служил местом для партийных собраний, на которые приходили всего три-четыре коммуниста из двух тысяч жителей села, а остальных заманивали методом кнута и пряника. Но на лекции о международном положении с последующей демонстрацией кинофильма, нарядившиеся сельчанки вместе с мужьями с удовольствием появлялись в клубе.
В этом зажиточном селе, где испокон веков жили и трудились предки Амины, естественно, были и бедные семьи потерявшие кормильцев от разных болезней, а также во время Первой Мировой и Гражданской войн, но им помогали все жители и самое главное, никого не волновало за кого воевал покойник, за красных или белых, ведь они все были своими.
Амина была маленькой девочкой, но стала свидетелем настоящего произвола большевиков. Пришедшие к руководству района неграмотные представители новой власти, вместо того чтобы наводить порядок, упивались вседозволенностью и творили бесчинства. А когда началась очередная борьба с кулаками, из райцентра приехали двое молоденьких и совсем неопытных милиционеров арестовывать дедушку Амины имевшего мельницу и магазин. Отец Амины Хамид, воевавший за красных во время гражданской войны, не хотел допустить ареста своего отца Заки абый, принёс из сарая ружьё и наставил его на одного из милиционеров, чтобы тот не трогал его отца. В это время второй милиционер, совсем ещё мальчишка, перепугался и недолго думая, взял, да и выстрелил со страху в Хамида. Женщины подняли крик, набросились на милиционеров и под этот шум Заки абый сбежал, а вслед за ним уехали из села двое перепуганных милиционеров. Дедушку надёжно спрятали соседи, а наутро похоронив сына, Заки абый с женой, невесткой и двумя внучками уехал в Куйбышев, а оттуда на поезде в Ташкент.
По дороге они встретили знакомую семью из Казани, которая всем кланом тоже бежала от раскулачивания в относительно либеральный Ташкент. В поезде мужчины по очереди дежурили ночами, так как на железной дороге промышляли бандиты, воры и мошенники. Доехали до Ташкента, можно сказать, без потерь, не считая украденного кошелька у Заки абый во время стоянки на станции Актюбинск, когда он выходил из вагона за хлебом и кипятком. В кошельке было целое состояние по тем временам, десять николаевских золотых монет (правда, не последние). В Ташкенте дедушка, уже через неделю купил небольшой дом на улице Алмазар, за который он также заплатил десять николаевских золотых червонцев. В этом доме дедушка сразу справил поминки по погибшему сыну. На поминальный плов, состоявшийся после утреннего намаза, пришли более ста мужчин, а после обеда собрались женщины. В Ташкенте, испокон веков было принято приглашать всех соседей на все поминки или торжества. Приглашением гостей занимался председатель комитета махалли (квартал). Старенький Имам из соседней мечети прочёл все необходимые в таких случаях суры и молитвы из Корана. Когда собрались женщины, бабушка попросила Амину прочесть суру Ясин из Корана. Амина, учившаяся в женском медресе, выразительно прочитала не только Ясин, но и другие молитвы за упокой отца, а в конце на татарском привела примеры из Хадисов и пожелала всем гостям и их близким здоровья. Женщины удивлялись, совсем юная ещё, а так красиво читает Коран и хорошо знает Хадисы.
Ещё через несколько дней Амина пошла учиться в татарскую школу. В Ташкенте до пятидесятых годов было несколько татарских школ, которые закрыли после смерти Сталина.
Дедушка никогда не сидел без дела, с утра ходил на базар за продуктами, затем по делам к знакомым татарам, узбекам и даже к нескольким партнёрам евреям, посещал мечеть на Шейхантауре или Чорсу. Мама Амины посменно трудилась на обувной фабрике, а бабушка готовила обед и следила за домом, они завели кур, индюков и купили пару ягнят.
Заки абый занимался ещё подпольной торговлей золотых монет, золотого песка и бриллиантов. Товар привозили знакомые жившие в Сибири и Москве. Покупателей было много, ведь в невзрачном, с кривыми, узкими и пыльными улицами старой части Ташкента, где на плоских саманных крышах домов ранней весной расцветали алые маки, всегда проживало очень много состоятельных, а то и просто богатых людей. Среди жителей Ташкента тех непростых времён, не было принято не то что выставлять своё богатство напоказ, а даже намекать на то, что у тебя есть кое-какие финансы. Хотя, конечно, все баи, а также «нувориши», они же «честные» работники советской торговли, разбогатевшие на обмане государства и покупателей, а вкупе с ними мздоимцы из органов власти, хорошо знали друг друга. Вот эти баи, взяточники-чиновники, торгаши-ворюги, и коррумпированные представители разных органов власти составляли своеобразную элиту Ташкента тех времён. Многие из них старались породниться выдав дочь за сына нужного чиновника или женив сына на его дочери. Самое интересное, что в случае привлечения к уголовной ответственности одного из новых родственников, молодые сразу разводились. В этом отношении, за прошедшие сто лет, ни советская власть, ни руководители независимой теперь республики ничего не изменили…
Со временем, освоившись в городе, Заки абый приобрёл непререкаемый авторитет и уважение как один из самых честных и надёжных партнёров. Но он постарел, чувствовал усталость, ведь кроме основных дел он занимался пристройкой к дому ещё пары комнат и бани, поэтому начал потихонечку передавать свой бизнес старшей и смышлёной внучке Хайрийе. Рано поседевшая и постаревшая невестка Заки абый, ставшая мастером на обувной фабрике, была далека от бизнеса, также как и младшая внучка Амина.
Амина закончила педагогический институт и преподавала географию в узбекской школе. Она отлично владела узбекским. Самое главное, она обучала детей не только географии, но и Корану. Девочки изучали основы Ислама в доме соседа, участкового милиционера по имени Юсуф, у которого было много своих детей.
Авторитет Амины как знатока Ислама и чтеца Корана очень вырос, она стала известной не только в своей махалле. Татарские семьи прозвали её Абыстай. Сразу после окончания учёбы к ней посватался студент института железнодорожного транспорта. Парень был родом из Уфы и звали его Фархад. Он понравился Амине и дедушке. Степенный, немногословный и рукастый будущий инженер оказался сиротой, его родители умерли во время голодомора.
За год до начала войны, успев понянчить внуков, скончался дедушка Заки, а ещё через год ушла из жизни любимая бабушка Амины, которая за все прошедшие годы так и не примирилась с потерей сына, ежедневно читала молитвы за упокой его души. А покойный дедушка хоть и крепился на людях, но оставаясь один в строящемся доме, он доставал из внутреннего кармана небольшую фотокарточку сына и разглядывая его не стесняясь плакал. Дедушка рассказывал сыну о жизни в Ташкенте, о его дочерях и скучающей по нему маме и просил Всевышнего простить его за то, что не смог спасти сына.
Железнодорожника Фархада, направили работать в Чимкент на должность главного инженера, супруга и дети, естественно, поехали с ним. Амина не знала, что на неё написала анонимку Кара (Смуглая) Вазира, тоже знаток Корана, так как с появлением Амины в их махалле, её стали гораздо меньше приглашать на всякие гражданские и религиозные обряды связанные с чтением Корана. Соответственно её заработки упали. Вазира в своей анонимке обвиняла Амину в подпольном обучении девочек Корану, что было запрещено.
Участковый милиционер Юсуф прочитав подмётное письмо, сразу догадался чьих это рук дело и он тут же предупредил Амину с Фархадом. Быстро собравшись, Фархад с семьёй прибыл на новое место работы в Чимкент, на неделю раньше срока.
Когда началась Великая Отечественная война, Фархада отправили воевать в Подмосковье. После призыва мужа, Амина с детьми вернулась в Ташкент. Мама с сестрой и детьми к этому времени тоже вернулись домой. За год до окончания войны умерла мама, по современным меркам она была совсем молодой, ей было чуть за пятьдесят.
Майор Фархад Насыров в составе железнодорожных войск дошёл до Украины и был оставлен в Ужгороде, восстанавливать железные дороги. Но незадолго до демобилизации, уже после окончания войны его и ещё двух железнодорожников убили украинские националисты.
Получив извещение о геройской гибели супруга, Амина долго горевала. Замуж больше не вышла и сама вырастила двоих детей, хотя сосед, инженер авиационного завода несколько раз сватался к ней.
Однажды по чьей то наводке к Амине пришли с обыском и нашли десять злополучных золотых монет оставшиеся ей от отца. Дедушка оставил в наследство обеим внучкам по пятьдесят золотых монет. Амина оставила дома десять монет на всякий случай, а остальные держала у дальней родственницы. На допросах Амина говорила, что эти монеты остались ей от отца. В райотделе милиции знали, что она богобоязненная, честная и верующая мусульманка, относились к ней благосклонно и верили ей, тем не менее Амине грозил срок в несколько лет. Неожиданно пришла помощь от сестры покойного мужа Амины. Она всю войну служила в военной прокуратуре и вместе с супругом Расулем Набиевым дошла до Берлина. После окончания войны некоторое время работали в Германии. А после увольнения из армии их с мужем направили работать прокурором одного из районов Ташкента. Вот они и помогли избежать Амине тюремного срока.
Высокий авторитет Амины как знатока Ислама был известен всему Ташкенту. Выросли дети, дочь стала хорошим врачом и собиралась с мужем переехать в Москву. Сын Асхат закончил университет, и в первое время работал ассистентом на кафедре филологии арабского языка. Но как-то попав на киностудию, он осознал, что выбрал не ту специальность и решил стать оператором кино.
Повзрослевший Асхат влюбился в Латифу, на дочь милиционера Юсуфа и вскоре на неё женился. Отец невесты Юсуф безмерно уважал Амину-абыстай, хорошо знал самого Асхата и с удовольствием дал своё благословение молодым. Амина-абыстай была безмерно благодарна Латифе. Супруга Асхата имела ясный ум и твёрдый характер, и муж не то что прислушивался к её советам, а во всём советовался именно с ней. Латифа с помощью связей отца милиционера, открыла для мужа фотостудию под эгидой Минбыта, а студия документальных фильмов помогла своему бывшему сотруднику (не безвозмездно) с необходимым оборудованием.
Работы стало очень много, начиная от обычных студийных фото и до полномасштабных съёмок на свадьбах и других торжествах. Через несколько лет Асхат и Латифа купили кооперативную квартиру в центре города, но Амина-абыстай не отпустила сына с семьёй. Да и сама Латифа, родившая на радость бабушке Амине и родителям троих прекрасных детей, никуда не хотела переезжать из родной махалли. Единственное, что огорчало как Латифу, так и Амину, что хромота Асхата усиливалась и нога сильно болела. С помощью врачей ТАШМИ выяснили, что в Москве, в военном госпитале делают сложные операции и могут привести в порядок ногу. Попасть в госпиталь Асхат смог благодаря московским связям дяди Изи, своего бывшего шефа, который выйдя на пенсию, время от времени помогал ему в фотостудии. О том, как Асхат смог без очереди попасть на операцию в госпиталь имени Бурденко к нужному хирургу, это отдельная еврейско-детективная история. Самое главное, что сама хромота хоть и не исчезла сразу, но нога перестала болеть, а через год она стала почти незаметной.
Амина абыстай не могла нарадоваться невесткой. Латифа научилась готовить татарские блюда, хотя Асхат родившийся и выросший в Ташкенте предпочитал узбекскую кухню, но с удовольствием ел пирог «Губадия». Единственное, что огорчало Амину, что сын зная арабский язык не то что не стал имамом, как она мечтала, а вообще был далёк от религии. Но благодаря маме и Латифе, Асхат стал ходить по пятницам в мечеть.
Подросли внуки, старший учился на инженера-железнодорожника, как покойный дедушка Фархад. А вот сама Амина абыстай стала быстро сдавать, всё чаще ей снился молодой Фархад, как они дружно жили, как она носила ему обеды в Чимкенте, а когда он стал начальником станции и работал в ночную смену, она иногда оставалась в его кабинете до утра, вспоминала, как он играл с детьми, строил гаражи для игрушек сына и домики для кукол дочери, и плакала вспоминая его отъезд на фронт.
Прилетела из Москвы дочь Амина опы и пробыла с мамой всего один день. Амина абыстай скончалась ночью от инфаркта.
Хоронить Амину абыстай пришли сотни людей, Имам мечети на Кукче сказал, что уважаемая Амина была истинной мусульманкой и матерью для всех мусульман Ташкента, она учила основам Ислама многих девушек и женщин, всегда помогала людям и является примером для всех людей. Целых три дня ворота дома Амины абыстай были открыты с раннего утра, да и на ночь не запирались, а народ всё приходил и приходил выразить свои соболезнования. Асхат только и успевал встречать и провожать людей, а Имам забыв про свои дела в мечети читал Фатиху и другие Аяты для всех пришедших.
Прошли годы, недавно ушли в мир иной Асхат и Латифа, под ковшами экскаваторов снесших все дома, остались истории жителей древней улицы Алмазар. Не пожалели и старую соседнюю мечеть. Всех людей переселили в новые дома, построенные в совсем противоположной стороне Ташкента, но некоторые из жителей вместо квартир предпочли получить землю под строительство на окраине города. Вот на одной из улиц этой окраины живет София Хаджи опа (совершившая Хадж в Мекку и Мадину), она является знатоком Ислама, прекрасно знает арабский язык, Ислам, Сунну, завораживающе читает Аяты и Суры из Корана. Люди говорят, что София опа является внучкой Амины абыстай, память о которой живёт в народе. Сама Амина абыстай мечтала совершить Хадж, а её заветную мечту исполнила внучка, младшая дочь Асхата и Латифы, которая уже сама является бабушкой и разговаривает только на узбекском. Но это уже не имеет никакого значения. Главное, что кровь татарского рода Заки абый и его внучки Амины абыстай течёт в мусульманском народе.
Ташкент - Москва
Большой дом Хусаиновых служил местом для партийных собраний, на которые приходили всего три-четыре коммуниста из двух тысяч жителей села, а остальных заманивали методом кнута и пряника. Но на лекции о международном положении с последующей демонстрацией кинофильма, нарядившиеся сельчанки вместе с мужьями с удовольствием появлялись в клубе.
В этом зажиточном селе, где испокон веков жили и трудились предки Амины, естественно, были и бедные семьи потерявшие кормильцев от разных болезней, а также во время Первой Мировой и Гражданской войн, но им помогали все жители и самое главное, никого не волновало за кого воевал покойник, за красных или белых, ведь они все были своими.
Амина была маленькой девочкой, но стала свидетелем настоящего произвола большевиков. Пришедшие к руководству района неграмотные представители новой власти, вместо того чтобы наводить порядок, упивались вседозволенностью и творили бесчинства. А когда началась очередная борьба с кулаками, из райцентра приехали двое молоденьких и совсем неопытных милиционеров арестовывать дедушку Амины имевшего мельницу и магазин. Отец Амины Хамид, воевавший за красных во время гражданской войны, не хотел допустить ареста своего отца Заки абый, принёс из сарая ружьё и наставил его на одного из милиционеров, чтобы тот не трогал его отца. В это время второй милиционер, совсем ещё мальчишка, перепугался и недолго думая, взял, да и выстрелил со страху в Хамида. Женщины подняли крик, набросились на милиционеров и под этот шум Заки абый сбежал, а вслед за ним уехали из села двое перепуганных милиционеров. Дедушку надёжно спрятали соседи, а наутро похоронив сына, Заки абый с женой, невесткой и двумя внучками уехал в Куйбышев, а оттуда на поезде в Ташкент.
По дороге они встретили знакомую семью из Казани, которая всем кланом тоже бежала от раскулачивания в относительно либеральный Ташкент. В поезде мужчины по очереди дежурили ночами, так как на железной дороге промышляли бандиты, воры и мошенники. Доехали до Ташкента, можно сказать, без потерь, не считая украденного кошелька у Заки абый во время стоянки на станции Актюбинск, когда он выходил из вагона за хлебом и кипятком. В кошельке было целое состояние по тем временам, десять николаевских золотых монет (правда, не последние). В Ташкенте дедушка, уже через неделю купил небольшой дом на улице Алмазар, за который он также заплатил десять николаевских золотых червонцев. В этом доме дедушка сразу справил поминки по погибшему сыну. На поминальный плов, состоявшийся после утреннего намаза, пришли более ста мужчин, а после обеда собрались женщины. В Ташкенте, испокон веков было принято приглашать всех соседей на все поминки или торжества. Приглашением гостей занимался председатель комитета махалли (квартал). Старенький Имам из соседней мечети прочёл все необходимые в таких случаях суры и молитвы из Корана. Когда собрались женщины, бабушка попросила Амину прочесть суру Ясин из Корана. Амина, учившаяся в женском медресе, выразительно прочитала не только Ясин, но и другие молитвы за упокой отца, а в конце на татарском привела примеры из Хадисов и пожелала всем гостям и их близким здоровья. Женщины удивлялись, совсем юная ещё, а так красиво читает Коран и хорошо знает Хадисы.
Ещё через несколько дней Амина пошла учиться в татарскую школу. В Ташкенте до пятидесятых годов было несколько татарских школ, которые закрыли после смерти Сталина.
Дедушка никогда не сидел без дела, с утра ходил на базар за продуктами, затем по делам к знакомым татарам, узбекам и даже к нескольким партнёрам евреям, посещал мечеть на Шейхантауре или Чорсу. Мама Амины посменно трудилась на обувной фабрике, а бабушка готовила обед и следила за домом, они завели кур, индюков и купили пару ягнят.
Заки абый занимался ещё подпольной торговлей золотых монет, золотого песка и бриллиантов. Товар привозили знакомые жившие в Сибири и Москве. Покупателей было много, ведь в невзрачном, с кривыми, узкими и пыльными улицами старой части Ташкента, где на плоских саманных крышах домов ранней весной расцветали алые маки, всегда проживало очень много состоятельных, а то и просто богатых людей. Среди жителей Ташкента тех непростых времён, не было принято не то что выставлять своё богатство напоказ, а даже намекать на то, что у тебя есть кое-какие финансы. Хотя, конечно, все баи, а также «нувориши», они же «честные» работники советской торговли, разбогатевшие на обмане государства и покупателей, а вкупе с ними мздоимцы из органов власти, хорошо знали друг друга. Вот эти баи, взяточники-чиновники, торгаши-ворюги, и коррумпированные представители разных органов власти составляли своеобразную элиту Ташкента тех времён. Многие из них старались породниться выдав дочь за сына нужного чиновника или женив сына на его дочери. Самое интересное, что в случае привлечения к уголовной ответственности одного из новых родственников, молодые сразу разводились. В этом отношении, за прошедшие сто лет, ни советская власть, ни руководители независимой теперь республики ничего не изменили…
Со временем, освоившись в городе, Заки абый приобрёл непререкаемый авторитет и уважение как один из самых честных и надёжных партнёров. Но он постарел, чувствовал усталость, ведь кроме основных дел он занимался пристройкой к дому ещё пары комнат и бани, поэтому начал потихонечку передавать свой бизнес старшей и смышлёной внучке Хайрийе. Рано поседевшая и постаревшая невестка Заки абый, ставшая мастером на обувной фабрике, была далека от бизнеса, также как и младшая внучка Амина.
Амина закончила педагогический институт и преподавала географию в узбекской школе. Она отлично владела узбекским. Самое главное, она обучала детей не только географии, но и Корану. Девочки изучали основы Ислама в доме соседа, участкового милиционера по имени Юсуф, у которого было много своих детей.
Авторитет Амины как знатока Ислама и чтеца Корана очень вырос, она стала известной не только в своей махалле. Татарские семьи прозвали её Абыстай. Сразу после окончания учёбы к ней посватался студент института железнодорожного транспорта. Парень был родом из Уфы и звали его Фархад. Он понравился Амине и дедушке. Степенный, немногословный и рукастый будущий инженер оказался сиротой, его родители умерли во время голодомора.
За год до начала войны, успев понянчить внуков, скончался дедушка Заки, а ещё через год ушла из жизни любимая бабушка Амины, которая за все прошедшие годы так и не примирилась с потерей сына, ежедневно читала молитвы за упокой его души. А покойный дедушка хоть и крепился на людях, но оставаясь один в строящемся доме, он доставал из внутреннего кармана небольшую фотокарточку сына и разглядывая его не стесняясь плакал. Дедушка рассказывал сыну о жизни в Ташкенте, о его дочерях и скучающей по нему маме и просил Всевышнего простить его за то, что не смог спасти сына.
Железнодорожника Фархада, направили работать в Чимкент на должность главного инженера, супруга и дети, естественно, поехали с ним. Амина не знала, что на неё написала анонимку Кара (Смуглая) Вазира, тоже знаток Корана, так как с появлением Амины в их махалле, её стали гораздо меньше приглашать на всякие гражданские и религиозные обряды связанные с чтением Корана. Соответственно её заработки упали. Вазира в своей анонимке обвиняла Амину в подпольном обучении девочек Корану, что было запрещено.
Участковый милиционер Юсуф прочитав подмётное письмо, сразу догадался чьих это рук дело и он тут же предупредил Амину с Фархадом. Быстро собравшись, Фархад с семьёй прибыл на новое место работы в Чимкент, на неделю раньше срока.
Когда началась Великая Отечественная война, Фархада отправили воевать в Подмосковье. После призыва мужа, Амина с детьми вернулась в Ташкент. Мама с сестрой и детьми к этому времени тоже вернулись домой. За год до окончания войны умерла мама, по современным меркам она была совсем молодой, ей было чуть за пятьдесят.
Майор Фархад Насыров в составе железнодорожных войск дошёл до Украины и был оставлен в Ужгороде, восстанавливать железные дороги. Но незадолго до демобилизации, уже после окончания войны его и ещё двух железнодорожников убили украинские националисты.
Получив извещение о геройской гибели супруга, Амина долго горевала. Замуж больше не вышла и сама вырастила двоих детей, хотя сосед, инженер авиационного завода несколько раз сватался к ней.
Однажды по чьей то наводке к Амине пришли с обыском и нашли десять злополучных золотых монет оставшиеся ей от отца. Дедушка оставил в наследство обеим внучкам по пятьдесят золотых монет. Амина оставила дома десять монет на всякий случай, а остальные держала у дальней родственницы. На допросах Амина говорила, что эти монеты остались ей от отца. В райотделе милиции знали, что она богобоязненная, честная и верующая мусульманка, относились к ней благосклонно и верили ей, тем не менее Амине грозил срок в несколько лет. Неожиданно пришла помощь от сестры покойного мужа Амины. Она всю войну служила в военной прокуратуре и вместе с супругом Расулем Набиевым дошла до Берлина. После окончания войны некоторое время работали в Германии. А после увольнения из армии их с мужем направили работать прокурором одного из районов Ташкента. Вот они и помогли избежать Амине тюремного срока.
Высокий авторитет Амины как знатока Ислама был известен всему Ташкенту. Выросли дети, дочь стала хорошим врачом и собиралась с мужем переехать в Москву. Сын Асхат закончил университет, и в первое время работал ассистентом на кафедре филологии арабского языка. Но как-то попав на киностудию, он осознал, что выбрал не ту специальность и решил стать оператором кино.
Повзрослевший Асхат влюбился в Латифу, на дочь милиционера Юсуфа и вскоре на неё женился. Отец невесты Юсуф безмерно уважал Амину-абыстай, хорошо знал самого Асхата и с удовольствием дал своё благословение молодым. Амина-абыстай была безмерно благодарна Латифе. Супруга Асхата имела ясный ум и твёрдый характер, и муж не то что прислушивался к её советам, а во всём советовался именно с ней. Латифа с помощью связей отца милиционера, открыла для мужа фотостудию под эгидой Минбыта, а студия документальных фильмов помогла своему бывшему сотруднику (не безвозмездно) с необходимым оборудованием.
Работы стало очень много, начиная от обычных студийных фото и до полномасштабных съёмок на свадьбах и других торжествах. Через несколько лет Асхат и Латифа купили кооперативную квартиру в центре города, но Амина-абыстай не отпустила сына с семьёй. Да и сама Латифа, родившая на радость бабушке Амине и родителям троих прекрасных детей, никуда не хотела переезжать из родной махалли. Единственное, что огорчало как Латифу, так и Амину, что хромота Асхата усиливалась и нога сильно болела. С помощью врачей ТАШМИ выяснили, что в Москве, в военном госпитале делают сложные операции и могут привести в порядок ногу. Попасть в госпиталь Асхат смог благодаря московским связям дяди Изи, своего бывшего шефа, который выйдя на пенсию, время от времени помогал ему в фотостудии. О том, как Асхат смог без очереди попасть на операцию в госпиталь имени Бурденко к нужному хирургу, это отдельная еврейско-детективная история. Самое главное, что сама хромота хоть и не исчезла сразу, но нога перестала болеть, а через год она стала почти незаметной.
Амина абыстай не могла нарадоваться невесткой. Латифа научилась готовить татарские блюда, хотя Асхат родившийся и выросший в Ташкенте предпочитал узбекскую кухню, но с удовольствием ел пирог «Губадия». Единственное, что огорчало Амину, что сын зная арабский язык не то что не стал имамом, как она мечтала, а вообще был далёк от религии. Но благодаря маме и Латифе, Асхат стал ходить по пятницам в мечеть.
Подросли внуки, старший учился на инженера-железнодорожника, как покойный дедушка Фархад. А вот сама Амина абыстай стала быстро сдавать, всё чаще ей снился молодой Фархад, как они дружно жили, как она носила ему обеды в Чимкенте, а когда он стал начальником станции и работал в ночную смену, она иногда оставалась в его кабинете до утра, вспоминала, как он играл с детьми, строил гаражи для игрушек сына и домики для кукол дочери, и плакала вспоминая его отъезд на фронт.
Прилетела из Москвы дочь Амина опы и пробыла с мамой всего один день. Амина абыстай скончалась ночью от инфаркта.
Хоронить Амину абыстай пришли сотни людей, Имам мечети на Кукче сказал, что уважаемая Амина была истинной мусульманкой и матерью для всех мусульман Ташкента, она учила основам Ислама многих девушек и женщин, всегда помогала людям и является примером для всех людей. Целых три дня ворота дома Амины абыстай были открыты с раннего утра, да и на ночь не запирались, а народ всё приходил и приходил выразить свои соболезнования. Асхат только и успевал встречать и провожать людей, а Имам забыв про свои дела в мечети читал Фатиху и другие Аяты для всех пришедших.
Прошли годы, недавно ушли в мир иной Асхат и Латифа, под ковшами экскаваторов снесших все дома, остались истории жителей древней улицы Алмазар. Не пожалели и старую соседнюю мечеть. Всех людей переселили в новые дома, построенные в совсем противоположной стороне Ташкента, но некоторые из жителей вместо квартир предпочли получить землю под строительство на окраине города. Вот на одной из улиц этой окраины живет София Хаджи опа (совершившая Хадж в Мекку и Мадину), она является знатоком Ислама, прекрасно знает арабский язык, Ислам, Сунну, завораживающе читает Аяты и Суры из Корана. Люди говорят, что София опа является внучкой Амины абыстай, память о которой живёт в народе. Сама Амина абыстай мечтала совершить Хадж, а её заветную мечту исполнила внучка, младшая дочь Асхата и Латифы, которая уже сама является бабушкой и разговаривает только на узбекском. Но это уже не имеет никакого значения. Главное, что кровь татарского рода Заки абый и его внучки Амины абыстай течёт в мусульманском народе.
Ташкент - Москва