Статьи

Пространство озарения Мансура Шигапова


В сумерках нашей повседневности многое поставлено с ног на голову и многое не так. Превзойти сумерки может лишь единственный свет — это тайна слова, внутренняя поэтическая свобода, где образ каждой строчки вплавлен в поэзию с неведомой ранее силой.

Пустота, лежащая между миром и творением, может в итоге вырастить фантастические цветы прямо в стихе. Истинному художнику дорога только красота, точно так же, как математику дорога численность. Красота разлита по всему мирозданию и, как дары природы, влияет даже на тех, которые ее не осознают, как воздух питает и того, кто, быть может, и не подозревает его существования.

Что такое жизнь поэта? Акцент. Распрямленность в полный рост, глубокий вздох перед преодолением трудного пути, когда ощущаешь обращенные к тебе ясные и доверчивые глаза.

И еще — часто с удивлением обнаруживаешь, что золотая паутинка, однажды протянувшаяся между тобой и твоим народом, не прерывается. А становится еще ощутимее и с каждым годом неразрывнее. Только за слова писателя уважают, за дух — любят.

То, что вздымает творчество поэта, поднимает его труды до масштабности мысли, раскаленных эмоций поэзии и точных акцентов искусства и общественной деятельности, не является одной лишь стихией. Нет, это осознанное сотворение себя.

Удел поэта — всё. Всё, что доступно ему для самовыражения и что доступно лишь ему одному. Темой поэта становится всё. В одинаковой степени и то, что находит он сам, и то, что в поисках самоутверждения само находит его. И жанры поэта тоже все. Во всех жанрах он ПОЭТ. Границ между жанрами не существует вовсе, если переступление этих границ законным и нравственным делает искусство, создаваемое яркой и многогранной личностью, причем этой личности свойственно сопротивление и преодоление.

Готовность к непрерывному действию, не только поэтическому, но и общественному, именно в силу своей многоплановости суть не только деятельность, но и деяние. И способность к нему обусловлена талантом.

Именно таковым был и «глаголом жгущий сердца людей», отдававший полностью себя искусству, художник, создававший мир «надежды, грусти и любви, осенних ливней и капели», ушедший недавно от нас известный татарский поэт, заслуженный деятель искусств Татарстана Мансур Ахметович Шигапов.

В благословенном братстве национальных мастеров слова он всегда был обласкан и знаменит, любим народом, силён духом и всегда удивительно современен. Его стихи глубоко лиричны, взволнованны, рождены буквально повсюду: в поезде, в самолете, на берегу моря, в деревне, в рабочем кабинете, дома за чашкой ароматного чая. Бумага для Мансура Ахметовича была настоящим полем сражения для слов — храбрецов, которых он водил в атаку подобно опытному полководцу.

Однако на этом поле, к счастью, нет побежденных, здесь всё служило лишь победе духовности и красоты. Он жил с убеждением, что красота спасет мир, если ей помогут.

Помочь же могут лишь безнадежно влюбленные в нее мастера слова, в душе которых всегда горит настоящий огонь Прометея. Биография Мансура Шигапова сродни биографии страны: родился и вырос в Рыбнослободском районе Татарстана, испытал голодное, послевоенное детство, когда кусок хлеба считался райской пищей, в суровую годину как мог помогал родителям и старшим братьям. Родители день и ночь трудились в совхозе.

Отец вернулся с фронта инвалидом, долго болел. Всю жизнь поэт помнил ласковые шершавые руки мамы, которая была очень доброй, нежной, отдавала всю любовь детям.

Несмотря на многочисленные трудности, все Шигаповы упорно и хорошо учились, получили высшее образование. А один из братьев — Рашид Шигапов — стал членом Союза писателей Татарстана, автором нескольких поэтических книг. Учась в пятом классе, и Мансур Шигапов начал писать стихи, все они были опубликованы в районной газете.

В 1958 году Шигапов приехал в Казань и поступил в театральную студию (ныне театральное училище), окончил его в 1961 году. Добавлю, что этот выпуск знаменит целым созвездием известнейших актеров: Вадим Кешнер, Евгений Кузин, Наиля Гараева, Юрий Федотов, Ирек Багманов и другие.

Учась в театральной студии, юноша подготовил к печати свой первый сборник на татарском языке, который увидел свет в 1961 году. Позднее Мансур Ахметович окончил факультет журналистики КГУ. Долгие годы Шигапов трудился на административных постах: работал директором Казанского театра кукол, театра драмы и комедии имени К. Тинчурина, заместителем директора театра имени Г. Камала.

Обладая сильным характером, прошел через клевету, наветы, травлю и недоброжелательное отношение «сильных мира сего».

Был арестован и осужден по анонимному доносу, но вскоре полностью оправдан и восстановлен во всех правах.

В начале 90х годов он с удовольствием принял приглашение председателя Союза писателей Татарстана Рината Мухамадиева и стал его заместителем в самой авторитетной творческой организации республики. И очень скоро практически единогласно был принят в Союз писателей Татарстана, выпустил 8 поэтических книг. Его книги никогда не залеживались в магазинах и на библиотечных полках.

В 1995 году Мансур Шигапов удостоился высокой чести быть назначенным директором Государственного Большого концертного зала РТ имени С. Сайдашева, где успешно трудился долгие годы. При нем в ГБКЗ РТ проводились мероприятия планетарного масштаба: Всемирные конгрессы татар, чемпионат мира по шахматам, международные фестивали современной музыки «Европа — Азия», встречи общественности с Президентом России В. Путиным, приемы в честь важных персон и т. д.

На всех этих мероприятиях Мансур Ахметович проявлял себя талантливым администратором, гостеприимным хозяином, внимательным к малейшим просьбам, прихотям, пожеланиям и даже капризам «звезд». Его кипучая натура и доброжелательная улыбка в сочетании с редкой дипломатичностью давали возможность всем чувствовать себя в этом зале уютно и комфортно. Большой концертный зал РТ и сегодня излучает хорошую энергетику, люди здесь сразу становятся милее, а их лица преображаются. Мансур Шигапов общался с великими людьми нашего века, среди которых — Михаил Плетнев, Валерий Гергиев, Майя Плисецкая, Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, Елена Образцова, Рустем Яхин, Фуат Мансуров, Николай Петров, Александр Гиндин, Олег Лундстрем, Олег Янченко, Зураб Соткилава, Татьяна Шмыга, Мария Биешу, Владимир Спиваков, Любовь Казарновская, Зиля Сунгатуллина, Хайдар Бигичев, Айрат Арсланов, Роальд Сагдеев, Ренат Ибрагимов, Ильгам Шакиров и многие другие. И всетаки в первую очередь Мансур Ахметович всегда был поэтом. Он очень любил одиночество, часто слушал классическую музыку, от которой получал энергетическую подпитку.

Навеянные музыкой строки просто просились на бумагу.

На его стихи написано свыше 50 популярных в народе песен. В Башкортостане с ним сотрудничал композитор Рим Хасанов.

Проникая в сокровенные уголки сердечного пространства своих многочисленных благодарных читателей и поклонников и поклонниц, он заставлял их (сердца) биться сильнее, учащая пульс и кровотоки целительной силой Слова.

Стихи живут в памяти поколений, иногда своевольничают, поступают по своему, группируются сами. Иногда мы сами остаёмся в них. «История народа принадлежит поэту», — писал А. С. Пушкин. Творец должен держать не только удар, но и форму, обживая свой дом в поэтическом пространстве.

Крик на ветрах Вселенной может сорвать голос. Поэтому Мансур Ахметович искал равновесия посреди движения и осёдлости и находил его в культуре.

Он верил в материальность слова, ощущал праздничность языка, на пересечении культуры и воображения рождались его многочисленные образы. Природная одарённость пиита разлита повсюду и часто дразнит поэтического обывателя этимологическими упражнениями.

Герои Шигапова любят, страдают, перевоплощаются в мифологические образы, трансформируются в фольклорных персонажей, наполняют жизнь вечным восходом солнца, красотой степи, аурой большого города и маленького села, вечерней болью, тягой к родным пенатам и отцовскому очагу.

Как современный Одиссей, его герой стремился к Дому.

А Путь есть преображение… Настоящие поэты никогда не щадят сердец во имя взволнованных строк, всегда ищут неизведанное, нащупывают путь к новому времени, слагают сердечные симфонии для своих возлюбленных, настраивают любого на мажорный лад.

Они, как образно заметил Эдуардас Межелайтис, «не пишут стихи, а воздвигают мир Человека». Их вдохновение воспевает только достоинства, а на таинственных скрижалях Вечности они всегда читают нам щемящую повесть своей судьбы.

Вспоминая Мансура Ахметовича Шигапова, понимаешь, что поэзия располагает к сверхчеловеческому. Ее атмосфера нас обволакивает, завораживает, обостряя тайные чувства и тогда наши щупальца медленно углубляются в бездны. В человеке воцаряется хаос, но эта внутренняя благодать есть тайна, именуемая искусством.

Поистине истлеют знамена, исчезнут города, многое забудется, рухнет, а сохранятся только книга и поэзия.

Давайте будем всегда искренне любить художников и искать в их творениях только необъяснимую сладость, ибо правоту Поэта может подтвердить только время! А оно всегда на стороне тех, чьё творчество согревает души людей и надолго остается в их памяти