Крупнейший российский востоковед Василий Бартольд в некрологе, опубликованном в 1917 году, назвал ишана Зайнуллу Расулева «духовным королем своего народа». Этот эпитет закрепился в многочисленной научной литературе, посвященной выдающемуся мусульманскому религиозному деятелю России, но главное – долгая память о Зайнулле ишане сохраняется среди верующих. Его именем называют мечети в разных частях нашей страны, а к могиле на старинном кладбище в городе Троицке Челябинской области не прекращается поток людей, желающих помолиться об упокоении его души.
Где же начался путь Зайнуллы Расулева и в чем заключается его великий вклад?
Зайнулла Расулев родился в 1833 году в Зауралье, в Троицком уезде Оренбургской губернии. Сегодня его родные края, старинное село Шарипово, относятся к Учалинскому району Башкортостана. Образование он, подобно своим сверстникам, начал получать в сельских учебных заведениях, а к 1850-м годам перебрался в Троицк, где окончил медресе при второй соборной мечети. Здесь Зайнулла подружился с поэтом и просветителем Мифтахетдином Акмуллой, оставившем след в культуре трех народов – татар, башкир и казахов, их идейная связь и дружба продолжалась до трагической гибели Акмуллы в 1895 году.
После окончания медресе Зайнулла отправился служить имамом вновь в деревню, тем ни менее именно Троицк становился главным в его жизни. С этим городом связана история всей династии Расулевых.
Имя Зайнуллы Расулева тесно связано с традициями урало-поволжского суфизма. Вплоть до начала XX века колоссальное значение в духовной жизни татар и башкир занимали имамы. Большая часть татарской элиты принадлежала к суфиям. Наиболее распространённое среди татар направление суфизма появилось в государстве Тимуридов в конце XIV века и получило свое название от имени бухарского шейха Бахауддина Накшбанди. Последователи суфизма читали проповеди в мечетях, обустраивали медресе, формировали религиозную жизнь в татарских городских слободах. Наставничество, преемственность, место в сильсиле – цепочке суфийских наставников и их последователей – все это было частью мусульманского мира России. И хотя в европоцентристской литературе долгое время было принято относит философию суфизма исключительно к мистике, урало-поволжская ветвь скорее характеризовалась особыми духовными практиками, богатой интеллектуальной жизнью, строгим соответствием ханафитскому мазхабу, то есть для тюркских народов суфизм не выделялся в качестве религиозной альтернативы, параллельной сакральности, а вошел в ткань повседневной жизни.
Отправившись в хадж в 1869-70 годах, Зайнулла Расулев решил продолжить свое образование в Стамбуле, где получил звание шейха, главы суфийской общины, с правом преподавания учения пророка Мухаммеда. Новые впечатления, полученные во время долгого паломничества и общения с турецкими имамами, и следование суфизму проявлялись в религиозной практике, которые он привнес на родину, в частности в широком праздновании маулида (дня рождения пророка Мухаммеда), ношении четок, вывешивании в мечетях и домах мусульман шамаилей.
Не всем нравилась активная деятельность Расулева, в первую очередь консервативным муллам, видевшим в Зайнулле ишане своего конкурента. В деревню Аккужино (ныне называется Юлдашево) стекались татары и башкиры из самых отдаленных селений, чтобы увидеть ишана. Его обвинили в ереси. Отмечалось, что он «считается у башкир святым, по требованиям своих единоверцев нередко ездит по деревням в гости и при этом иногда его сопровождает масса народа».
В результате Расулев в 1872 году оказался в Златоустовской тюрьме, а оттуда был сослан в Никольск Вологодской губернии, затем в 1876 году переведен в Кострому. Ссылка продлилась восемь лет, и лишь в 1881 году он вернулся в деревню Аккужино, повторно совершил хадж, а в 1883 году навсегда перебрался в Троицк. В Троицке Зайнулла Расулев становится имам-хатыбом пятой соборной мечети. Заречную слободу города, в которой располагалась мечеть, Зайнулла Расулев стал называть «Магмур» (от арабского «ма’амур» — обустроенный). Отсюда, произошло название предместья — «Амур», прочно закрепившиеся в топонимике Троицка.
Почти сразу же Зайнулла ишан открыл при своей мечети медресе. Средства на это благое дело выделил богатый просвещенный казахский купец Алтынсарин, обеспокоенный существованием явно устаревших мектебов. Вскоре были построены деревянные здания школы с учебными помещениями и общежитием для иногородних, столовой; медресе активно поддерживали троицкие купцы Габбасов и богатейшая семья Яушевых. Важнейшим событием для мусульманской общины Троицка стало открытие в 1905 году нового каменного двухэтажного здания медресе на перекрестке улицы Большой Александровской (ныне Крахмалева) и Мещанского переулка (Еремеева). Сам Зайнулла Расулев пожертвовал на развитие школы три дворовых места и 19 тысяч рублей, а его многочисленные последователи внесли 65 тысяч рублей. В медресе сложилась и солидная библиотека, которой могли пользоваться не только преподаватели и шакирды, а также и население города.
Медресе «Расулия» стало к началу XX века крупнейшим на Южном Урале мусульманским учебным заведением и стояло в череде знаменитых татарских медресе. Накануне 1917 года, на который пришлись не только две революции, но и смерть самого Зайнуллы ишана, в медресе «Расулия» обучалось около 400 шакирдов из числа татар, башкир, казахов и других народов.
В медресе «Расулия» проводилась подготовка мулл для общин и мугаллимов, мударрисов — для мектебов. Зайнулла Расулев умело выстроил учебный процесс - не порывая с многовековой традицией конфессионального образования, постепенно вводил элементы новометодной школы. Так, в 1893 году были введены звуковой метод преподавания и классно-урочная система, появились некоторые светские предметы. Знакомились шакирды и с трудами выдающихся татарских богословов Курсави и Марджани.
Стоит особо подчеркнуть, что просветительская концепция медресе «Расулия» предполагала соединение (а не искусственное соседство) религиозных и светских дисциплин, исходя из идеи, что все знания – от Всевышнего. Гармоничная взаимосвязь в мировоззрении разных знаний, формировала развитую личность. Основой становления человека и его совершенствования, по мнению Зайнуллы ишана, является нравственность. Он призывал своих учеников и последователей к праведной жизни, честности, скромности, терпению, терпимости к мнению и позициям другого человека, трудолюбию, любви к родине, активному деятельному отношению к собственной судьбе и окружающей действительности, помощи нуждающимся.
Сама атмосфера медресе формировала широкий кругозор шакирдов. Регулярно, при медресе проходили ученые беседы Зайнуллы ишана со своими последователями, шакирдами, муллами, купцами и крестьянами. В них ишан отвечал на вопросы людей, касающиеся семьи и брака, воспитания детей, торговли, отношения к светским наукам. Шакирды становились свидетелями глубин его познания, дара проповедника-хатыба, умения вести диалог с очень разными людьми. Зайнулла ишан подчеркивал, что главная миссия ислама состоит в духовной поддержке человека, а не в угнетении его и ограничении его деятельности, что религия дает человеку невероятную свободу. В многонациональном Зауралье важными были призывы Зайнуллы Расулева к миру и взаимопониманию между людьми разных конфессий, умению жить в дружбе и согласии.
Обучение в медресе «Расулия» длилось целых 11 лет, но программа была плотной, формирующей религиозного деятеля-интеллектуала. Шакирды участвовали в поэтических и музыкальных вечерах, театральных постановках, в каникулы занимались в деревнях сбором татарского и башкирского фольклора, сведений о национальных обрядах. Среди шакирдов медресе «Расулия» в советское время всегда выделяли поэта Маджита Гафури. С осени 1898 года до весны 1904 года он учился в медресе «Расулия» у Зайнуллы ишана. Многие научные сотрудники и преподаватели-гуманитарии в советской Башкирии являлись выпускниками «Расулии», тем более что статус медресе был официально признан в послевоенное время. Постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года медресе «Мухаммадия» и «Касымия» в Казани, «Галия» и «Усмания» в Уфе, «Хусаиния» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке, Буби в деревне Иж-Бобья были приравнены к педагогическим училищам, то есть к средним специальным учебным заведениям.
Среди шакирдов медресе – и будущие религиозные деятели, сохранявшие мусульманскую традицию в советское время, в том числе два муфтия – сын Зайнуллы ишана Габдрахман Расулев и Шакир Хиялетдинов, долгие годы проведший в Средней Азии и Казахстане, а в 1951 году возглавивший Духовное управление в Уфе. Учился здесь и известный уфимский имам и многолетний кази Духовного управления Баймухаммед хазрат Тугузбаев.
Сам Зайнулла хазрат стал родоначальником большой династии, представителем которой был и его внук, известный татарский писатель Атилла Расих, автор автобиографической трилогии «Ишан оныгы». Согласно этому произведению, указываемые в документах дата и место рождения Атиллы Расиха (1916 год, Троицк) — вымышленные, внесенные в метрическую книгу дедом, ишаном Зайнуллой Расулевым. Настоящее место рождения татарского писателя — Стамбул, где его родители Зайтуна Мавлюдова и Габделькадыр Расулев задержались по возвращении из хаджа по причине начала империалистической войны, в которой Турция выступила на стороне Тройственного союза. В сентябре 1915 года в Стамбуле родился их сын.
Зайнулла Расулев глубоко знал шариат, обладал способностями к врачеванию, даже использовал приемы тибетской медицины. Люди, хотя бы коротко общавшиеся с ишаном, отказывались от алкоголя и курения, начинали вести здоровый образ жизни. Сила его убеждения была колоссальной, что создавало вокруг Зайнуллы ишана особый ореол и славу.
Все это наряду с статусом хаджи, опытного наставника привлекали в Троицк толпы людей, многие из которых становились его суфийскими последователями. До сих пор, в Башкирии и Челябинской области, в семьях верующих сохраняется память о связи предков с Зайнуллой ишаном. Слава его достигала и мусульман Кавказа, где жили его ученики. Не случайно, в 2016 году в Махачкале открылась мечеть имени Зайнуллы Расулова, ведь он сыграл большую роль в становлении многих алимов Дагестана. Другая мечеть, которая носит имя великого ишана, находится в его родном Троицке.
Видный ишан скончался на пороге глобальных потрясений, в феврале 1917 года. Риза Фахретдин отметил: «Скончался в своем доме, в городе Троицке и ушел в вечный покой один из великих сынов мусульман и очень полезных служащий России шейх Зайнулла, принеся печаль и горе своим близким. Господь не оставит человека, который провел долгую жизнь в святых местах для чтения намазов и кафедр, в окружении мечетей и школ, а также книг». Важно привести и оценку Ахмадхади Максуди: «Величайшая заслуга Зайнуллы хазрата перед нацией состоит в том, что он давал на любой из вопросов современности ответ, соответствующий шариату».
А еще при жизни ишану присвоили почетное звание «кутб-и заман», в переводе с арабского означающее «столп, или полюс времени». Его время не прошло, а наследие продолжает волновать людей и в XXI веке.