Статьи

От барокко до рока

Вся наша страна находится рядом с Белгородом – мы близко, и мы рядом. Благодатный, теплый край, одна из житниц России, стал прифронтовым регионом, и враги намеренно ставят своей целью убийство мирного населения…

Но Белгород живет, трудится, не останавливают и свою активную культурную работу залы и музеи. А еще – в Белгороде есть филармония, солист которой - лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин стал за последние годы одним из самых известных органистов в нашей стране. Уроженец Ижевска, выпускник Санкт-Петербургской консерватории, с 2011 года Тимур Халиуллин без преувеличения является символом музыкальной жизни Белгорода, где его выступления на органе, клавесине, карильоне (редком музыкальном инструменте, состоящем из множества настроенных колоколов) собирают многочисленную публику. Подлинный успех пришел к нему в этом уютном и красивом городе, которому Тимур Ильясович остается верен и в радости, и в печали…

Концерты в Белгородской филармонии не прекращаются, а Тимур Халиуллин возвращается домой из многочисленных гастролей. Кажется, что уже все легендарные и новые органы России покорились его таланту и мастерству. Помнят его игру и в Голландии, Германии, Бельгии, Швейцарии, Италии, Финляндии, Чехии, где раньше часто выступали российские музыканты, и где еще не «отменяли» русскую культуру…

Органист не забывает и свою малую родину, Удмуртию, год назад выступал в Ижевске, Сарапуле, Воткинске. Разные залы, но неизменна оригинальная, востребованная программа.

Вот и мы встретились для интервью в особом пространстве – старинной московской лютеранской церкви Петра и Павла в Старосадском переулке, где проходил концерт Тимура Халиуллина «От барокко до рока». Все началось с сакральных аккордов Баха, а завершилось (под неистовые аплодисменты публики!) – классикой рок-музыки XX века. Московские зрители концертов Тимура Халиуллина знают его обширный репертуар, умение профессионально и дерзко расширять возможности величественного инструмента. Своим творчеством, просветительскими комментариями перед исполнением произведений Тимур показывает, что современный орган, уходящий корнями в европейскую духовную культуру, имеет уже светскую природу, демократичен и доступен для восприятия представителями разных народов.

Немецкая кирха все наполнялась яростными рок-ритмами «Queen» и «Арии». Лучшего времени и места для беседы о небывалом ренессансе органной музыки и не найти.

- Тимур, в чем заключается королевская сущность органа? Благодаря чему орган так много в себя вбирает, и такое количество переложений и оригинальных произведений создаются для этого инструмента?

- Прежде всего, это связано с самой историей инструмента – он один из древнейших. Именно благодаря органу появились впоследствии и рояль, и клавесин, и в целом – вся фортепианная культура. Не было бы органа, не появилась бы музыка Шопена и Листа. Все идет от органа.

Орган – это инструмент, внутри которого много других инструментов – флейта, габой, кларнет, фагот. Поэтому-то и называют орган «королем». От этого возникает широчайший диапазон органа, который не имеет ни один другой инструмент – от самых низких частот близких инфразвуку до ультразвуковых частот. Да и физически – орган – крупнейший инструмент. Вес самых крупных органов достигает до нескольких десятков тонн. Например, самый большой московский орган, находящийся в Зарядье, весит более 20 тонн, а самый большой орган России находится в знаменитом Кафедральном соборе Калининграда на острове Канта. Поэтому, орган и символически, и буквально имеет право называться королем.

- Понятно, что в России всегда успешно развивалась органная традиция, жили и творили большие мастера, но за последние 10 (может, чуть более) лет, органные концерты приобрели особое звучание, обрели колоссальную популярность.

- Орган – инструмент, который испытывает период очевидного возрождения. В советское время органная музыка находилась в определенном затишье, и исполнялась в основном классическая музыка. Сейчас же, почти каждый год в России появляются новые концертные залы с органом. Растет спрос на исполнителей, увеличивается число студентов, обучающихся игре на органе, а следовательно – конкуренция, живое движение, фестивали, новые имена. Органные школы помолодели. Ведь раньше – органист, это всегда старец.

- Как легендарный маэстро Гарри Гродберг.

- Да. А сейчас работают школы, как, например в Новосибирске, где есть шестилетняя ученица, обучающаяся игре на органе.

Востребованность органных концертов приводит к расширению органного репертуара, появлению новых произведений.

Современная музыка – это отдельный пласт. Из современной, но уже известной, фактически классики – это произведения Сергея Слонимского; чуть раньше созданная для органа музыка Шостаковича. Отдельно, особо стоит творчество Микаэла Таривердиева, в честь которого назван известный международный конкурс органистов, проходящий в Калининграде.

- Возможно, этот вопрос Вам задают часто, и он покажется банальным: игра на таком большом инструменте, как орган, требует физических затрат?

- Конечно, это физическая работа. Игра на органе требует особой координации. Здесь задействованы не только руки, но и ноги, играть необходимо не только на одной клавиатуре, а на нескольких. Бывают воздушные, легкие цифровые органы, а бывают тяжелые, тугие инструменты, где все на механике. Чтобы не иметь проблем с мышцами ног, я специально тренируюсь – катаюсь на роликах и велосипеде – в Белгороде, от своего дома до филармонии езжу постоянно только так.

- Вы выступаете в очень разных залах. Насколько важным для исполнителя является пространство, как сегодня – в зале старинной московской немецкой кирхи?

- Конечно, пространство обладает для музыканта очень важным значением. Например, здесь – в лютеранском соборе Петра и Павла у нас появилась возможность играть на алтарной части, непосредственно перед зрителями. А раньше все концерты проходили только на верхнем органе, это означало, что исполнителю даже концертный смокинг не обязательно было надевать. В таком случае и долгие концерты было невозможно проводить, ведь у зрителей возникало утомление – музыкант фактически не появлялся, не был виден во время исполнения. Все два часа зритель статично наблюдал алтарь и распятие.

А теперь возникает прямой контакт со зрителем, иногда делают даже видеопроекции на орган. Сам органист становится себе конферансье. Это, конечно, новое слово в органном движении, ведь ранее органист играл всегда с ассистентом и по нотам. Чтобы работать без ассистента, напрямую, я играю весь концерт наизусть, и на гастролях приезжаю в зал за несколько часов или даже дней, чтобы детально познакомиться с инструментом, его особенностями.

- Для читателей нашей газеты, расскажите пожалуйста, о значении татарской музыки в Вашем творчестве, о Ваших сочинениях.

- Да, у меня есть «Колыбельная бабушки» и вариация для органа татарской народной плясовой мелодии «Бас, кызым, Әпипә». Оба этих моих татарских произведения доступны в интернете, опубликованы. Татарская музыка для органа имеет особое распространение в Казани, где печатаются целые сборники. В столице Татарстана есть орган в концертном зале имени Сайдашева.

В ближайшем будущем собираюсь делать концерт из произведений известного татарского композитора Шамиля Шарифуллина, в наследии которого есть много замечательной органной музыки. Фактически, он является основоположником жанра органной музыки в татарской культуре.

Беседовал Марат Сафаров