Статьи

Затерявшаяся в кадомских лесах…

Затерявшаяся в кадомских лесах…

Путь к урочищу Чернышово проходит сквозь плотный кадомский лес. Так и называется глава нашей книги «Тени Касимовского ханства» - «Урман»; лес наступает на поля и пустоши, былые малодворные деревни, скрывая мощные камни с арабской вязью.

Но чувство приобщения к татарскому наследию, открытия неведомого все сильнее зовут в дорогу - сквозь овраги, расчищая бурелом. Желание уже многих людей увидеть своими глазами красоту среди зарослей, дар Всевышнего – кирпичную мечеть начала XX века былого татарского села Чернышово, протаптывает дорогу – не торную, а извилистую, приметным ориентиром которой будут жилые деревни Енкаево и Починки. Крайний восток Рязанской области, пограничье с Мордовией, ощущается не только административно, но и близким, еще рязанским селом Пургасово, хранящем память о мятежном мордовском князе Пургасе. Да и самобытные села (например, Шокша) со своим мелодичным языком располагаются неподалеку, в соседнем Теньгушевском районе Мордовии.

Продолжая исследовать местную топонимику следует подчеркнуть, что современный поселок Кадом и средневековая татарская крепость Кадом расположены близко друг от друга, но все же в разных местах – былая крепость с заметной фортификацией ландшафта - это ныне русское село Старый Кадом.

В середине XVII века Старый Кадом стал центром распространения миссионерства и монастырского освоения в Темниковском уезде. В 1652-1764 гг. здесь находился мужской монастырь. Начинается активный процесс крещения мурз, и большая часть не принявших христианство покидают крепость, оседает в окрестных селах, постепенно переходя в сословие крестьян (особенно в начале XVIII века, после петровского указа, направленного на ликвидацию татарского служилого землевладения). В течение XVII-XIX веков кадомские татары массово оседали на Нижегородчине, а позднее в Приуралье, в Уфимской губернии. В XX веке начался отток татар в Среднюю Азию, Баку, а еще ранее - в Москву, Петербург.

В Кадомском районе татары фиксируются ныне в населении маленькой деревни Верки на реке Мокша, известные же по источникам и воспоминаниям Богданово, Молочная Гора, Чернышово, Караулово обозначаются на карте как урочища. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2021 года татар в Кадомском районе насчитывалось 28 человек, а всего в Рязанской области проживает 3071 татар.

Все приходит вовремя. И книга наша, этнографические экспедиции совпали с активным поиском очень разными людьми своих корней, когда в мегаполисах – в Москве, Петербурге, Казани, Ташкенте, потомки уроженцев старинных татарских сел изучают метрические книги, составляя родословные-шәжәрә, собирают и отцифровывают старые фотографии, продлевают жизнь долгой семейной истории.

Минувшей осенью, после нескольких десятилетий тишины, у Чернышовской мечети прозвучал азан и выстроились в молитвенный ряд верующие - активисты и руководители общин, добравшиеся до этого укромного места из Москвы, Касимова, татарских сел Рязанщины - Азеево и Бастаново, из Мордовии. Кажется, что все (даже москвичи), живут относительно близко, и кадомский лес – не сибирская тайга, но путь в Чернышово, к возрождению мечети занял много лет и складывался из шагов, искренних намерений разных людей.

По благословению муфтия Равиля Гайнутдина в начале октября прошлого года в селе Чернышово силами Духовного управления мусульман Российской Федерации был организован субботник по очистке территории вокруг мечети и внутри здания.

Мечеть 1908 года постройки является памятником архитектуры регионального значения и является одной из жемчужин мусульманской культовой архитектуры России. Она построена на средства купца Каюма Бахтиозина.

В субботнике организованном управляющим делами ДУМ РФ Рафиком Фаттахетдиновым приняли участие мусульмане Рязанской области, близлежащего села Азеево, города Касимов, сотрудники центрального аппарата ДУМ РФ, мусульмане из Мордовии и председатель Духовного управления мусульман республики Раиль Асаинов. Благое мероприятие завершилось коллективной молитвой перед зданием мечети.

Разумеется, о Чернышово не забывали уроженцы села или проведшие здесь детские годы. Именно они хранили память об истории мечети. Встреча с живущими в Москве Алией Гаязовой и Альфией Бахтиозиной прояснила многие сюжеты, способствовала пониманию топографии бывшего села:

«Долгое время мечети в Чернышово не было, и на намазы жители отправлялись в татарское село Иванково. Там муллой являлся брат нашего родственника Каюма Бахтиозина – Шариф. Именно усилиями этой семьи в 1908 году была построена столь значительная мечеть в Чернышово. Каюм Бахтиозин свой первый доход приобрел отходником на Кавказе, трудясь пастухом на отарах овец. Каюм бабаю принадлежали наделы не только в Чернышово, но и в Енкаево, Желаево и в самом Кадоме. Русское ныне село Енкаево принято связывать с родом Еникеевых, а также (как и соседнюю деревню Четово) с землей мурз Аганиных.

Половина села Енкаево еще в 1655 году по указу царя Алексея Михайловича было дано в поместье сытнику (отвечающему за перевозку продовольствия в походе) А. А. Нестерову. Так и в старинном Акаево (ныне Ермишинского района) татары не проживали, но в Иванково помнили, что их мечеть была по существу перенесена из Акаево, где население стало крещенным. Мечеть в Иванково, перестроенная в каменную, до наших дней не сохранилась - лишь заброшенная школа обозначает ее прежнее место. А вот Чернышевскую мечеть укрыл лес.

Кирпич для постройки мечети изготовили из глины пруда, располагавшегося в селе, а саму глину перед обжигом смешивали с яйцом. Вот такой прочный строительный материал позволил сохраниться в густом уже лесу и мечети, и дому Каюма Бахтиозина.

Пруд был искусственным – запруда местной речки. Правда, каждой весной эту маленькую плотину прорывало и силами общины ее вновь восстанавливали. Урон этой плотине приносили и многочисленные бобры, обитавшие в речке.

В самой мечети, в пристройке существовала мусульманская школа, также содержавшаяся на средства благотворителей, жил в деревне специально приглашенный учитель. В годы Советской власти национальное образование здесь закрылось – дети стали учиться на русском языке в Енкаево, а потом и в Кадоме. Постепенно деревня редела, зимовали лишь редкие старики. А были ведь и другие времена, до коллективизации, или еще глубже – до рубежного 1917 года.

На ярмарку, и после перехода в Рязанскую область, жители зажиточного Чернышово ездили только в Мордовию, в Теньгушево. Сохранялись связи и дороги еще Темниковского уезда Тамбовской губернии, куда все татарские села округи и входили в старой России.

К 1970-м годам наша деревня стала уже совсем маленькой, в одну улицу, между лесом и кладбищем еще засеивалось колхозное гречишное поле, ароматное и медоносное в пору цветения. Кстати, одна семья добывала мед почти как бортники, в лесу, а Сафа абзи держал на пару с мордвином из другой деревни ульи. Еще держали коров и коз, поздней осенью заготавливали мясо в бочках, очень любили конину. Собирались на мусульманские праздники, проводили меджлисы, куда бабушки надевали камзолы с позументом; сами они и читали Коран.

В Чернышово жили две русские семьи – Аксинья Валяева и дом Сидориных, остальные – татары. Всего около 8 дворов. Дом Каюм бабая Бахтиозина содержался как магазин, а его сарае хранились продукты и большие торговые весы. Еще одна русская семья – Сорокины, лишилась избы в результате пожара, и сельсовет пустил их жить в часть этого основательного кирпичного дома, где Каюм бабай имел пекарню и установил печи. Вообще, дом Каюм бабая был построен чуть раньше мечети, по всем правилам инженерной мысли начала XX века – с паровым отоплением и водоотводом.

Кроме местных кадомских татар Бахтиозиных жили в деревне Айникамал Садековна с деревенским прозвищем Сембер, указывавшее на ее происхождение из Симбирской губернии, и Зухра Сакаева из деревни Большой Студенец, с Цны. У части татар дети уехали в Узбекистан, летом навещая родителей. Русские жители - кто лучше, свободно, кто немного говорили по-татарски. Все мы жили дружно, уважая друг друга. Мордва жила в наших краях в Пургасово, и подальше – в Широмасово».

Народная память уроженцев села хранит исторические названия Чернышово – Торбеево, Теребердино, Теребирдеево, указывающие на татарских феодалов из числа кадомских мурз, владевших местной землей. Еще одно зафиксированное в источниках название - Чернышев починок - свидетельствует, что современная локализация урочища с мечетью - скорее выселок исторической, основной части села.

Согласно преданиям, село было значительно больше, и начало сокращаться после переселения жителей в Приуралье в 1830-х годах, где (в западных районах Башкирии) и ныне проживают носители фамилии Бахтиозиных/Бахтизиных. Так в Верхнее Аташево (Югары Аташ) ныне Чекмагушевского района Башкортостана, перебрались мурзы из кадомских деревень Чернышово и Молочная Гора. Уроженец Верхнего Аташево, уфимский муфтий Габдельбари Исаев (1907-1983) помнил о своем мишарском происхождении, прямых связях татар Приуралья с Темниковым и Кадомом, называя себя, по словам дочери – төмән татары. Фамилия Исаевых восходит к темниковскому роду Исеевых.

Еще одним примечательным, во многом романтическим впечатлением о Чернышово, поделился с нами Халиль Шайдуллович Хозин, хорошо известный и уважаемый в Темникове — депутат, начальник районного энергосбыта. Несмотря на свою занятость, Халиль Шайдуллович много лет находит время для краеведения, знает историю каждой деревни, его память вмещает множество впечатлений от путешествий по западной Мордовии и примыкающим районам Рязанщины и Нижегородчины. Везде здесь он находит татарские следы. Благодаря помощи Халиля Шайдулловича очень многие важные детали получают конкретное очертание, становится понятной связь времен и разных берегов Мокши:

«Приехали мы однажды с дядей в Ермишь — затарились, и направились по неизвестному мне пути через Иванково. Я тогда только купил машину «Ниву», еще не знал хорошо короткие маршруты. Обратил внимание на булыжники, старую мощенную дорогу. Оказывается, её называли «барской», протяженностью — километра полтора. Ехали мы по ней — пересекли одну деревню, овраг, потом начался резкий подъем к лесу. Дядя мне говорит: «быстрее проезжай, дождь стал накрапывать, а дорога трудная». Мы благополучно проехали этот участок и вдруг перед нами возникла мечеть из красного кирпича! А у мечети сидели две бабушки-татарки в платках — высокая и маленькая. Откуда посреди леса мечеть? А дядюшка мой там уже бывал, до этого — лет двадцать назад, он работал шофером, хорошо знал старые лесные дороги. Он специально хотел показать мне мечеть. Это кадомская деревня Чернышово…».

Сейчас появляется надежда на возрождение мечети. В ДУМ РФ разрабатывается проект историко-культурного этнографического центра «Татарское село Чернышово», который предполагает организацию туристических поездок в этот край, проведение национальных праздников и летних этнофестивалей.

В мечети должна звучать молитва! Пусть ее будут совершать не постоянные жители, а гости, но дорога сквозь лес тогда расступится. Проведенный субботник, интенсивные краеведческие изыскания, большая юридическая работа вселяют надежду на возрождение мечети…

Чернышово все заметнее возвращается на карту!

В туристический маршрут может входить посещение расположенной также в Кадомском районе исторической татарской деревни Верки (Вәрәки), на левобережье Мокши. Название села в народной топонимике связывают с ханом Берке – братом Батыя, первым из Чингизидов принявшим ислам. В деревне Верки туристы могут увидеть живописное русло реки Мокши и старинные кирпичные амбары местных татарских купцов Байковых.

Дороги востока Рязанщины застали средневековые военные походы, купеческие брички и колхозные телеги, да и кареты венценосных особ. Согласно воспоминаниям жителей села, через Чернышово проходило в 1903 году паломничество царя Николая II и Александры Федоровны со свитой в Саров и Дивеево, на прославление Серафима Саровского. Один из татарских жителей села тогда получил из рук царя грамоту с благодарностью за прием. Вместе с царской грамотой хранилось и прошение Бахтиозиных о признании их дворянами на основании происхождения из мурз. Титулы не вернули, документы сгорели в тревожные времена, но ныне каждая реликвия и воспоминание собираются по крупицам, поскольку в амбициозных планах – организация в мечети музея или отдельной экспозиции.

Будем ждать добрых новостей из кадомского леса.

Рязанская область-Москва