Сабантуй является общенациональным праздником татар, проживающих во всех регионах Российской Федерации и ряде стран мира. Благодаря этому празднику татары постигают многовековое духовное наследие своего народа, что, несомненно, способствует развитию единой народной культуры, передаваемой из поколения в поколение, способствует сохранению культурной идентичности.
Вопрос раскрытия генетических корней Сабантуя представляется весьма сложным, существует несколько гипотез о происхождении данного праздника. Некоторые ученые считают, что Сабантуй был привнесен в быт татар из Китая или Монголии, также превалирует мнение о его зарождении на территории Волжской Булгарии, и существует гипотеза, что Сабантуй связан с тенгрианскими верованиями, которые отражаются в ярких отголосках кочевнико-скотоводческого образа жизни наших предков.
Праздники, связанные с приходом весны, культом плодородия и земледелия, были присущи многим народам Европы и Азии на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Они являются символическим отражением традиционного народного мировоззрения, порожденного многовековым культом воспроизводства жизни человека и общества посредством сельскохозяйственной деятельности, которая неотделима от природы – единственного источника жизни.
Сабантуй связан с земледельческими праздниками тюркских и финно-угорских народов. Здесь уместно отметить, что практически у всех народов Поволжья, проживающих по соседству с татарами, существуют аналогичные праздники: «Гырон быдтон» у удмуртов, «Акатуй» у чуваш, «Агавайрем» у марийцев. Все эти праздники являются древними земледельческими праздниками, посвящёнными божествам плодородия, земли и силам природы.
Ранних письменных источников, по которым можно было бы судить о времени возникновения праздника, практически не сохранилось. Некоторые сведения можно встретить в древнекитайских и древнетюркских источниках. Так, например, в древнекитайской летописи VI веке «Вэйшу» сообщается о том, что тюркские народы (древние хунну), исповедовавшие тенгрианство, при исполнении обряда весеннего жертвоприношения включали в культовые действия борьбу, битвы на мечах, конные скачки, игры и пляски. В литературном памятнике XI в. «Кутадгу билиг» («Наука быть счастливым») поэта Юсуфа Баласагуни повествуется об одном из основных элементах праздника, как борьба на поясах.
Одним из первых письменных упоминаний праздника у булгар – предков современных татар – является эпиграфический памятник, найденный в с. Иске Салман Алькеевского района Республики Татарстан, датируемый июнем 1292 годом.
Развернутое описание праздника, прошедшего летом 1505 г. в окрестностях Казани и совпадающего в своих основных чертах с Сабантуем, приводится в известном литературно-публицистическом произведении XVI в. «История о Казанском царстве, или Казанский летописец», написанном русским автором.
После присоединения Казанского ханства к Российскому государству Сабантуй сохранил свои традиции и продолжал развиваться как истинно татарский народный праздник.
В XIX веке по мере усиления урбанизации и смешения в городах представителей разных этнических групп татар Сабантуй принимает характер общенационального праздника и отмечается не только на селе, но и в слободах городских центров, где проживали татары. Именно в этот период оформляются основные элементы праздника, характерные для всех этнических групп татар – обряды, конные и другие состязания, а также игры и развлечения.
Советский период истории характеризуется активным воздействием государства на весь комплекс праздничной культуры, в том числе и на Сабантуй. Организация праздничных мероприятий, разработка их программы начинают жестко регламентироваться. Их проведение становится обязанностью органов государственной власти. Несмотря на стремление к унификации, превращению Сабантуя в спортивное и идеолого-пропагандистское событие, праздник сохранил неповторимый народный дух.
На сегодняшний день праздник «Сабантуй» представляет собой сплав древнетюркской, татарской и современной общероссийской культуры, в котором объединились элементы языческих обрядов и монотеистической веры, кочевнической и оседлой традиции тюркских и ряда других этнических общностей, выработанных в ходе длительного исторического развития.
Сабантуй содержит в себе различные формы обрядов, бережно хранимых на протяжении столетий в устной традиции и исторической памяти, в особенностях народного фольклора – поговорках и пословицах, музыке и песнях, символике праздника. К сожалению, многие традиционные выражения народного творчества, специфические особенности проведения Сабантуя у отдельных этнических групп, сейчас оказались утраченными или унифицированными.
Сабантуй не имеет точной календарной даты и определенного дня недели. Все зависит от погодных условий, интенсивности таяния снега и, соответственно, от степени готовности почвы к севу яровых культур. Века отшлифовали форму проведения праздника.
Завершающим череду подготовительных обрядов является сбор подарков для предстоящих соревнований ( бүләк җыю, сөлге җыю), который проводится за один-два дня до праздника. По традиции, группа из мужчин и юношей во главе с гармонистом, напевая деревенские напевы (авыл көе), начинают обходить деревню еще в первую половину дня. Обязательным атрибутом обряда становится шест, на который привязывают подарки. Самым ценным подарком считается полотенце, которое дарит невеста (яшь килен сөлгесе), вышедшей замуж после предыдущего Сабантуя. Она специально для этих целей готовит одно из лучших, богато орнаментированных полотенец из своего приданого. Остальные одаривают отрезами материи, вышитыми полотенцами, скатертями, салфетками, покрывалами, чайными наборами и т.д. Кроме того, хозяйка традиционно дает одно или несколько яиц.
В обязательном порядке требуют подарок только с молодушки, в то время как все остальные выделяют подарки добровольно. В большинстве деревень подарки дарят все хозяйки. Более того, если сборщики по какой-то причине не заходят в дом, то этим могут нанести обиду. Есть в деревнях и такие, кто дает зарок выделить подарок для Сабантуя в случае исполнения желания или осуществить подаяние. Причем нередко оговаривают: «Мой подарок – борцу» или победителю скачек либо наезднику, пришедшему последним и т.д.
Закончив сбор подарков, юноши еще раз с песнями проходят по деревне, демонстрируя собранное. Затем их передают группе уважаемых в деревне стариков, знатокам традиционных состязаний. Они и выносят эти подарки на место состязаний.
Согласно обычаю аксакалы – старейшины сел – определяют день и место проведения дня состязаний. Местом проведения Сабантуя обычно выбирают луг или широкую поляну в лесу, удобные для проведения состязаний, имеющие хорошо просматриваемые площадки.
Майдан состоит из комплекса разных состязаний. Это состязания в силе и ловкости, состоящие из скачек, бега, прыжков и национальной борьбы (көрәш). Во всех видах состязаний принимают участие все желающие жители села и прибывшие гости. С 90-х гг. XX века традиционные состязания рассматриваются как спортивные и проводятся по четко прописанному регламенту, выработанному веками.
Сабантуй начинается со скачек. А подготовка к ним начинается задолго. Участие в них считается престижным. Наездниками деревенских скачек, как правило, являются мальчики 8-12 лет или же взрослые мужчины. Конники стартуют по полевой дороге в сторону деревни, к финишу, где их поджидают и стар и млад.
Победителю дарят одно из лучших полотенец. Наездники и владельцы скакунов получают отдельные призы. Награждают, как правило, всех участников скачек. Особый приз вручают коню, который пересек финишную черту последним. Этот обычай живет и передается из поколения в поколение. На шеи скакунов, пришедших к финишу последними, узорчатые полотенца подвязывают бабушки-татарки, вдовы, матери, у которых сыновья служат в армии. Привязывая вышитые полотенца, платки, закидывая ими чуть ли не всего коня, приговаривают они при этом: " Да, будет, во имя Аллаха!", " Извелась было от подагры...", " Дала обет, чтобы дочь, наконец, ребенком благополучно разрешилась...", "Чтобы корова телку принесла" и т.д.
В этом ритуале ярко выражена гуманность народа: ведь все скакуны, в упорной борьбе преодолевшие дистанцию, своим стремительным бегом доставили людям радость. Этот трогательный ритуал, известный как «Нәзер аты» («Конь надежды»), имеет и другой, более глубокий смысл. Обычай связан с желанием отогнать нависшую беду и воздаянием дани безгрешным душам покойных предков, матери, ребенка, спутника жизни. А еще с надеждой и оптимизмом. Так, многие послевоенные годы «кони надежды» одаривали женщины, чьи мужья, сыновья и братья не вернулись с войны. При исполнении ритуала они выражали надежду на то, что дорогие им люди хоть последними, как отставший на скачке конь, но вернутся домой.
Состязания по бегу проходят интересно. Как правило, первыми начинают мальчики (дистанция 500–600 м). Вслед за ними соревнуются юноши (до 2–3 км) и, наконец, взрослые (до 5 км).
Издавна на Сабантуях состязались в поднятии тяжестей – камней. Этот обычай и поныне сохранился на праздниках. Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно 25-30 килограммов. На современных Сабантуях также поднимают гири. Этот вид состязаний включает: жим гири левой рукой и правой, толчок двух гирь от груди и рывок гири одной рукой.
Гвоздь программы любого Сабантуя, как и в далеком прошлом, – это көрәш. Много батыров снискали почет и уважение на народных праздниках. О них слагались песни, баиты, их имена прославлялись в сказках.
Для удобства обоюдного захвата борцы обязаны бороться в кушаках. Основа борьбы көрәш сохранилась до наших дней – это бросок соперника на лопатки. Для этого надо обладать не только физической силой, но и прекрасно владеть техникой борьбы. Постановка рук, ног и туловища – это навыки, которые отрабатываются годами. Главное отличие борьбы на поясах от других видов борьбы – это то, что спортсмены борются, держа друг друга за пояс крестным захватом. При этом длина кушака между кулаками должна быть такой, чтобы кулаки оказались на спине соперника.
Начинают борьбу мальчики 5–6 лет, иногда два старика. Это зачин, затравка. Затем поочередно борются мальчики постарше, юноши, мужчины среднего возраста. Поединок продолжается до тех пор, пока один из борцов не будет признан побежденным. После нескольких удачных схваток победитель становится претендентом на звание сильнейшего борца-батыра. Таких претендентов набирается несколько человек; их борьба между собой становится кульминационным моментом состязаний. Победителя состязания называют «Батыром Сабантуя», ему достается самый ценный подарок. Как правило, это живой баран. В наши дни к этому традиционному подарку может прилагаться и новый автомобиль.
На майдане, помимо спортивных состязаний, проводятся и игровые состязания, которые на протяжении веков отрабатывались и стали маркерами традиционности Сабантуя. Это – бег с коромыслом, бой с мешками на бревне, подъем на шест, битье горшков, поиск монеты в катыке, бег в мешках, бег с яйцом на ложке, перетягивание каната, перетягивание палкой и т.д.
Бой с мешками на бревне на празднике Сабантуй в с
Неотъемлемым элементом Сабантуя являются вечерние молодежные игрища. Игрища устраивали на месте майдана или на традиционных местах игрищ – за околицей, на лугах, поляне. До глубокой ночи звучали гармони, скрипки; парни и девушки пели песни, водили хороводы, плясали. Было много игр, сопровождаемых пением. В настоящее время кичке уен в деревнях стали возрождаться.
Сабантуй – сугубо народный праздник. Это связано не столько с его массовостью, но и с сутью народности в целом. Он является праздником, консолидирующим татарский народ по всему миру. Интегрирующая функция праздника позволяет татарам, проживающим за пределами республики, определять свою идентичность, они имеют возможность приобщаться к татарской культуре и через этот праздник донести гуманистические ценности народа. Согласно традиционной семантической, управленческой системе, праздник Сабантуй основан на уважительном, толерантном отношении к каждому участнику праздника, невзирая на различия в возрасте, национальности, конфессиональной принадлежности. Как на празднике любого народа, на празднике Сабантуй у всех участников равные права, каждый по желанию может принимать участие на любом состязании.
Материал подготовил Ринат Мухамадиев
Вопрос раскрытия генетических корней Сабантуя представляется весьма сложным, существует несколько гипотез о происхождении данного праздника. Некоторые ученые считают, что Сабантуй был привнесен в быт татар из Китая или Монголии, также превалирует мнение о его зарождении на территории Волжской Булгарии, и существует гипотеза, что Сабантуй связан с тенгрианскими верованиями, которые отражаются в ярких отголосках кочевнико-скотоводческого образа жизни наших предков.
Праздники, связанные с приходом весны, культом плодородия и земледелия, были присущи многим народам Европы и Азии на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Они являются символическим отражением традиционного народного мировоззрения, порожденного многовековым культом воспроизводства жизни человека и общества посредством сельскохозяйственной деятельности, которая неотделима от природы – единственного источника жизни.
Сабантуй связан с земледельческими праздниками тюркских и финно-угорских народов. Здесь уместно отметить, что практически у всех народов Поволжья, проживающих по соседству с татарами, существуют аналогичные праздники: «Гырон быдтон» у удмуртов, «Акатуй» у чуваш, «Агавайрем» у марийцев. Все эти праздники являются древними земледельческими праздниками, посвящёнными божествам плодородия, земли и силам природы.
Ранних письменных источников, по которым можно было бы судить о времени возникновения праздника, практически не сохранилось. Некоторые сведения можно встретить в древнекитайских и древнетюркских источниках. Так, например, в древнекитайской летописи VI веке «Вэйшу» сообщается о том, что тюркские народы (древние хунну), исповедовавшие тенгрианство, при исполнении обряда весеннего жертвоприношения включали в культовые действия борьбу, битвы на мечах, конные скачки, игры и пляски. В литературном памятнике XI в. «Кутадгу билиг» («Наука быть счастливым») поэта Юсуфа Баласагуни повествуется об одном из основных элементах праздника, как борьба на поясах.
Одним из первых письменных упоминаний праздника у булгар – предков современных татар – является эпиграфический памятник, найденный в с. Иске Салман Алькеевского района Республики Татарстан, датируемый июнем 1292 годом.
Развернутое описание праздника, прошедшего летом 1505 г. в окрестностях Казани и совпадающего в своих основных чертах с Сабантуем, приводится в известном литературно-публицистическом произведении XVI в. «История о Казанском царстве, или Казанский летописец», написанном русским автором.
После присоединения Казанского ханства к Российскому государству Сабантуй сохранил свои традиции и продолжал развиваться как истинно татарский народный праздник.
В XIX веке по мере усиления урбанизации и смешения в городах представителей разных этнических групп татар Сабантуй принимает характер общенационального праздника и отмечается не только на селе, но и в слободах городских центров, где проживали татары. Именно в этот период оформляются основные элементы праздника, характерные для всех этнических групп татар – обряды, конные и другие состязания, а также игры и развлечения.
Советский период истории характеризуется активным воздействием государства на весь комплекс праздничной культуры, в том числе и на Сабантуй. Организация праздничных мероприятий, разработка их программы начинают жестко регламентироваться. Их проведение становится обязанностью органов государственной власти. Несмотря на стремление к унификации, превращению Сабантуя в спортивное и идеолого-пропагандистское событие, праздник сохранил неповторимый народный дух.
На сегодняшний день праздник «Сабантуй» представляет собой сплав древнетюркской, татарской и современной общероссийской культуры, в котором объединились элементы языческих обрядов и монотеистической веры, кочевнической и оседлой традиции тюркских и ряда других этнических общностей, выработанных в ходе длительного исторического развития.
Сабантуй содержит в себе различные формы обрядов, бережно хранимых на протяжении столетий в устной традиции и исторической памяти, в особенностях народного фольклора – поговорках и пословицах, музыке и песнях, символике праздника. К сожалению, многие традиционные выражения народного творчества, специфические особенности проведения Сабантуя у отдельных этнических групп, сейчас оказались утраченными или унифицированными.
Сабантуй не имеет точной календарной даты и определенного дня недели. Все зависит от погодных условий, интенсивности таяния снега и, соответственно, от степени готовности почвы к севу яровых культур. Века отшлифовали форму проведения праздника.
Завершающим череду подготовительных обрядов является сбор подарков для предстоящих соревнований ( бүләк җыю, сөлге җыю), который проводится за один-два дня до праздника. По традиции, группа из мужчин и юношей во главе с гармонистом, напевая деревенские напевы (авыл көе), начинают обходить деревню еще в первую половину дня. Обязательным атрибутом обряда становится шест, на который привязывают подарки. Самым ценным подарком считается полотенце, которое дарит невеста (яшь килен сөлгесе), вышедшей замуж после предыдущего Сабантуя. Она специально для этих целей готовит одно из лучших, богато орнаментированных полотенец из своего приданого. Остальные одаривают отрезами материи, вышитыми полотенцами, скатертями, салфетками, покрывалами, чайными наборами и т.д. Кроме того, хозяйка традиционно дает одно или несколько яиц.
В обязательном порядке требуют подарок только с молодушки, в то время как все остальные выделяют подарки добровольно. В большинстве деревень подарки дарят все хозяйки. Более того, если сборщики по какой-то причине не заходят в дом, то этим могут нанести обиду. Есть в деревнях и такие, кто дает зарок выделить подарок для Сабантуя в случае исполнения желания или осуществить подаяние. Причем нередко оговаривают: «Мой подарок – борцу» или победителю скачек либо наезднику, пришедшему последним и т.д.
Закончив сбор подарков, юноши еще раз с песнями проходят по деревне, демонстрируя собранное. Затем их передают группе уважаемых в деревне стариков, знатокам традиционных состязаний. Они и выносят эти подарки на место состязаний.
Согласно обычаю аксакалы – старейшины сел – определяют день и место проведения дня состязаний. Местом проведения Сабантуя обычно выбирают луг или широкую поляну в лесу, удобные для проведения состязаний, имеющие хорошо просматриваемые площадки.
Майдан состоит из комплекса разных состязаний. Это состязания в силе и ловкости, состоящие из скачек, бега, прыжков и национальной борьбы (көрәш). Во всех видах состязаний принимают участие все желающие жители села и прибывшие гости. С 90-х гг. XX века традиционные состязания рассматриваются как спортивные и проводятся по четко прописанному регламенту, выработанному веками.
Сабантуй начинается со скачек. А подготовка к ним начинается задолго. Участие в них считается престижным. Наездниками деревенских скачек, как правило, являются мальчики 8-12 лет или же взрослые мужчины. Конники стартуют по полевой дороге в сторону деревни, к финишу, где их поджидают и стар и млад.
Победителю дарят одно из лучших полотенец. Наездники и владельцы скакунов получают отдельные призы. Награждают, как правило, всех участников скачек. Особый приз вручают коню, который пересек финишную черту последним. Этот обычай живет и передается из поколения в поколение. На шеи скакунов, пришедших к финишу последними, узорчатые полотенца подвязывают бабушки-татарки, вдовы, матери, у которых сыновья служат в армии. Привязывая вышитые полотенца, платки, закидывая ими чуть ли не всего коня, приговаривают они при этом: " Да, будет, во имя Аллаха!", " Извелась было от подагры...", " Дала обет, чтобы дочь, наконец, ребенком благополучно разрешилась...", "Чтобы корова телку принесла" и т.д.
В этом ритуале ярко выражена гуманность народа: ведь все скакуны, в упорной борьбе преодолевшие дистанцию, своим стремительным бегом доставили людям радость. Этот трогательный ритуал, известный как «Нәзер аты» («Конь надежды»), имеет и другой, более глубокий смысл. Обычай связан с желанием отогнать нависшую беду и воздаянием дани безгрешным душам покойных предков, матери, ребенка, спутника жизни. А еще с надеждой и оптимизмом. Так, многие послевоенные годы «кони надежды» одаривали женщины, чьи мужья, сыновья и братья не вернулись с войны. При исполнении ритуала они выражали надежду на то, что дорогие им люди хоть последними, как отставший на скачке конь, но вернутся домой.
Состязания по бегу проходят интересно. Как правило, первыми начинают мальчики (дистанция 500–600 м). Вслед за ними соревнуются юноши (до 2–3 км) и, наконец, взрослые (до 5 км).
Издавна на Сабантуях состязались в поднятии тяжестей – камней. Этот обычай и поныне сохранился на праздниках. Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно 25-30 килограммов. На современных Сабантуях также поднимают гири. Этот вид состязаний включает: жим гири левой рукой и правой, толчок двух гирь от груди и рывок гири одной рукой.
Гвоздь программы любого Сабантуя, как и в далеком прошлом, – это көрәш. Много батыров снискали почет и уважение на народных праздниках. О них слагались песни, баиты, их имена прославлялись в сказках.
Для удобства обоюдного захвата борцы обязаны бороться в кушаках. Основа борьбы көрәш сохранилась до наших дней – это бросок соперника на лопатки. Для этого надо обладать не только физической силой, но и прекрасно владеть техникой борьбы. Постановка рук, ног и туловища – это навыки, которые отрабатываются годами. Главное отличие борьбы на поясах от других видов борьбы – это то, что спортсмены борются, держа друг друга за пояс крестным захватом. При этом длина кушака между кулаками должна быть такой, чтобы кулаки оказались на спине соперника.
Начинают борьбу мальчики 5–6 лет, иногда два старика. Это зачин, затравка. Затем поочередно борются мальчики постарше, юноши, мужчины среднего возраста. Поединок продолжается до тех пор, пока один из борцов не будет признан побежденным. После нескольких удачных схваток победитель становится претендентом на звание сильнейшего борца-батыра. Таких претендентов набирается несколько человек; их борьба между собой становится кульминационным моментом состязаний. Победителя состязания называют «Батыром Сабантуя», ему достается самый ценный подарок. Как правило, это живой баран. В наши дни к этому традиционному подарку может прилагаться и новый автомобиль.
На майдане, помимо спортивных состязаний, проводятся и игровые состязания, которые на протяжении веков отрабатывались и стали маркерами традиционности Сабантуя. Это – бег с коромыслом, бой с мешками на бревне, подъем на шест, битье горшков, поиск монеты в катыке, бег в мешках, бег с яйцом на ложке, перетягивание каната, перетягивание палкой и т.д.
Бой с мешками на бревне на празднике Сабантуй в с
Неотъемлемым элементом Сабантуя являются вечерние молодежные игрища. Игрища устраивали на месте майдана или на традиционных местах игрищ – за околицей, на лугах, поляне. До глубокой ночи звучали гармони, скрипки; парни и девушки пели песни, водили хороводы, плясали. Было много игр, сопровождаемых пением. В настоящее время кичке уен в деревнях стали возрождаться.
Сабантуй – сугубо народный праздник. Это связано не столько с его массовостью, но и с сутью народности в целом. Он является праздником, консолидирующим татарский народ по всему миру. Интегрирующая функция праздника позволяет татарам, проживающим за пределами республики, определять свою идентичность, они имеют возможность приобщаться к татарской культуре и через этот праздник донести гуманистические ценности народа. Согласно традиционной семантической, управленческой системе, праздник Сабантуй основан на уважительном, толерантном отношении к каждому участнику праздника, невзирая на различия в возрасте, национальности, конфессиональной принадлежности. Как на празднике любого народа, на празднике Сабантуй у всех участников равные права, каждый по желанию может принимать участие на любом состязании.
Материал подготовил Ринат Мухамадиев