Статьи

Фазыл Сай


Фазыл Сай

Буквально несколько недель тому назад в Швейцарии отменили концерты известного турецкого пианиста и композитора Фазыла Сая. Причина в том, что он поддержал многострадальную Палестину.

«Я верил, что в Европе можно положиться на свободу выражения мнений и не испытывать тьмы и непонимания, — сказал музыкант по этому случаю. — Хочу отметить, что моё доверие было значительно поколеблено этим тревожным инцидентом».

Фазыл Сай родился 14 января 1970 года в столице Турецкой Республики Анкаре. Он является внуком известной турецкой художницы Зехры Сай.

Его отец, Ахмет Сай, был писателем и музыковедом, а мать, Гюргюн Сай, была фармацевтом. Его дед Фазыл Сай, с которым у него одно имя, был членом Союза Спартаковцев.

Сай был вундеркиндом, который в возрасте двух лет мог выполнять элементарные арифметические действия с четырехзначными числами. Его отец, узнав, что он играет мелодию "Daha Dün Annemizin" играл на самодельной флейте без предварительной подготовки, заручившись помощью Али Кемаля Кая, гобоиста и друга семьи. В возрасте трех лет Сай начал брать уроки игры на фортепиано под руководством пианиста Митхата Фенмена.

Учился в Анкарской консерватории у Митхата Фенмена, затем в 19911995 годах в Дюссельдорфе и Берлине.

Ещё в Турции Сай был замечен немецкими специалистами. Он

свое первое произведение – сонату для фортепиано – написал в 1984 году, в возрасте четырнадцати лет, когда был студентом консерватории. За ним, на этом раннем этапе его развития, последовало несколько камерных произведений, включая Schwarze Hymnen для скрипки и фортепиано и концерт для гитары. Впоследствии одно из произведений, которое он исполнил на концерте, принес ему победу на прослушивании молодых концертных исполнителей в Нью-Йорке: "Четыре танца Насреддина Ходжи" (1990). В этой работе уже, по сути, отражены важные черты его личного стиля: рапсодическая, похожая на фантазию базовая структура; изменчивый ритм, часто танцевальный, хотя и сформированный с помощью синкопирования; непрерывный, живой движущий импульс; и богатство мелодических идей, которые часто восходят к темам народной музыки Турции и ее соседей. В этом отношении Фазыл Сай в некоторой степени придерживается традиций таких композиторов, как Бела Барток, Джордж Энеску и Дьердь Лигети, которые также опирались на богатый музыкальный фольклор своих стран. Он привлек международное внимание фортепианной пьесой Black Earth, соч. 8 (1997), в которой он использует приемы, ставшие популярными благодаря произведениям Джона Кейджа подготовленного для фортепиано.

В 1987 году сочинение юного музыканта «Чёрные гимны» исполнялось в Берлине в рамках празднования 750-летия города. Среди последующих сочинений Фазыла Сая наибольшее признание получили Второй концерт для фортепиано с оркестром «Шёлковый путь» (1994), , оратория «Назым» на стихи Назыма Хикмета (2001). Многие произведения Фазыла Сая соединяют академическую традицию с элементами джаза и турецкой народной музыки: так, в частности, на тему «Турецкого рондо» Моцарта Сай написал вариацию в джазовом духе, а в 2006 г. в Вене состоялась премьера балета Фазыла Сая «Патара» на тему из фортепианной сонаты Моцарта KV 331 — для сопрано, фортепиано и турецких народных инструментов. В 2011 г. Саю были заказаны конкурсная композиция для Международного конкурса скрипачей имени Анри Марто и концерт для кларнета с оркестром для Сабины Майер.

В репертуаре Сая-пианиста важное место занимают произведения Баха и Моцарта, которые могут в концертной программе сочетаться с его собственными сочинениями. Оригинальный жест совершил Сай в 2000 г. записав собственное переложение «Весны священной» Игоря Стравинского для двух фортепиано в собственном исполнении обеих партий.

Сай много выступал дуэтом со скрипачом Максимом Венгеровым — в 2004 г. их концерт состоялся и в Москве. Сольный концерт Сая в Москве в 2006 г. получил высокую оценку российского рецензента, писавшего: «Едва касаясь клавиш, Фазиль Сай словно уносился в иное измерение; в случае с иными артистами „игра лицом“ может раздражать, но здесь она была совершенно естественной, выражая безграничную любовь к исполняемой музыке и полное слияние с ней».

В 2008 году записал в дуэте с Патрицией Копачинской диск Бетховен, Равель, Барток, Сай, высоко оцененный критикой.

После этого Сэй все чаще обращался к большим оркестровым формам. Черпая вдохновение в поэзии (и биографиях) писателей Назима Хикмета и Метина Алтыока, он сочинял произведения для солистов, хора и оркестра.

В дополнение к современному европейскому инструментарию, Сай также часто и намеренно использует в этих композициях инструменты из своей родной Турции, в том числе барабаны кудум и дарбука, а также тростниковую флейту ней. Это придает музыке колорит, который отличает ее от многих аналогичных произведений в этом жанре. В 2007 году он вызвал международный интерес своим скрипичным концертом 1001 ночь в гареме, который основан на одноименных знаменитых сказаниях, но конкретно посвящен судьбе семи женщин из гарема. После мировой премьеры в исполнении Патриции Копатчинской пьеса уже исполнялась во многих международных концертных залах.

Еще большего успеха Фазыл Сай добился со своей Стамбульской симфонией, премьера которой состоялась в 2010 году по завершении его пятилетнего пребывания в Концертхаусе Дортмунда. Эта работа, созданная по совместному заказу WDR и Концертхауса Дортмунда в рамках Рурского фестиваля 2010 года, представляет собой яркую и поэтичную дань уважения метрополии на Босфоре и миллионам ее жителей. В том же году был написан, среди прочих произведений, его струнный квартет "Развод", основанный на атональных принципах, а также заказанные произведения, такие как концерт для фортепиано с оркестром "Горящая Нирвана", для Зальцбургского фестиваля и Концерт для трубы для фестиваля в Мекленбурге-Передней Померании, премьера которого состоялась Габором Болдоцким.

Для Сабины Мейер Фазыл Сай также написал Концерт для кларнета, посвященный жизни и творчеству персидского поэта Омара Хайяма в ответ на заказ Музыкального фестиваля Шлезвиг-Гольштейн 2011, и Сонату для кларнета и фортепиано для фестиваля Киссинджер Зоммер в 2012 году. Произведения Фазыла Сая издаются по всему миру известным музыкальным издательством Schott Music из Майнца.

В своих произведениях "Парк Гези 1,2" и "3" 2013/14 годов он музыкально обработал подавление протестов в стамбульском парке Гези. Текст для его песни «Insan Insan» был взят из стихотворения многовековой давности, написанного алевитским поэтом Мухиддином Абдалом. Трек был аранжирован Сэем, а вокал исполнили Сельва Эрденер (сопрано), Бурчу Уяр (колоратурное сопрано), Гювенч Дагустун (баритон) и Джем Адриан ("этнический вокал").

15 апреля 2013 суд Стамбула приговорил композитора к 10 месяцам условного заключения за высказывания на его странице в Твиттере, сочтённые направленными против ислама (в частности, Саю было вменено в вину цитирование Омара Хайяма). 26 апреля того же года на фоне многочисленных международных протестов суд принял ходатайство композитора о повторном рассмотрении его дела; в сентябре приговор был подтверждён, однако срок переквалифицирован в условный. Судебное решение было вновь обжаловано, и в конце концов 26 октября 2015 года Верховный апелляционный суд Турции отменил его, постановив, что высказывания музыканта находятся в пределах свободы слова.

…Россиянам музыкант знаком по участию в фестивалях Юрия Башмета: в мае 2012 года он побывал в Ярославле, а в феврале этого года выступил в рамках Культурной олимпиады — VII Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи.

Международный фестиваль пианистов в Анталье проходит каждый год осенью. В XIV фестивале, состоявшемся с 8 по 30 ноября, приняли участие музыканты со всего мира, в том числе Владимир Спиваков и «Виртуозы Москвы».

И ещё важная информация от нас, стало известно, о большом желании выдающегося музыканта посетить в ближайшие годы тюркоязычные регионы Российской Федерации, в том числе город Казань.

Фазыл Сай также известен как страстный болельщик футбольного клуба "Фенербахче".

Материал подготовил Ринат Мухамадиев