Статьи

ИСТОРИЯ СЕЛА КРАСНЫЙ ОСТРОВ

ИСТОРИЯ СЕЛА КРАСНЫЙ ОСТРОВ

В последних числах минувшего 2023 года в Москве вышла в свет монументальная книга «Красный Остров и его история» (704 страницы текста с фотоиллюстрациями и приложениями), которая была подготовлена потомками красноостровцев разных поколений. Об этом издании рассказывает этнолог Хайретдинов Дамир Зинюрович, кандидат исторических наук, заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ по образованию и науке, автор предисловия к этой книге.



Книга по истории нижегородского села Красный Остров заполняет важную лакуну, имевшую место в историографии татаро-мишарских населённых пунктов региона. Это единственное татарское село в Сеченовском районе Нижегородской области, которое до ХХ века входило в Курмышский уезд Симбирской губернии. Архивные документы по истории Красного Острова – сами по себе не очень многочисленные – оказались разбросаны по архивохранилищам в Ульяновске, Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Арзамасе. Таким образом, требовалась длительная работа, чтобы обнаружить и свести воедино документы, проливающие свет на прошлое Красного Острова. Разумеется, эта работа далека от завершения, но на сегодня выполнен первый, прорывной шаг в этом направлении. Результат этого труда представлен на суд читателей.

На основании археологических находок, которые были сделаны совместной экспедицией ученых из Нижнего Новгорода и Казани в Пильненском и Сеченовском районах Нижегородчины в 2007–2008 гг., а также учёными из Татарстана в Пильненском районе в 2016 году, мы делаем вывод, что предки татар поселились на юго-востоке Нижегородской области в эпоху Золотой Орды. Возможно, со временем будут найдены доказательства того, что и в доордынский временной период здесь уже были поселения предков татар: волжских булгар, буртасов, можар, кипчаков. Разумеется, на мирную жизнь местных народов отрицательно влияли военные действия, в том числе между восточнославянскими и тюрко-татарскими государственными образованиями, между Золотой Ордой и армией среднеазиатского эмира Тамерлана, гражданские войны, а также эпидемии, климатические катастрофы и многое другое. Однако умеренный климат, наличие полноводных рек и чернозёмных земель, да и некоторая удалённость от крупных городов с их потенциальной конфликтогенностью сделали местность на юго-востоке нынешней Нижегородчины привлекательной для основания долговременных, стабильных поселений. К числу этих населённых пунктов принадлежит и Красный Остров.

Мы не знаем достоверно, когда и кем был основан Красный Остров. Совместная археологическая команда нижегородских и татарстанских учёных выявила следы крупного по площади ордынского поселения на месте соседнего села Мурзицы Сеченовского района. Это – первая подсказка для того, чтобы понять истоки изучаемого села. Вторая подсказка такова: в допетровскую эпоху Красный Остров входил в состав Алатырского уезда, который управлялся Приказом Казанского дворца, то есть территориально относился к Казанскому царству. Напомним, что Московское государство, начиная с эпохи Ивана Грозного и до правления Петра I, представляло собой монархическую унию (по типу нынешнего Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии) между великим княжеством Московским и тремя покорёнными татарскими государствами: Казанским, Астраханским и Сибирским царствами (ханствами). С одной стороны, границ между этими государственными образованиями в рамках единой Московской Руси фактически не осталось. Но, с другой стороны, они всё же существовали виртуально, юридически, так как прошлое административно-территориальное деление осталось почти без изменений вплоть до учреждения губерний в XVIII веке.

Итак, Красный Остров был основан на землях Золотой Орды, после распада которой данная местность вошла в состав Казанского ханства. Основатели этого ханства – изгнанный с престола в Сарае хан Улуг-Мухаммед и его сын Махмуд (первый казанский хан) в середине XV века несколько лет жили на землях Нижегородчины: в Старом Нижнем Новгороде и затем в районе Курмыша. Очевидно, что легенда, зафиксированная в летописи соседнего села Сафаджай (Красная Горка), о том, что оно основано именно в эти годы выходцами из-под Астрахани, имеет непосредственное отношение к орде хана Улуг-Мухаммеда. Далее эти земли вошли в состав Казанского ханства, а через сто лет в ходе военного противостояния Москвы и Казани были завоёваны Иваном IV. Тогда же, согласно зафиксированной генеалогом М.И. Ахметзяновым родословной, в Красный Остров (уже существовавший к тому времени, судя по контексту!) переселились сафаджайцы, бежавшие от нашествия войск Ивана Грозного во время его Казанского похода.

В начале XVII века в источниках, как определил доктор исторических наук С.Б. Сенюткин, в селе Красный Остров фиксируются неслужилые татары. Это – потомки того самого, первоначального населения. Далее к ним подселялись в несколько волн служилые татары – выходцы из-под Кадома и Темникова. Такова, в общих чертах, первоначальная история изучаемого села.

На рубеже XVIII–XIX веков Красный Остров представлял собой среднее по размерам село, по численности населения сопоставимое с Новым Мочалеем, но меньшее, нежели соседние сёла Сафаджай, Медяна, Рыбушкино, Петряксы. Мы можем предположить в этой связи, что здесь имелись значительные земельные угодья. Этим объясняется резкий рост численности населения в течение последующих 50 лет: к середине XIX века Красный Остров имел прирост населения в 128%, в то время как в Сафаджае численность увеличилась лишь на 78%. В среднем по татарским сёлам Нижегородской и Симбирской губерний, которые вошли в нынешнюю Нижегородскую область, прирост за этот период составлял 102% – то есть Красный Остров заметно опережал многих своих соседей по воспроизводству населения. Однако рано или поздно свободный земельный фонд должен был закончиться. В итоге мы видим, что в татарских сёлах Курмышского уезда активно развивается отходничество, зачастую вынужденный отъезд жителей для поиска заработка в крупных городах империи.

В частности, начиная с пореформенного времени, жители татарских сёл изучаемого региона заселяются в Москву. Так, в 1868 году здесь проживало более 230 выходцев из различных сёл данного региона – татарских мужчин (без жён и детей), которые были причислены к приходу Замоскворецкой мечети. Из них 14 человек являлись выходцами из Красного Острова, и они значатся в перечне основателей Второго мусульманского прихода Москвы в северных кварталах города. Впоследствии численность возрастёт в геометрической прогрессии и составит в 1914 году около 25 тысяч мусульман! В метрических книгах мечети Второго городского мусульманского прихода (ныне – Московская Соборная мечеть) мы видим, что не менее 70% прихожан являлись выходцами из сёл Нижегородской губернии и Курмышского уезда Симбирской губернии; при этом многие были уроженцами села Красный Остров и соседних с ним поселений. Их голос сыграл решающую роль, когда в 1914 году в условиях серьёзной конкуренции проходили выборы на должность имам-хатиба этой мечети. Благодаря голосам соплеменников, эту должность занял выходец из села Красный Остров Абдулвадуд Фаттахетдинов (1882–1954).

Из того же рода красноостровских имамов Фаттахетдиновых-Ахтямовых происходят ещё два видных религиозных деятеля: муэдзин и позднее имам-хатиб Соборной мечети Петрограда (Ленинграда) в 1914–1920 и в 1930-е гг. Ахтямов Самиулла Фаттяхович и имам Татарской мечети Ташкента в дореволюционный период Фаттахетдинов Махмуд (в разных документах: Мяйдут, Мафтут, Мир-Мухамед). Следовательно, в этих городах (а также в Московской и Ленинградской областях) также сложились крупные общины выходцев из Красного Острова, но эта тема требует отдельного исследования. Часть родословной Фаттахетдиновых-Ахтямовых совпадает с шаджара муллы мечети в деревне Мунтово Касимовского уезда Ибрагима Алтынбаева (1873–1951), который, согласно преданию, являлся сыном выходца из села Красный Остров. С его именем связано открытие в 1900 г. мектебе в Мунтове – одного из крупнейших духовно-просветительских центров касимовских татар, известного на всю Российскую империю. Например, в начале ХХ века там преподавал Закир Хади, видный татарский писатель и педагог.

Итак, даже на основе этой, весьма скупой информации, мы видим, что небольшое татарское село, ныне единственное в русскоязычном Сеченовском районе Нижегородчины, внесло весомый вклад в дело развития мусульманской религиозной и татарской национальной культуры в масштабах Российской империи. К сожалению, этот мирный и прогрессивный процесс был почти полностью уничтожен и обращён вспять во времена сталинизма. Поэтому сегодня мы можем гордиться мусульманскими и татарскими активистами – выходцами из села Красный Остров и их потомками, которые продолжают славное дело своих предков. Это Председатель ревизионной комиссии ДУМ РФ и директор медресе при Московской Соборной мечети Жафяр-хаджи Фейзрахманов, заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) Рафик Фаттахетдинов, начальник департамента безопасности ДУМ РФ и руководитель Протокола ДУМ РФ Динар Гайнетдинов, имам-хатиб Московской Соборной мечети Ислам Зарипов, сотрудник ДУМ РФ Амир Нежметдинов и его сын Рамиль, журналист, составитель и основной автор этой книги Гамэр Баутдинов, бывший многолетний председатель национально-культурного общества «Юлдаш» татарской общины Гатчинского района Ленинградской области Фаат Жалеев, мусульманский блогер, в прошлом заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан Рустам Батров, активист проекта оцифровки источников по истории нижегородских татар Лейла Арифулова и многие другие.

Любой труд, включая и данную книгу, не свободен от недостатков, а потому просим читателей отнестись к этому с пониманием. В то же время книга написана, в том числе и для критических отзывов, благодаря которым последующие переиздания станут более информативными и объективными. Уверен, что эта работа станет лишь прологом к более масштабным трудам по истории Красного Острова и нижегородских татар в целом.

PS. Презентация книги намечена на 3 февраля в Татарском культурном центре (Дом Асадуллаева).