Статьи

Свобода любит красоту, а красота – свободу…

Свобода любит красоту, а красота – свободу…


Певица революции Асия Измайлова


Это был 1989 год. Я, ульяновский тележурналист, позвонила ей в Москву, она согласилась на встречу и пригласила меня к себе домой. Удивила подвижность и улыбчивость сухонькой женщины. Они жили вместе с сестрой. Асия Сафиулловна легко, не задумываясь отвечала на вопросы, была чрезвычайно проста в общении и у меня осталась благодарность за то, что она впустила меня в историю своей большой жизни. Конечно, тогда рассказ о ней прозвучал на Ульяновском областном радио и телевидении, но дополнить его документальными материалами получилось только сейчас. Совсем недавно исполнилось 120 лет со дня рождения знаменитой татарской певицы и педагога Асии Измайловой.

Ася родилась 15 августа 1903 года в Симбирске. В семье Сафиуллы Измайлова было шестеро детей. Старший - Шакир, за ним пять девчонок, которые провели детство на городской тогда окраине в поселке Куликовка, дом 55. Отец - Сафиулла Измайлович, работал на паровой машине на крупной Лаишевской мельнице, в 1906 году перешел на завод Сусоколова и по характеристикам был всегда «старателен, работал с полным знанием дела...» И Шакир, и Асия получив школьное образование, пошли работать. Шакир - в железнодорожное депо, а Асия на суконную фабрику под Ишеевкой. Это был 1918 год, самый водоворот революционных событий, а ей всего 15.

Уже тогда было понятно, что в стороне она ни за что не останется. И вот перед нами мандат ВЛКСМ от января 1918 года. Из него понимаем, что А. Измайлова уже достаточно известна среди татарской молодёжи и делегируется на районную конференцию с правом решающего голоса. Надо отметить, что первые молодежные кружки - предтеча будущих комсомольских ячеек - появились в Симбирской губернии весной-летом 1917 года на суконных фабриках и в селах рядом с ними. Так, кружок под названием «Юность» возник на Ишеевской фабрике. И только осенью 1919 года был создан губернский Союз молодёжи. Юноши и девушки вели дежурство в госпиталях, боролись с неграмотностью, организовывали митинги и концерты.

Из интервью А.С. Измайловой. Москва, 1989 год:

«Мне ещё 17 лет не было, когда мы ездили по деревням и селениям губернии, провели губернский съезд женщин. Я до 1922 года была инструктором Женотдела. Зарплату в одном месте получаешь, а работаешь еще и инструктором (по делам национальностей – Р.В.) Отдела образования. Главной задачей, порученной мне, было создание трудовых советских школ. До этого татарские школы были «прогрессивные», в них преподавали письмо, географию, арифметику. А еще и Коран преподавали! К нашему удивлению и восторгу, когда мы вывесили на здании школы на ул. Миллионной объявление об открытии трудовой татарской советской школы, это объявление всем запомнилось, все захотели учиться. Народный отдел образования говорит, что надо еще школу открыть, на Куликовке. Пришло много детей и родителей. И снова в отделе образования и в женотделе говорят: «Ася, надо и третью школу открыть в Северном выгоне». Но ведь сколько педагогов надо! Так я весь 1919 год пробегала по ликвидации неграмотности».

Асие было интересно всё и она успевала всюду. Революция открыла перед девушкой новые горизонты. Позже она напишет: «Конечно, если бы не Октябрьская революция, я никогда бы не стала певицей, народной артисткой... До революции я не могла петь открыто. Однажды мне даже сделали грубое замечание за то, что я тихо напевала за станком. Но в нашей семье очень любили песню и пели, закрыв ставнями окна». В бурные, полные надежд первые годы советской власти, татары Симбирска сумели сохранить национальную библиотеку, школы и театральный коллектив, существовавшие еще до революции. Именно театр и сыграл в судьбе Асии заметную роль.

В 1917 году Симбирский театральный коллектив «Таң» («Заря») под руководством Бари Тарханова стал основой для нового рабочего коллектива, получившего название «Ирек» («Свобода»). Тематика, конечно, изменилась и национальные постановки стали агитировать за рабоче-крестьянскую власть, высмеивать кулаков. В труппе работали С. Булатов, братья Тенишевы, актрисы Х. Манеева, Х. Валихова, М. Фаткуллина. Здесь же начала выступать Асия Измайлова. Коллектив много ездил с концертами в татарские села, выступал перед красноармейцами. Ни одно торжественное событие в городе не обходилось без своих артистов. В 1920 году создается передвижная театральная труппа «Кызыл Йолдыз» при ГубОНО с репертуаром из революционных и классических пьес. Сборы от концертов шли на помощь школам, детдомам, обустройство клубов. В марте 1920 года в Симбирске на собрании красноармейцев присутствовал легендарный генерал-лейтенант, военкомбриг 1-й отдельной Приволжской стрелковой бригады Якуб Чанышев, которого покорили самодеятельные артисты. Позже он напишет: «Мы слушали в исполнении А. Измайловой татарские народные и революционные песни. Своим звучным голосом, словами и агитационными песнями Асия призывала и вдохновляла нас на смертный бой с врагами молодого советского государства».

С тех пор умение совмещать несколько дел одновременно станет в её жизни хорошей привычкой. Работая в народном образовании Асия прекрасно понимала, что ей самой необходимо учиться. В 1922 году в отделе образования произошла реорганизация и её должность инструктора сократили. Асия, не раздумывая, соглашается поехать на 1-месячные педагогические курсы в Москву. И не только. Вероятно, по совету брата, возглавлявшего Татарскую секцию при губкомнац, она получает направление в Московский университет трудящихся Востока. в 1923 году она студентка этого университета. В 1924 году Асия – уже студентка рабфака им. Н.И. Бухарина при 2 МГУ, располагавшемся на Остоженке. Неуёмная энергия позволяет ей и в Москве включиться в общественную жизнь. Её театральный опыт пригодился в создании Московского рабочего татарского театра, по договору она выступала как музыкальная героиня в спектаклях «Галиябану», «Казан сөлгесе», «Зәңгәр шәл». Она совмещает учёбу с агитационными концертами Наркомпроса, который командирует талантливую девушку то к рабочим Подмосковья, то к шахтёрам Донбасса, то на Турксиб. Кстати, с 1922 года её брат Шакир Измайлов также был направлен в Москву, работал секретарём Татаро-Башкирского бюро при ЦК РКП(б) и инструктором ВЦСПС.

Сама Асия Сафиулловна рассказывала, что только год обучалась в Москве педагогике, а «в 1924 году со мной познакомились уже как с певицей. Известна была тем, что пела я среди советских певцов. Первое гражданское радио было создано, меня пригласили с А. Неждановой и Н. Головановым принять участие в концерте. Это на Шаболовке первая станция тогда была. Люди уже начали принимать передачи на приёмниках и меня фактически уже знали, что есть такая певица из Симбирска». Радио в 1920-х было таким же технологическим прорывом, как нынешний интернет. В сентябре 1922 года «Известия» анонсировали первый в истории России радиоконцерт с участием артистов Большого театра и профессоров консерватории. В концерте пели Надежда Обухова, Антонина Нежданова, Ксения Держинская и др. В 1924 году радиопередачи всё ещё были удивительным событием. Но удивительно и то, что среди легендарных музыкантов тех лет мог звучать голос 21-летней самодеятельной артистки Асии Измайловой! А встреча с великой русской певицей А.В. Неждановой окончательно определила её судьбу. По совету Антонины Васильевны Асия стала учиться в музыкальном техникуме им. Н. Рубинштейна. В те годы для взрослых, поздно начавших учиться музыке, были организованы специальные курсы. После его окончания её пригласили в Московскую филармонию. Она действительно уже была известна по выступлениям на радио.

В 1925 году Шакир Измайлов назначается наркомом труда ТАССР и переезжает в Казань. Асия частенько приезжала в его семью и, конечно, выступала с концертами. Сохранились казанские афиши 1927 и 1929 годов, где имя Асии Измайловой выделено крупным шрифтом, а вместе с ней выступали популярные драматический артисты тех лет И. Илялов, А. Хисамов и Бари Тарханов. Ещё одна показательная деталь. В фондах Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ сохранилась граммофонная пластинка с записями татарских народных песен в исполнении Асии Измайловой. На одной её стороне татарская песня «Шам-Шариф», на другой «Аул-көе» («Деревенский напев»). Автор находки, известный певец Идрис Газиев, обращает внимание на тембр низкого голоса певицы (меццо-сопрано) и считает, что эти аудиодокументы А. Измайловой являются самыми первыми, сохранившимися на сегодняшний день, татарскими записями раннего советского периода и представляют историческую ценность. Затем фабрика звукозаписи «Грампласттрест» к 20-летию Октябрьской революции также включила в свой репертуарный план две татарские пластинки. Песню «Биби-Сара» исполнила А. Измайлова. В фондах радио в её исполнении существует и запись старинной песни «Сибелә чәчәк».

В 1928 году М. Горький путешествовал по Волге на пароходе «Урицкий». 3 августа на казанской пристани толпа людей устроила своему кумиру овацию. Он провёл в Казани два насыщенных дня. Писатель был участником многих встреч, а в Доме татарской культуры общался с местными писателями, журналистами и рабкорами. На встрече выступила и Асия Измайлова. Тогда красота голоса и глубина исполнения молодой певицы так взволновали писателя, что на титульном листе её «Альбома народных песен» Горький написал: «Свобода любит красоту, а красота – свободу!» Судьба подарила певице и встречу с А.В. Луначарским, который рекомендовал направить певицу в Москву для прослушивания и «использования в области радиовещания и этнографических концертов». Как видим, десятилетие 1920-х для девушки до краёв наполнено учёбой, работой, поездками, смелым поиском своего предназначения. Асия для окружающих была настоящим лозунгом, ярким примером того, как советская молодёжь должна участвовать в построении справедливого общества и могучего государства.

Настали изменения и в личной жизни. В 1927 году в Казани Шамиль Усманов (в прошлом красный комиссар, а теперь известный пролетарский писатель) возглавил строительство широковещательной радиостанции. 7 ноября татарское радио голосом Шамиля Усманова произнесло свои первые слова: «Казан сөйли!» — «Говорит Казань!» и поздравило радиослушателей с десятилетием Октября. Где познакомились Асия и Шамиль Усманов? Возможно, в Симбирске на концерте перед красноармейцами 1-ой отдельной Приволжской бригады, политкомиссаром которой он был, а возможно, через брата Шакира, с которым они вместе работали, но скорее всего, во время записей на казанском радио. Писатель Рафаэль Мустафин зафиксировал легенду, будто бы однажды Измайлова выступала перед курсантами в парке Аркадия, после которого они с Ш. Усмановым прогуливались по старым аллеям. Сияла луна, пели соловьи. И вдруг романтическую тишину нарушил звук выстрела и испуганный женский крик. Сбежавшиеся курсанты увидели, что их комиссар стягивает окровавленный сапог. Позднее Усманов признался другу, что выстрелил в ногу, чтобы доказать Асие свою любовь, в которую та не верила… Асия Сафиулловна никогда не акцентировала внимания на своей личной жизни и нам остаётся лишь тот факт, что в начале 1930-х они были женаты, а в 1935 году брак распался. Но остались документы Оперной студии, по которым А. Измайлову предлагалось исключить из числа студентов консерватории, как бывшую жену врага народа (Шамиля Усманова расстреляли в 1937). Она обвинялась в том, что поддерживает с ним связь, правда, дело закончилось строгим выговором. Позже несколько артистов татарского театра были названы врагами народа, репрессированы, в руках НКВД оказался и брат Асии Шакир - к тому времени сотрудник Наркомата иностранных дел, которого тоже расстреляли в Коммунарке в 1937 году. Этот факт в ее биографии долгое время мешал карьере, но талант и трудолюбие певицы все же победили.

В 30-е годы требовалось создание нового искусства - национального по форме и пролетарского по содержанию. В Татарской АССР задумались о создании национального академического Театра оперы и балета, как показателя высокого уровня республики. И здесь неоценимой стала помощь Московской консерватории, предоставившей и базу, и опыт преподавателей замечательной вокальной школы страны. Татарская Оперная студия стала второй национальной студией при МК – после Башкирской. А далее были Туркменская, Казахская, Киргизская, Узбекская… В 1934‑м на учёбу сюда командируют лучшие творческие силы, среди студентов уже блиставшие в республике Сара Садыкова, Мансур Музафаров и всеми любимый Салих Сайдашев… Возглавлял студию Хамид Тухватуллин, зав. учебной частью был композитор Джаудат Файзи, а литературной – Муса Джалиль. Финансирование студии шло от ТАССР. Это и приобретение инструментов, и ремонт общежития, и выплата стипендий, и зарплаты педагогов. Учащиеся были поделены на 5 категорий. Так, вокалистки Сара Садыкова и Асия Измайлова относились ко 2 категории и получали стипендию 550 рублей. А. Измайлова также получала 150 рублей за обучение на педагогическом отделении. Кроме этого ей поручили возглавить партийную организацию Оперной студии, как коммунисту с 1930 года.

В 1935 году отмечалось 15-летие образования ТАССР и студийцы выступали с отчётными концертами в Казани и в Москве. 6 июля в концерте в Большом зале консерватории выступала А. Измайлова с классическими произведениями и сочинениями татарских композиторов. Концерты показали возросшее мастерство А. Измайловой. Она исполнила произведения русских классиков и татарские народные песни. Звучание её голоса в процессе обучения стало более сильным, ярким и свободным. Однако, по мнению поэта Хасана Туфана, ей не удалось передать всю глубину татарских народных песен, таких как «Сибелә чәчәк» и «Шахта». Зато очень удались ей произведения русских классиков. В конце 1937 года руководитель вокального отделения консерватории Н. Райский дал заключение о студийцах. А. Измайловой было рекомендовано к выпускным экзаменам подготовить партии злой помещицы Бике из оперы «Качкын» и партию Ольги из «Евгения Онегина». В 1938 году Асия Измайлова получила свидетельство об окончании Оперной студии МК с отличием и «признана пригодной для оперной сцены на партии первого плана».

17 июня 1939 года в Казани оперой «Качкын» («Беглец») торжественно открылся Татарский государственный оперный театр. Это была первая опера Назиба Жиганова, подготовленная как дипломная работа к окончанию Московской консерватории. Она рассказывала о борьбе народа против крепостничества. Основной костяк оперной труппы составили выпускники татарской оперной студии при Московской консерватории. Вскоре исполнители главных ролей Галия Кайбицкая и Асия Измайлова были удостоены звания народных артисток ТАССР. В первые десятилетия театр полностью опирался на выпускников студии, все они стали его ведущими солистами. В 1939-1944 годы А.С. Измайлова - солистка Театра оперы и балета в Казани. Её основнами ролями стали Бадига («Галиябану» Музафарова), Майсара («Голубая шаль» Ключарёва), Бике («Качкын» Жиганова), Ольга («Евгений Онегин» Чайковского), Ксения («Борис Годунов» Мусоргского), Зибель («Фауст» Гуно) и др. Муса Джалиль специально переводил для певицы стихи арий и романсов зарубежной классики на татарский язык, а однажды подарил либретто оперы «Алтынчәч» с надписью: «Любимой певице, яркой звезде татарского искусства А. Измайловой в знак глубокого уважение и дружбы» (1941).

Мирный ход жизни был прерван войной. Асия не могла остаться в стороне, такой у нее характер. Сохранились командировочные удостоверения 1941-1942 гг. А.С. Измайловой - командира концертной бригады, в составе которой 13 музыкантов. Бригада направлялась концертами в различные части РККА, а также госпитали Казани. И, конечно, сохранились многочисленные благодарности и грамоты за образцовую работу. В 1944 году Асия Сафиулловна возвращается в Москву и до 1951 года руководит драматической татарской студией при ГИТИСе и Оперной татарской студией при Московской консерватории. Вновь училась в консерватории и сама, на этот раз экстерном по специальности «Сольное пение», а позже закончила аспирантуру. Темой её научной работы стали проблемы произношения в оперном пении.

А. С. Измайлова оставила служение в консерватории в звании доцента и в солидном 84-летнем возрасте. Безусловно, воспитала многих учеников, впоследствии известных вокалистов, лауреатов международных конкурсов, в частности, народную артистку РФ Надежду Красную и солистку Большого театра Наталью Ерасову. Её ученики, по сути и были её семьёй и детьми. Н. Красная рассказывала, что дом Асии Сафиулловны был и её домом. До самого своего ухода из жизни в январе 1993 года Асия Сафиулловна сохраняла бодрость и оптимизм, интерес к жизни, к профессии, к людям.

Насколько типичной была судьба симбирской девушки Асии для того времени? Похожих примеров, возможно, каждый из нас назовёт немало. Гораздо меньше успели прожить и сделать её близкие, не пережившие роковой 1937 год - брат и муж, и это тоже реальность тех лет. Сегодня для нас удивительной кажется непреклонная вера в революцию, в реализуемость самых смелых планов. Страна помогала совершать жизненные подвиги. Куда важнее было человеку моральное, чем материальное, удовлетворение - от того, что он работает для людей, участвует в важных делах ради благополучия большого государства.

Ульяновск-Москва