Уфимский дискуссионный клуб имени Марьям Султановой-Акчуриной хорошо известен в татарском мире. Регулярно проходят в клубе актуальные встречи с историками, этнографами, деятелями культуры и науки, посвященные разным сторонам жизни татар. Для столицы Башкортостана клуб стал авторитетным центром притяжения, площадкой диалога, просвещения, встреч представителей уфимской интеллигенции. В основе всего – труд известного общественного деятеля, подвижника татарской культуры Нафисы Акчуриной, собравшей единомышленников, подлинных соратников, не только сохраняющих в Уфе память о богатейшем татарском наследии, но и реализующих проекты по развитию татарской культуры в современном Башкортостане.
- Нафиса Файрузовна, расскажите пожалуйста об истории создания дискуссионного клуба имени Марьям Султановой.
- Меня часто спрашивают об истории создания клуба. А у этой истории есть и предыстория.
В одно время мы занимались укреплением краеведческого движения в Башкирии. Все основные, в том числе организационные конференции проходили в Уфе. Не жалею, что мы тратили ресурсы, а это и время, и финансы. Это просветительский проект. Краеведы - неутомимые борцы, фанаты своего дела.
Параллельно занимались ещё одним просветительским проектом «Татар кызы». Организовали качественные представления, основой которых являлась история. История нации, история её лидеров, её знаменитых личностей. О роли татарской женщины в татарском мире.
Все это были попытки прививать интерес и повышать значимость татарского языка и истории предков.
Как любой историк, я тоже не равнодушна к прошлому и настоящему татарского мира. Что-то надо было делать. Если уж втянулась, надо продолжать.
После долгих обсуждений, решили создать проект, где бы возобладала атмосфера демократии, но с элементами диктатуры порядка и честности. Что бы этот проект дал возможность желающим прикоснуться к татарской истории и культуре на условиях организаторов проекта. И что бы сам проект был бы примером благотворительности и просветительства.
Таким образом был создан дискуссионный клуб имени Марьям Султановой-Акчуриной - великой просветительницы и благотворительницы татарского мира начала XX века.
В начальной школе мы не имеем возможности основательно изучать свою историю. И в высшей школе аналогично. В нашем случае рядовой житель Уфы, независимо от национальности, получил возможность послушать лекции и посмотреть видеофильмы о своём прошлом и настоящем, о своих великих личностях, об искусстве, об истории музыки, о проблемах языка, имеет возможность присоединиться к экскурсиям, организуемым нами по историческим местам.
- Как и кем выбираются темы для заседаний клуба?
- В начале работы участники клуба сами читали лекции на актуальные темы. Конечно же в Башкортостане вопросы этничности всегда актуальны. И первая лекция в клубе была по теме этничности, читал её кандидат исторических наук, заведующий отделом этнополитологии Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН Ильдар Махмутович Габдрафиков. Вторую лекцию по проблемам языка читал заведующий этим же центром этнополитологии, доктор исторических наук Фаиль Габдуллович Сафин. По мере накопления опыта работы не равнодушные общему делу спикеры сами начали предлагать темы для лекций.
Лекция в нашем клубе может прозвучать на любом языке - на татарском, на русском, главное она должна быть одновременно академична, но и доступна слушателю. Для нас показательно, когда после лекции люди не хотят расходиться. Сейчас это происходит каждый раз. Клуб превращается в место встреч, в место отдыха и интеллектуального общения.
Спикеры клуба - академики, доктора, кандидаты наук. В основном профессура, наши уважаемые уфимские учёные и не только татары. Сотрудничаем с научными сотрудниками института истории имени Марджани АН РТ.
За шесть лет работы клуба прочитано более пятидесяти лекций. Не хотелось бы кого-либо выделить, все спикеры одинаково дороги нам. Но не могу умолчать, что нам оказал честь уважаемый академик РАН Роберт Искандерович Нигматулин.
Есть спикеры, которые стали чуть ли не штатными лекторами. Всегда благодарны народному артисту Татарстана и Башкортостана, заслуженному артисту России Идрису Мударисовичу Газиеву, профессору Уфимского института искусств, который подарил Клубу цикл лекций о дастанах и истории татарской музыки. С каждым спикером, кто был на наших встречах, мы продолжаем сотрудничать. Время идёт, появляется что-то новое, и мы встречаемся вновь и вновь.
Прошлый 2023 год Всемирный Конгресс татар объявил годом дастанов.
Тема интересная и актуальная. Но чтобы обсуждать дастаны, надо же иметь хотя бы какое-либо представление о них. Кроме мунаджатов и баитов услышанных от наших бабушек, мы ничего не знали. И вот собрались на чтение вслух дастана «Идегей». Своеобразная историческая реконструкция получилась. Примерно, как в меджлисах того времени, где акыны исполняли эти самые дастаны.
Собирались много раз, но дочитали дастан «Идегей», читали по очереди. Последнюю главу со слезами на глазах спел Идрис Газиев. Ибо последняя строка заканчивалась словами «Золотая распалась Орда».
Никто не ожидал такого эффекта. Это был потрясающий опыт, собираться, чтобы вслух читать книги! Впоследствии читали отрывки Кол Гали, «Сухейль и Гульдурсун» Сайфи Сараи.
Параллельно, для широкий публики Идрис Мударисович читал лекции на темы «Татар дастаннарын көйләп уку сәнгате», «Татар бәетләре: Мин әйтәм, ә сез тыңлагыз...».
Руководитель центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М. А. Усманова Института истории им Ш. Марджани АН РТ, наш земляк Ильнур Миргалеев просвещал нас по дастану «Идегей» с точки зрения исторической науки. Вот так прошёл год дастанов в Клубе Марьям Султановой-Акчуриной.
Удивило отношение Всемирного Конгресса татар к проведению Года дастанов, который он сам и объявил. Понимая значение изучения нашего нематериального культурного наследия мы составили Проект проведения Года дастанов и отправили в Конгресс. Конечно же, мы ожидали изучения и распространения опыта работы клуба в год дастанов и в других регионах. Реакции не было. Очень жаль…
В начале XXвека мир узнавал татар по татарским просветителям, благотворителям, просвещенному духовенству, учёным, политикам, не счесть их фамилий и имен. А мы чем прославимся - каз өмәсе, каз бәлеше, частушки, наша эстрада, Сабантуи?.. Возможно, что это тоже очень важно. Но, на наш взгляд, не главное. Мы же сегодня не «китаплы татар», как раньше.
- Кто составляет аудиторию клуба?
Это срез татарского населения Башкортостана, люди всех возрастов. Приходят и уфимцы, приезжают специально из районов Башкирии. Преподаватели школ, ученые, студенты, татарские активисты, краеведы, чиновники, люди творческих профессий. Уже давно сложился круг постоянных слушателей. Не могу похвастаться, что наша аудитория, это молодые люди. Средний возраст слушателей около пятидесяти лет. В этом нет ничего удивительного. Не секрет, что у большинства интерес к истории, к национальным вопросам приходит именно в этом возрасте. Тем не менее, в зависимости от темы и спикера, молодежь приходит.
- Расскажите подробнее об уфимской татарской интеллигенции, составляющей основу аудитории клуба
- Возможно волею судеб, возможно исторически, но так сложилось, что Уфа в период просветительского движения стала центром притяжения прогрессивных молодых людей. Этому отчасти способствовало учреждение первого в России Оренбургского духовного управления мусульман в Уфе в декабре 1789 году. Если посмотреть на деятельность муфтиев, начиная с М. Хусаинова, то можно заметить, что они становились своего рода духовными лидерами не только на религиозном поприще, но и активно занимались просвещением родного народа. Некоторые историки так и называют Духовное собрание «колыбелью татарской нации». Создание в 1906 году медресе «Галия» с новометодной программой обучения говорит о том, что Уфа – это место, где генерируются новые идеи, свежая энергия и прогресс. Находясь между Оренбургом, Сеитов посадом (Каргалой) и Казанью, Уфа даже географически благоприятствовала движению новых идей. К тому же в Уфимской губернии проживали многие из так называемых «чабаталы морзалар», а также татарских аристократов, утвержденных в дворянстве. Этот сословный фактор также имеет свою определяющую долю природы уфимской интеллигенции.
А современная уфимская татарская интеллигенция она разрозненная. Она держится в основном благодаря, последнему поколению татарских учёных, преподавателей и немногочисленных представителей культуры.
В рамках пятилетнего юбилея клуба мы в Уфе проводили Форум татарской молодёжи. Сложно было найти даже спикеров среди молодых из Уфы.
Уфимская татарская интеллигенция, к огромному сожалению, находится в процессе угасания. Чтобы завершить эту тему оптимистично, могу добавить, что татарскими учёными, талантливыми студентами, поэтами, артистами, певцами, просто мастерами своего дела, выходцами из Башкортостана, полнится и Казань, и Москва, и Петербург.
- Напомните пожалуйста о Марьям Султановой, чье имя носит дискуссионный клуб. О ее заслугах в просвещении и благотворительности, о ее доме в Уфе.
В Уфе, по улице Тукаева 33 стоит дом Марьям Тимербулатовны Акчуриной-Султановой (1859-1928) с вензелями «МС». Кирпичный дом был построен в конце XIX века, и является архитектурным памятником столицы Башкирии. Особняк подарил Марьям Султановой ее отец в качестве приданого. А вообще, в качестве приданого Тимербулат Акчурин, подарил ей два дома. Один по улице Спасская (ныне ул. Новомостовая), другой - на Воскресенской (ныне ул. Тукаева). Будучи невесткой муфтия М. Султанова, она вместе с мужем Арслан-Алием, тоже человек передовых взглядов, открыла в доме на Спасской улице приют для мусульманских девочек, где помимо образования, их обучали вязанию, шитью и кулинарии. Приют работал вплоть до 1920-х годов.
Меня всегда интересовали мотивы подвижничества, активной жизненной позиции Марьям Султановой. Она выпускница Казанской гимназии, названной в честь императрицы Марии Александровны, где учились дочери купцов, чиновников. По окончании гимназии выходит замуж за сына муфтия Султанова, и молодожёны переезжают жить в Уфу. Своих детей у супругов не было. Марьям Тимербулатовну, по всей видимости, не устраивала роль обычной домохозяйки, она решает посвятить жизнь служению народу. Благотворительность и просветительство для супругов Султановых носит, я бы сказала, мессианский характер, для них эти понятия становятся своеобразным кредо жизни, которому они остаются верны до конца. Уже в 1906 году М. Султанова становится учредителем и первым председателем Уфимского мусульманского дамского общества. Общество сыграло большую роль в духовном и социально-культурном развитии женщин того времени.
Марьям Султанова также совершила хадж. Умерла она в марте 1928 года в Москве и похоронена на Даниловском мусульманском кладбище. Я побывала на ее могиле. Рядом с ней похоронена Шифа Акчурина - младшая дочь Абдуллы Акчурина, которая приходится племянницей М. Султановой.
Сколько лет я мимо проезжала дом с вензелями, по молодости не обращая внимание на его историческое содержание. Когда узнали всю эту историю, решили, что наследие Султановой должно иметь продолжение. Оно не может уйти в историю, или растворится как прах, а должно жить как огонь! Не потому, что просто должно жить, а оно нам нужно, необходимо. Конечно, в соответствии требованиями времени, мы придумали новый формат. Так зародился дискуссионный клуб им. Марьям Султановой-Акчуриной.
Марьям Султанова тесно общалась с ученым, известным религиозным деятелем Ризой Фахретдином. Известно, ее покровительственное отношение к Заки Валиди, она выделила ему деньги на приобретение редких книг из Востока. И я осуществляю деятельность клуба благодаря своим единомышленникам, друзьям...