Статьи

Мелодии родного края

Один из ведущих художников Республики Татарстан и Российской Федерации Рабис Магалимович Саляхов своим самобытным и оригинальным творчеством внес значительный вклад в развитие национальных образов изобразительного искусства. Его произведения, исполненные на высоком профессиональном уровне, не оставляют никого равнодушным и привлекают особой глубиной и духовностью образов. Народный художник и заслуженный деятель искусств Республики Татарстан получил известность своими замечательными произведениями как в области станковой живописи и графики, так и в художественной керамике, монументально-декоративном искусстве, дизайне.

Будучи родом из деревни Старый Актау Буздякского района Башкортостана, Рабис Саляхов после окончания Уфимского училища искусств, переезжает в Татарстан и начинает свою деятельность в Елабуге. Отсюда его направляют в г. Менделеевск на керамическое производство химзавода им. Л.Я.Карпова, где он освоил технологии гончарного искусства. С 1985 года работает на Набережно-Челнинском участке Татарского художественного фонда. В 1990 переводится в Елабугу для организации творческих мастерских Союза художников РТ, в членство которого он вступает в 1994 году. Таким образом, свой творческий путь Рабис начинает в неразрывном единстве с организационной и общественной деятельностью в сфере одного из важнейших творческих союзов республики. Его первые произведения получили одобрительные отзывы, он стал известен как автор выставочных изделий - декоративных блюд, ваз, разнообразных сосудов, создававшихся из шамотной массы и гончарной глины: кувшины «Городище», «Майский вечер», «Архаика», «Курай», наборы и комплекты изделий «Суык су», «Болгар». Художник в основном использовал технику свободной лепки и восстановительный обжиг с использованием солей серебра и меди, глазури, цветной поливы. Особое место в творчестве Рабиса занимают созданные им настенные рельефы, объемные композиции, декоративные вазы в интерьерах общественных зданий - Дом культуры «Нефтяник» в Уфе, Родильный дом, Дом книги, детские сады, орнаментальные изразцы для фасада Соборной мечети в Елабуге.

С конца1980-х годов Рабис начинает плодотворно творить и в области станковой живописи. Его вдохновляет работа над сюжетно-тематическим жанром, в котором он находит для себя возможность глубоко осмыслить богатое творческое наследие татарского народа, погрузиться в образы татарской литературы, поэзии, фольклора. Для своих картин он выбирает соответствующий их содержанию художественный язык, в котором опирается на традиции татарского народного декоративного искусства, орнамент, колористическую и образную структуры, символику. В совокупности творческих методов и концептуальных идей рождаются неповторимый авторский стиль и изобразительная манера в передаче живописных образов. В самой общей характеристике его картин выявляются черты необычайно глубокой проникновенности художника в мир татарской истории, фольклора и поэзии. Об этом свидетельствуют такие его работы как «Старый город», «Чишмэ башы», «Япанчы. Страж степей», «Плач», «Яблоко царицы», серия работ для передвижной художественной выставки «Кочующие свитки. Хабар», серия полотен «Елабужская легенда», «Дала жыры», «Кызлар Тавы» и др.

Личностный и профессиональный рост художника происходят на глазах у многочисленных почитателей его таланта. Творчество Саляхова постепенно становится доступным и узнаваемым широкому кругу зрителей. Это произошло на фоне развернутых авторских персональных выставок в Казани и благодаря участию художника в крупных и престижных всероссийских и зарубежных экспозициях. В Казани Рабис сохранил свою самостоятельную творческую позицию и продолжил активную организационную деятельность в рамках творческого союза.

В новом эмоциональном и историческом пространстве города он открывает новую страницу своих художественных исканий. Саляхова интересует взаимосвязь наследия прошлого с современностью, единение разных творческих проявлений, формирующих духовность татарского народа, его идеалы, мировоззрение. Он создает масштабную серию картин – авторский цикл из 41 произведения станковой живописи, исполненных на холсте маслом, и десяти графических листов в технике карандаша и бумаги. Они объединены общей тематикой - «Милли көйләр эзеннән - Родные напевы».

В данной серии картин Рабис был увлечен идеей передачи одухотворенности народного мировосприятия через образный синтез живописи и музыки, через раскрытие души татарского народа, воплощенной в загадочном понятии «Моң». Он поставил своей целью передать его живописными средствами через зрительные образы и узнаваемые сюжеты. Разгадка к ним он нашел в символике народных легенд, в народных песнях, названия которых даны многим картинам данного цикла, например “Гөлҗамал”, “Уел”, “Уракчы кыз” и другие. Сказочные пейзажи картин с соответствующей им колористикой музыкальных по ритму и по орнаменталистике градаций цвета, ассоциативно передают пентатонику татарской музыки, воплощают в себе слияние фантазии и действительности, что было столь свойственно народному мироощущению. Художник опирается на колористическую и орнаментально- декоративную системы татарского искусства, образную символику фольклора. Каждая картина рождает у зрителя музыку в душе, плавным лирическим звукам соответствуют плавные формы фигур персонажей и окружающей среды, изображение узорных мотивов фона (как, например, на картине «Гөлҗамал») соответствует звуковой орнаменталистике старинных песен. Линии и формы изображений плавны и текучи как звуки татарской музыки, цветовые решения даны в приближенных колористических оттенках, без контрастов, с погружением в глубину цвета. Все это соответствует напевности, лирической задушевности народной песни. Передана и некая парадоксальность содержания, замеченная в словах к некоторым татарским песням. Она выражена автором и в парадоксальных визуальных образах, например, лисы, запрятанной в форме холма (в картине «Кызыл гына төлке», «Кара урман уртасында» и др.). Мягкие объемные формы, растительные образы, представленные как мотивы узора, переходящие друг в друга цветовые сочетания – все они ритмически повторяются в картинах как в мелодиях народных песен и в узорах орнамента.

Произведения художника завоевали популярность и запоминаются вдохновенными лирическими мотивами, в которых органично сплетаются реальность и мифы, повседневное житейское бытие и сказочные фантазии, современная действительность и народные легенды. Все они несут на себе печать высокого искусства, которое основано на традиционном мировосприятии татарского народа, его поэтическом и фольклорном наследии, образах исторического прошлого. Цикл картин «Милли көйләр эзеннән - Родные напевы» заслуженно представлено на соискание Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая.