В музее-заповеднике «Царицыно» проходит выставка «Город и промысел. Встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар». В экспозиции, посвященной татарским художественным промыслам и их эволюции в городской среде, представлено более 400 экспонатов: булгарское золото XII века, серебро эпохи Золотой Орды, предметы быта, одежда, обувь, книги и журналы конца XIX века и знаменитые казанские шамаили.
Выставка, созданная в партнерстве с Национальным музеем Республики Татарстан при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан и Департамента культуры Москвы, исследует историю народного искусства татар от Средних веков до нашего времени.
«Благодаря нашей коллекции, мы способны на достойном уровне поддержать многие выставочные проекты. А когда речь идет о национальной культуре, это становится для нас делом чести», – отметила на открытии генеральный директор Национального музея РТ Алиса Вяткина. Партнерами масштабного выставочного проекта также выступили Государственный исторический музей, Российский этнографический музей, Фонд имени Ш.Марджани и другие.
Главными героями проекта стали промыслы, перенесенные человеком из деревни в город.Экспозиция повествует о том, как кожаная мозаика и вышивка из кустарного производства превратились в художественную промышленность, ювелирное дело стало авторским искусством, а ткачество осталось частью деревенского уклада, не прижившись в городах.
Выставка открывается грандиозным по размеру войлочным триптихом «Сады вечности» казанской художницы Альфии Ильясовой. Он создан по мотивам молитвенного коврика «намазлык» начала XX века из собрания Национального музея Татарстана. Словно сказочной птице Умай портал приглашает нас в сказочный мир народного искусства, вобравшего себя труд и мудрость многих поколений татарского народа.
- На изготовление этого портала ушло 15 килограммов войлока и 5 месяцев работы, - рассказывает Альфия о своей работе. - Весь орнамент сделан вручную, причем для окрашивания панно я использовала исключительно растительные красители, которые изготавливала из рябины, чистотела, крапивы и марены. Некоторые элементы орнамента в большом увеличении повторяют знаменитую «ушковую» технику вышивки, которую испокон веков использовали татарские мастерицы.
Выставка занимает 10 залов Хлебного дома и продолжает серию проектов музея-заповедника «Царицыно», посвященных культуре мусульманских регионов России. Каждый из залов посвящен одному татарскому промыслу — от ювелирного искусства до кожаной мозаики, вышивки и шамаиля.
Зал «Миллет / Нация» рассказывает о богатом шумном городе конца XIX века. Среди многочисленных музейных экспонатов представлены часы с боем московской фирмы Моргуновых, с которыми связана забавная и поучительная история. Известно, что в традиционном татарском обществе домашнее музицирование практически было под запретом. Но состоятельные горожане, неравнодушные к миру музыки, нашли выход из ситуации. В их домах обычно висели сразу несколько часов, и все они показывали разное время. Делалось это для того, чтобы часы били поочередно и получался слаженный музыкальный ряд. Здесь же представлена кожаная мозаика Наили Кумысниковой. А в следующем зале «Сабырлык/Терпение» - помимо многочисленных головных уборов из музейных собраний, можно увидеть расшитые вручную бархатные калфаки нашей современницы художницы Луизы Фасхутдиновой.
Зал «Ана теле / Язык матери» посвящен тихой сельской культуре поволжских татар, детству, ткачеству и шитью. В одной из витрин этого зала можно увидеть замечательную скульптуру Ат (Лошадь) современного нижнекамского художника Ахсана Фатхутдинова из коллекции Фонда Марджани. Эта работа, выполненная с элементами пропильной резьбы, напоминает древние костяные образы тюркского мира и домонгольского булгарского искусства, уводя в неизведанный мир духов, оберегов и тотемов.
Зал «Гузеллек/Красота» знакомит с ювелирным искусством, прославившим татарских мастеров среди народов Поволжья и Средней Азии. А «Иман» посвящен вере, которая всегда была столпом самосознания татарского народа. Центральными экспонатами этого зала стали татарский шамаиль, литографии и картины на стекле религиозного характера начала XX века, а также работы современных художников, выполненные в той же технике.
Зал «Гыйлем/Знание» о знаменитых издателях и книготорговцах конца 19 в., таких как Шамсутдин Хусаинов и братья Каримовы. Невероятно интересна часть экспозиции, посвященной прогрессивной системе медресе, возникшей в татарской городской среде. Помимо предметов, куратор Ксения Паршина собрала для выставки коллекцию историй о татарах, живших на рубеже столетий.
В экспозиции также можно посмотреть видео участников творческой лаборатории, которая прошла летом в Казани под руководством визуального антрополога и медиахудожника Ксении Диодоровой, о татарском фольклоре и его влиянии на современную культуру.
Выставку сопровождает богатейшая параллельная программа. Уже состоялся концерт звезды мировой оперы Альбина Шагимуратовой. Впереди масса других концертов, лекций, творческих встреч, кураторских экскурсий, занятий по каллиграфии и вышивки. Выставка «Город и промысел. Встреча в Казани» и ивенты продлятся до 30 марта.