Статьи

Путешествие в деревню Андреевка

На недавней краеведческой конференции, проходившей в старинном Арзамасе, мне довелось выступить в этнографической секции с докладом, посвященным причудливой истории мечети татарской деревни Андреевка, расположенной в Сергачском районе Нижегородской области. Сейчас, когда почти в каждом татарском селении возрождены мечети, важно обратиться к сюжетам положения ислама в советское время, к редкому примеру официального существования мусульманской общины в большом колхозном селе.



На территории Горьковской области с послевоенных лет действовали 3 сельские мечети, возникшие на волне заметного изменения отношения государства к религии. Их количество не изменялось с конца 1940-х гг. Так в 1946 году открылись мечети в селе Андреевка (Мөтеравыл) и Ендовищи (Яндавишча), а в 1948 году – в Малом Рыбушкино (Аджа-аул; Кече Ырбишча). В 1950 году мусульмане в Горьком приобрели дом для совершения молитв, впоследствии зарегистрированный.

Упомянутые сельские мечети становились центрами религиозной жизни для жителей окрестных населенных пунктов, активно посещались, а их имамы – широко известны среди нижегородских татар. Так особую известность приобрел имам-хатыб мечети села Ендовище с 1972 года Абдул-Кадер (Абдулкадыр) Билялетдинов (1909–2004), обладавший большим авторитетом среди верующих. Все имамы Горьковской области были хорошо знакомы их земляку – одной из наиболее влиятельных фигур советского ислама, имам-хатыбу Московской Соборной мечети в 1964-86 гг. Ахметзяну Мустафину (1902-1986) – уроженцу сергачского села Шубино, ежегодно летом посещавшего родные края и оказывавшего этим общинам поддержку. В частности, в системе Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири существовала практика направления татарских студентов, обучавшихся в единственном в Советском Союзе медресе Мир-Араб в Бухаре, на практику в подобные сельские общины, где молодые имамы могли выступать с проповедями, тем самым укрепляя религиозность прихожан.

Деревянные здания всех трех мечетей – памятники татарской культовой архитектуры Нижегородчины, сохранились и сейчас. Наша поездка в татарское село Андреевка ставила целью изучение истории местной мечети, фиксацию имен имамов, служивших в ней в советское время. Еще до поездки нам было известно, что ныне мусульмане села Андреевка совершают молитвы в новой, кирпичной мечети, построенной в 1990-е гг. и расположенной на одном участке со старой, здание которой закрыто. Благодаря содействию заместителя руководителя Департамента культуры Духовного управления мусульман РФ Гузель Мубиновой удалось не только познакомиться с председателем местной религиозной организации Наилем Садековым (именно на основе интервью с ним и собран материал о послевоенной истории общины), но и увидеть интерьеры мечети. Большую помощь в работе нам оказала и книга «Из истории нижегородского татарского селения Андреевка-Метравыл», изданная в Нижнем Новгороде в 2017 году, подготовленная доктором исторических наук Ольгой Сенюткиной и известным религиозным деятелем Муниром хазратом Беюсовым.

До периода массового закрытия мечетей в татарских селах Горьковской области, в Андреевке действовало четыре мечети, расположенные в разных концах большого села и составлявшие разные общины-махалли. В 1937 году были репрессированы и расстреляны имамы трех из них - Алим Исхаков (1873-1937), служивший в первой соборной мечети (в центре села), а также Муртаза Юсипов (1880-1937) и Абдулкаюм Магжанов (1880-1937). Четвертый мулла села Магсум Шарипжанов находился в заключении на Соловках, но смог вернуться на родину. Мечети не действовали, в двух из них размещались детские ясли. Согласно сельскому преданию, минареты с них никто из местных жителей не решился разобрать, после чего были приглашены плотники-чуваши. Также, по распространённому в селе нарративу, соборную мечеть не разобрал и сохранил легендарный для Сергачского района председатель колхоза «Алга» Мустафа Саберович Саберов (1892-1970) – делегат XVIII съезда ВКП(б), депутат съездов Верховного Совета СССР, а главное – друг Валерия Чкалова, гостившего в Андреевке. Именно при Саберове мечеть вновь начала действовать.

К сожалению, не ясны мотивы того, почему в одном селе ходатайства жителей об открытии мечетей не утверждались властями, а в других (как например, в Андреевке) были успешно приняты – то есть мотивы послаблений политики по отношению к конкретным общинам. Так или иначе, Общество мусульман села Андреевка было зарегистрировано в январе 1946 года и ему было передано властями здание закрытой первой соборной мечети. Первым имамом, обустраивавшим вместе с односельчанами религиозную жизнь, стал вернувшийся из Соловецкого лагеря Магсум Шарипжанов. После него имамом стал Абдулджаббар хазрат, возглавлявший молитвы вплоть до своей смерти в 1953 году. Его сменил сын Магсума Шарипжанова Зинятулла Магсумов, имевший религиозное образование и обладавший авторитетом среди жителей Андреевки.

Здесь необходимо отметить, что короткий период отсутствия действовавшей мечети в Андреевке (с 1939 до 1946 года) не прервал традиций, знания обрядности, следования жителей села мусульманским нормам в повседневной жизни, тем более, что в годы Великой Отечественной войны отношение властей к религии стало ощутимо более терпимым. Еще сказывалось и влияние мусульманского образования, где все жители получили знания по основам ислама, учились читать и писать на арабице. Проводились мусульманские праздники, и особое значение в повседневной религиозности приобрела поминальная обрядность.

В феврале 1965 года имам-хатыбом мечети Андреевки становится брат Зинятуллы — Хужжатулла Магсумов, родившейся в 1901 году. Тогда скромная сельская мечеть смогла выйти из периода хрущевской антирелигиозной кампании, пик которой пришёлся на 1958-1964 гг. Именно в ходе этой кампании, вновь охватившей верующих, умер прежний мулла Зинятулла хазрат: в село приехали сотрудники районной администрации, сопровождаемые милиционером, чтобы поздравить его с праздником. Однако пожилой человек, испытавший репрессии, посчитал этот визит арестом и умер от инсульта.

С 1976 года имамом становится фронтовик, многолетний работник колхоза «Алга» Кашафулла Харрасов. Наиболее долгий период пришелся на служение Айси Сейфутдинова (1910-2003), возглавившего общину в 1980 году.

Надо отметить, что значительная часть уроженцев села Андреевка проживала в Москве, а также в Эстонии, где они фактически образовали в конце 1940-х гг. мусульманскую общину. В Эстонскую ССР, согласно сельским преданиям, уехало из Андреевки разными волнами около 100 семей. Приезжая в родное село летом, они посещали мечеть, общались с её имамами, активно совершали обряды. И хотя религиозная жизнь не прерывалась ни в одном из татарских сел Нижегородчины, где верующие собирались в избах или в постройках на кладбищах, сам факт существования открытой, официально действующей мечети выделял Андреевку.

Причудливая жизнь большого татарского советского села со школой, домом культуры, правлением колхоза-миллионера, партийной и комсомольской организациями, вбирала в себя и мечеть. Здесь сказывалась отмечавшаяся этнографами особая приверженность сергачских татар к религии, традиционному укладу, обрядности. Мечетью гордились, стремились сберечь, а ее имамы пользовались уважением у односельчан.

В месяц поста Рамадан здесь проводились особые таравих-намазы, на полуденные и пятничные намазы в мечети собиралось около 10-12 прихожан, а в праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам количество молящихся доходило и до 250 человек. Большую часть из них составляли пенсионеры (они же составляли и совет религиозного общества), поскольку факт присутствия на коллективной молитве людей молодого или среднего возраста мог иметь серьезные последствия. Имам Айся Сейфутдинов, как и его предшественники, обладал официальной регистрацией от уполномоченного по делам религии, а община находилась (как и все остальные мечети Горьковской области) в юрисдикции уфимского муфтията. Жители села поддерживали свою мечеть, вносили пожертвования, в месяц поста собирали чайный стол для стариков, собиравшихся каждый вечер на трапезу в мечеть.

Посещение молельного зала мечети словно перенесло нас в мир уже давно ушедшего советского ислама. Здесь еще можно обнаружить приметы жизни официальной мусульманской общины – бланк приходного кассового ордера, выдаваемой прихожанам после получения садака или лунный календарь на 1987-88 гг., издававшийся в Духовном управлении в Уфе, рассылавшийся по общинам, где указывались время молитв и наступления религиозных праздников. Сохранился и интерьер мечети, в частности, резные деревянные колонны молитвенного зала, оформление михраба, минарет с уцелевшими надписями поднимавшихся на него в 1940-50-е гг. сельчан. В 1970-е гг. в мечети был проведен ремонт и приобретены новые ковры.

В молитвенном зале находится и витрина, где хранилась копия Корана Османа, сделанная в Санкт-Петербурге в 1905 году с оригинала – вывезенной из Самарканда русской армией в 1868 году реликвии мусульманского мира. Подобные уникальные копии с хранившегося в Петербурге экземпляра фиксируются нами в мусульманской общине нижегородской деревни Ключище (Суыксу) Краснооктябрьского района, а также в Московской Соборной мечети, Музее истории религии и Петербургской мечети. Однако современное местонахождение экземпляра из села Андреевка, сберегавшегося все советские годы, неизвестно.

Мечеть была закрыта в начале 2000-х гг., когда уже функционировало новое здание, но пожилые прихожане не могли окончательно покинуть родной деревянный молитвенный зал. Как вспоминает имам Наиль Садеков, однажды в село приехал гость из татарской общины Финляндии. После молитвы, находясь у входа в зал, на него упала часть деревянной конструкции. Тяжелой травмы удалось избежать, однако совет общины с этого момента принял решение полностью перенести намазы в новую мечеть, а старую закрыть. Так она и остается закрытой в течение почти 20 лет.

Очень важно сберечь этот памятник архитектуры и истории.

Нижегородская область - Москва