Статьи

Наш Вуз славится кадрами…

Искусственный интеллект во благо образованию

Московский городской педагогический университет в следующем году планирует отметить свое 30-летие. Один из ведущих педагогических вузов нашей страны был создан в 1995 году и к настоящему времени стал ведущим учебно-научным комплексом столичной образовательной системы. За годы своего существования университет сформировался как многогранный вуз, который ведет подготовку не только учителей новой генерации для московского образования, но и других специалистов для экономики и социальной сферы: юристов, менеджеров, дизайнеров, психологов, социологов, госуправленцев, специалистов в области связей с общественностью и др. В университете обучается 20 тысяч студентов, более 1000 человек обучается в аспирантуре, докторантуре и системе соискательства. В состав университета входят 13 институтов, «Университетская школа МГПУ», Самарский филиал и дирекция образовательных программ.

Вуз всегда славился своими кадрами, уже сформированными научными школами, высокой квалификацией преподавателей. Среди них – проректор по цифровизации, кандидат технических наук Руслан Сулейманов.

Руслан родился в 1990 году, и его нынешняя работа в качестве проректора – свидетельство динамичной кадровой политики в московском образовании. В 2012 году он окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по направлению подготовки «Прикладная информатика (в экономике)». В 2021 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Интеграция цифровых интеграционных ресурсов в электронные библиотеки».

За время работы в Московском городском педагогическом университете Руслан Сулейманов руководил разработкой и внедрением ряда ключевых сервисов, автоматизирующих деятельность университета, например, личный кабинет студента, преподавателя и сотрудника, систему приемной комиссии; была разработана и готовится к внедрению система управления обучением. Памятной всем тревожной весной 2020 года МГПУ, как и другие учебные заведения страны, столкнулся с необходимостью перестройки практически всех ключевых процессов в связи с пандемией. Требовалось в предельно сжатые сроки обеспечить режим самоизоляции студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников, но при этом не допустить «разрывов» и снижения качества образования. Во многом под началом Руслана Сулейманова, вуз – большой и сложный организм, преодолел экстремальный период пандемии и временного ухода на дистанционное обучение.

Молодой ученый и управленец имеет несколько свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ. В настоящее время он активно занимается не только проектной, но и исследовательской деятельностью.

МГПУ давно работает на стыке образования и информационных технологий. Большинство выпускников вуза – будущие преподаватели, которые по определению должны выступать носителями самых современных знаний и навыков. Более того, постоянно нарастает конкуренция между высшими учебными заведениями, способными предоставить студентам возможность овладения компетенциями, которые будут пользоваться повышенным спросом в новом, цифровом мире. Не случайно МГПУ уверенно входит в число лучших вузов России по среднему баллу ЕГЭ.

Об искусственном интеллекте сейчас говорится очень много. Но чем он является с точки зрения специалиста в области организации образования, каковы его границы, пределы? Искусственный интеллект называют главной технологией ХХI века. Последний год показал, что возможности, которые ИИ открывает для человечества, для большинства сфер его деятельности, включая образование и науку, гораздо шире, чем предполагалось.

Какие перспективы открывает для высшего образования использование ИИ? Способствует ли эта технология усвоению знаний? Облегчит ли труд преподавателя? Как сформировать культуру осознанного понимания, что генеративные нейронные сети могут быть помощником в обучении, а не исполнителем или тем более заменителем участника образовательного процесса?

Об этом размышляет Руслан Сулейманов:

«Как педагогический университет, где готовят специалистов, которые будут учить детей и взрослых, мы понимали, что отказываться от использования этих технологий, тем более запрещать их, — непродуктивно. Необходимо научить правильно использовать эти инструменты, потому что в любом случае лучше, если педагог умеет это делать — эффективно и интересно для всех сторон образовательного процесса».

Напомним, недавно МГПУ официально разрешил своим студентам использовать искусственный интеллект и нейросети в подготовке курсовых и дипломных работ, но делать это максимально ответственно.

Проректор подчеркнул: «ответственное применение ИИ должно стать нормой. Вуз планирует тщательно анализировать использование нейросетей в учебе с оформлением всех необходимых ссылок и не допускать их некритичного использования. Когда мы вносили изменения в положения, в том числе о выпускных квалификационных работах, то прописали в них ключевые правила, соблюдения которых мы ожидаем от студентов при использовании новых систем.

Первое условие — мы разрешаем использовать большие языковые модели при выполнении заданий. Второе — студент должен самостоятельно проверять сгенерированную информацию: нет ли в ней фактических ошибок или галлюцинаций нейронной сети. Известны прецеденты, в том числе в судебной практике, когда пользователи ссылались на данные из сгенерированных GPT-чатом текстов, и в итоге выяснилось, что нейросеть формировала ответ, опираясь на несуществующие источники.

Третий ключевой фактор — мы написали методические рекомендации, как оформлять ссылки на подобные системы, на источники информации при формировании перечня используемой литературы.

При этих условиях использование такого формата оценки, как, например, эссе, которое может быть полностью сгенерировано искусственным интеллектом, нам кажется непродуктивным. Мы активно меняем методику оценки выполненных заданий и уходим от написания простых текстов в сторону кейсовой практики и защиты проектов. Подобные форматы помогут более достоверно оценивать знания студентов. Любой созданный текст надо уметь защитить перед критически настроенной аудиторией.

На мой взгляд, сейчас мы наблюдаем первый этап в освоении подобных систем. Очень многие воспринимают искусственный интеллект как аналог калькулятора, который нужен для решения простых конкретных задач: написать учебный план, проверить работу на ошибки, сделать суммаризацию по тексту или сформулировать выводы.

На следующем этапе искусственный интеллект может стать участником, субъектом образовательного процесса. Появление генеративных нейронных сетей может привести к тому, что у каждого студента будет цифровой персональный наставник, к которому можно обратиться с вопросом по образовательной программе или конкретному курсу. Искусственный интеллект сможет предложить альтернативные способы решения задачи или иной угол зрения на проблему. Так что, на мой взгляд, на креативность студентов будет напрямую влиять именно персонализация.

Продукт называется «Ассистент учителя», делает его СберОбразование. Разработка предполагает взаимодействие не с образовательной организацией, а напрямую с учителем. Педагог устанавливает себе на телефон или планшет приложение и с его помощью записывает свои занятия в аудиоформате. Приложение оценит речь преподавателя, извлечет из нее основные факты, покажет метрики. Например, насколько часто учитель обращался к ученикам, какие слова чаще всего использовал.

Если подключить к анализу видеозапись, что мы сейчас и делаем у себя в университете, то картина по итогам каждого занятия получится более полной. Исходя из этих данных, для педагога можно будет сформировать индивидуальный план развития, включающий рекомендации от искусственного интеллекта».

Интересно было узнать и о том, начиная с какого уровня, сотрудникам в университете, Вы считаете, важно уметь применять ИИ в работе?

Руслан Сулейманов:

«Мы недавно обсуждали этот вопрос и пришли к выводу, что не существует уровня, с которого нужно уметь использовать эти инструменты. Искусственный интеллект может использоваться даже при работе специалистов клининговой службы для автоматизированной оценки качества уборки помещений при помощи видеокамер.

В нашем университете ИИ применяется практически во всех сферах деятельности: с его помощью мы прогнозируем успеваемость студентов, собираем данные для рейтингования институтов. Уметь работать с этой технологией нужно всем уровням.

Параллельно с этим вести просветительскую деятельность, обучать сотрудников тому, как ИИ можно использовать с пользой и позитивом в своей работе. Думаю, это тоже снизит градус недоверия».

По словам Сулейманова, многие специалисты сегодня опасаются, что скоро их заменят роботы. Однако на самом деле будущее за теми, кто сможет эффективно интегрировать возможности ИИ в свою профессиональную деятельность.

«Задача университета - научить студентов применять технологии искусственного интеллекта, чтобы они были конкурентоспособными на рынке труда, - отметил Сулейманов. - МГПУ намерен и дальше активно внедрять современные цифровые инструменты в учебный процесс, чтобы выпускники могли уверенно ориентироваться в новых технологических трендах».

Сегодня, по мнению проректора, открываются принципиально новые возможности использования технологий ИИ в обучении. Одно из наиболее перспективных направлений - вопросы обратной связи и оценки знаний. Исследования в этой области активно ведутся во всем мире уже более 10 лет.

«Кроме того, цифровой помощник способен давать персональные рекомендации по выбору дисциплин, подбирать материал для решения учебных задач, приводить примеры и обеспечивать полноту возможных решений, участвовать в дебатах с учащимися, давать обратную связь по написанным работам и многое другое», - добавил проректор МГПУ.

Нейросети уже сейчас становятся массовым явлением. Вполне возможно, что через несколько лет дети будут использовать ИИ гораздо активнее, чем взрослые, которые не начали вовремя знакомиться с новой технологией. На образование это, конечно, тоже повлияет. Если домашнее задание можно выполнить с помощью нейросети за две минуты, значит, оно не очень хорошее. Сами задачи будут меняться, становиться более творческими — требовать от студентов и школьников анализа, использования разных источников, генерации гипотез и их проверки.

Некоторые школы и университеты уже начинают формировать политику насчет нейросетей.

И, конечно, вопрос к Руслану – о будущем педагогической профессии в связи с распространением искусственного интеллекта. В контексте нынешних технологических прогнозов насколько обосновано опасение, что искусственный интеллект заменит учителя и вытеснит его из школы?

«На мой взгляд, опасение необоснованное, потому что сфера образования всё-таки сильно завязана на общении людей, на межличностных взаимоотношениях. Однако отдельные функции, такие как генерация индивидуальных заданий, могут быть переданы искусственному интеллекту. Поэтому, с моей точки зрения, в средней и долгосрочной перспективе нейросеть, безусловно, не заменит учителя, но поможет снизить его нагрузку и автоматизировать некоторые виды его деятельности» - отметил Руслан Сулейманов.

Искусственный интеллект – это реальность или несбыточная мечта, помощник педагога или его конкурент? Какие подводные рифы таят в себе нейросети и почему без них нельзя обойтись в будущем? Все это покажет самое ближайшее время. В одном можно быть уверенными - московское образование и его флагман – МГПУ, будут использовать технические инновации лишь на пользу.

Подготовил Руслан Сакаев
2024-09-01 12:15