Статьи

Трудовая этика Ризаэтдина Фахретдина

Трудовая этика Ризаэтдина Фахретдина

Феномен бурного развития капитализма в татарском мусульманском обществе конца XIX – начала XX в. имеет многофакторные причины. Важное значение в этом процессе сыграло религиозно-идеологическое обоснование и пропаганда капиталистических отношений передовыми татарскими религиозными деятелями – джадидами, которые в своих морально-этических и богословско-правовых работах призывали к активной экономической и коммерческой деятельности, получению светского профильного образования, обосновывали допустимость кредитно-банковских отношений, а также рассматривали ряд других социально-экономических вопросов.

Яркий представитель татарского джадидизма – выдающийся религиозный деятель, историк и публицист Ризаэтдин Фахретдин (1858–1936), основные богословско-правовые и социально-экономические воззрения которого были представлены им в работах «Дини ва иджтима‘и мас’алалар» («Религиозные и общественные вопросы», 1914) и «Джавами‘ ал-калим шархе» («Комментарии к емким изречениям пророка Мухаммада», 1916) . И если в первой, по словам самого автора, описан «в большей степени теоретический материал», т. е. его богословско-правовая методология, то вторая представляет собой изложение взглядов Р. Фахретдина на различные социально-экономические и морально-нравственные проблемы российского мусульманского сообщества начала ХХ в., основанных на его интерпретации избранных им самим изречений пророка Мухаммада (мир ему).

В приводимом в конце книги авторском тематическом указателе можно выделить следующие темы, связанные с различными социально-экономическими вопросами: религия, ислам и экономика; богатство и бедность; расточительство и экономия, щедрость и скупость; торговля и торговцы, товарищества и процент; промышленность, ремесло и сельское хозяйство; долг и ростовщичество; обязательная и добровольная милостыни (зака̄т и с̣адак̣а), десятина (‘ушр); пожертвование и расходование (инфа̄к̣); благотворительные общества.

При этом в своих комментариях он делает основной упор не на богословско-правовые аспекты того или иного хадиса, а на его морально-нравственную составляющую, формулируя, таким образом, свое этическое учение в отношении труда и экономики. Представим его наиболее важные аспекты.

Во-первых, это – богословское обоснование экономической деятельности, провозглашение равнозначности богослужения и труда. Р. Фахретдин разоблачает стереотип о вторичности хозяйственной деятельности и приводит богословские доводы ее необходимости и благословенности. Он, по сути, провозглашает равнозначность между выполнением религиозных ритуалов и трудовой деятельностью в исламе. Богослов не отрицает всеобщей обязательности выполнения предписанных Кораном мусульманских постулатов, таких как пятикратная молитва или пост в месяц рамадан, но, говоря о дополнительных благодеяниях, относит к ним хозяйственную деятельность, приносящую пользу как самому человеку, так и всему обществу в целом.

Во-вторых, Р. Фахретдин пропагандирует положительный образ богатства – важнейший фактор развития активной экономической деятельности среди населения. По мнению богослова, надуманная доктрина восхваления бедности и порицания богатства стала причиной отставания мусульманского мира, привела его в состояние экономической, а, следовательно, и политической зависимости от стран Запада. Осуждение богатства и имущества шариатом, по его мнению, относится только к приобретенному посредством запретных и греховных действий, а в иных случаях оно не только не осуждается, но и восхваляется. Богослов также отмечает, что мусульмане должны стремиться к богатству и достижению высокого положения в обществе.

Значительное место в «Комментарии…» Р. Фахретдин уделяет вопросам трудовой деятельности отдельного верующего и мусульманского сообщества в целом. Опираясь на айаты и хадисы, он называет труд повелением Аллаха и считает его подлинным источником земного счастья для человека. Он также уделяет внимание вопросу важности учета продолжительности рабочего дня и распределения нагрузки, которые, по его мнению, влияют на производительность труда и здоровье человека. Он также указывает, что работа должна соответствовать желаниям индивида, но в любом случае каждый должен выполнять тот или иной умственный или физический труд.

Р. Фахретдин чётко разделяет дела религиозные и мирские, считая модернизацию и инновации в последних необходимостью. К ним он относит науку и образование, торговлю и производство, финансово-экономические отношения и др. Богослов призывает к принятию передового опыта немусульманских стран, переходу к современным формам хозяйствования, развитию промышленности и внедрению новых технологий во все отрасли экономики, в том числе и в торговлю. По его мнению, быть хорошим коммерсантом в современных условиях невозможно без знания маркетинга, бухгалтерского учёта и банковских операций, а также действующего законодательства, для чего даже торговцам необходимо заканчивать профессиональные учебные заведения. При этом он особо отмечает, что овладеть специальностью нужно не только мужчинам, но и женщинам.

Богослов также призывает расширять границы торговли, ехать в другие регионы и страны, в том числе и немусульманские. Он категорично критикует тех представителей мусульманского духовенства, которые запрещают вести торговые дела с иноверцами, посещать их страны. Без модернизации форм хозяйственной деятельности, внедрения в нее новых технологий и инноваций, расширения рынков сбыта, по мнению богослова, развитие мусульманского сообщества будет невозможно.

Среди различных отраслей экономики богослов отводит самое важное место сельскому хозяйству, называя его основополагающим для земного существования людей. При этом он призывает использовать научный подход, современные технологии и орудия труда в сельском хозяйстве для обеспечения конкурентоспособности.

В «Комментарии…», Р. Фахретдин также указывает на необходимость экономного и сбалансированного ведения хозяйства, отмечая, что данное положение является предписанием ислама, естественным Божественным законом, соблюдение которого служит залогом успеха и процветания.

Отмечая первостепенную обязанность обеспечения своей семьи, богослов положительно отзывается о благотворительных обществах, отмечает их важную роль в условиях современности. В создании подобных благотворительных организаций и активном участии в их работе мусульман богослов видит реальную возможность помочь нуждающимся. Он подчеркивает необходимость создания таких обществ, отмечая важность их государственной регистрации и организации работы в соответствии с действующим законодательством, ведением учета и отчетности.

При этом важнейшим направлением распределения милостыни, по мнению Р. Фахретдина, является поддержка и участие в общественно значимых проектах, необходимых для развития нации – строительство и содержание школ и медресе, ремесленных училищ и университетов, мечетей и больниц, мостов и дорог, а также развитие экономики и производства.

Для Р. Фахретдина нравственность – это основа исламской религии, в котором заключен главный принцип всех общественных отношений, в том числе и экономики. В одном из комментариев он отмечает, что в мусульманских первоисточниках нравственность упоминается гораздо чаще ритуалов. Именно в благонравии богослов видит основную причину прогресса и развития того или иного общества, а его деградация начинается с безнравственности. По его мнению, былые высоты исламской цивилизации в науке и экономике также являлись следствием морально-этического учения ислама.

Таким образом, сформулированное Р. Фахретдином на основе первоисточников ислама морально-этическое учение направлено на формирование «духа капитализма», при чем не традиционного капитализма, основанного на жажде наживы любой ценой, а, в определении М. Вебера, современного, который он считал его высшей формой. К его характерным особенностям немецкий социолог относил формирование у человека особого отношения к труду как к главному смыслу жизни, а также желание расширить и модернизировать производство, соблюдение морально-нравственных принципов при ведении бизнеса. Трудовая этика Р. Фахретдина, включила в себя все эти характеристики, т. е. формировало именно современный тип капитализма.

.Из книги «Теологические исследования ислама: корановедение, джадидоведение, бигиевистика». М., 2024.