Статьи

Ташкентские предки и московские тетушки

Три дочери Абубакира и Мунибы Хусаиновых: Нурания, Асия и Роза родились и выросли на улице Алмазар. Эта многокилометровая улица одноэтажного Ташкента вобрала в себя неимоверное количество кривых и узких переулков, пыльных проездов и сложных тупиков.

В Ташкенте до землетрясения 1966 года был еще район, который имел криминальную славу, она называлась Кашгарка, там испокон веков жили уйгуры, киргизы и даже китайцы, все они были выходцами из Кашгарии, южной части китайской провинции Синьцзян. В годы Великой Отечественной войны Кашгарку стали заселять эвакуированные еврейские семьи из Украины, Белоруссии, Москвы и других мест. На Кашгарке всегда хватало зажиточных и даже богатых семей. Но поверьте, по сравнению с многонациональным Алмазаром крутая и знаменитая Кашгарка была нищебродом. В неприметных, но уютных домах Алмазара «цеховик» Яков Абрамович жил рядом с многодетным Абдумалик-ока, скромным заведующим небольшого магазина «Продукты» на рынке Чорсу, а директор передовой фабрики трикотажных изделий Фуад абый соседствовал со скупщиком «вторсырья» паном Зигмундом из «западенцев», кореец Славик Ким, прекрасно говорящий на узбекском и татарском, всю весну и лето проводил на рисовых полях, а зимой не вылезал из «катранов» (нелегальные игорные дома), где проигрывал сотни тысяч рублей, заработанных на рисе и луке. Все вышеназванные джентльмены были богаче самого Корейко из «Золотого телёнка», они вели скромный и тихий образ жизни, не вызывая ненужного ажиотажа у соседей. Дядя Славик Ким, проигравший в середине шестидесятых несколько сот тысяч рублей картёжникам, через год он приехал в тот же катран, но уже не один, а с друзьями. Те следили, чтобы «партнёры» Славика Кима играли честно. Славик Ким выиграл сумму, гораздо превышающую прошлогодний проигрыш, и вернул долги дяде Яше и Фуаду абый.

Давно уже нет в Ташкенте района Кашгарка, она была разрушена во время землетрясения, а все здания и дома снесены. Вместо глинобитных домишек построили новые кварталы, да и от древнего, этнически разнообразного и многокилометрового Алмазара, помнившего цокот конницы самого Чингиз хана и жестокого Тимура хромого, а также грохот сапог солдат Ак Паши, как называли царского генерала Скобелева, завоевавшего Ташкент в 1865 году, остался всего лишь кусочек, что-то около полукилометра.

В девяностых снесли большую часть рынка Чорсу, а также прилегающие к нему улочки и переулки. Попал под снос и продуктовый магазин Абдумалика-ока, который еще с пятидесятых годов торговал оптом дефицитной российской мукой, сливочным маслом в коробках и другими продуктами. Склады для муки, сахара и морозильники для масла располагались в соседнем дворе частного дома. Сотрудник ОБХСС, он же дальний родственник Абдумалика, заранее предупреждал о грядущих проверках. Трикотажная фабрика — победительница многих социалистических соревнований под руководством директора Фуада абый, расположенная за городом, была приватизирована его сыновьями и одно время даже конкурировала с аналогичными турецкими фабриками, наводнившими Узбекистан. Но затем, по совету мудрого отца, сыновья продали фабрику, закупили оборудование в России и перестроились на работу с металлом, вот тут у них конкурентов было мало, и ребята заняли достойную нишу в этом бизнесе. Дети Абдумалика-ока, потомка богатых купцов из Коканда, в эти же годы открыли бутики и успешно привозили дорогие товары из Эмиратов. Но то, чем занимались подпольно Фуад абый и Абдумалик-ока в советское время, их дети уже не практикуют, а их отцы были партнёрами в области скупки и перепродажи золотых монет царской чеканки. Это была очень законспирированная сеть, в чем им помогал участковый Самат.

Если дети двух вышеназванных соседей и партнёров живут и работают в Ташкенте, то единственная дочь капитана Самата Ибрагимова уже давно является гражданкой Великобритании и живёт под Лондоном. Как уехала в девяностых после смерти отца, так больше и не приезжала в Ташкент. Превративший пункт «Вторсырья» в собственный Клондайк пан Казимир похоронен вместе с супругой в Ташкенте, а их две дочери растворились в узбекских и татарских семьях. Внуки и правнуки покойного католика Казимира являются мусульманами и вместе со взрослыми ходят по пятницам в мечеть.

А теперь вернёмся к московским тётушкам, выросшим на улице Алмазар в окружении многонациональных соседей.

На днях справили юбилей Нурании ханым, ей исполнилось девяносто лет, дай Аллах ей здоровья и долгих лет жизни, аминь. Все родственники и друзья тепло и сердечно поздравили юбиляра. Нурания апа - мудрая бабушка и советчица, поэтому сёстры, дети, внуки, племянники и другие близкие часто проведывают её, рассказывают о своих делах и делятся новостями. Именинница появилась на свет в столице Узбекистана и является четвёртым ребёнком в многодетной семье Абубакира и Мунибы Хусаиновых, выходцев из деревни Каменка, что неподалеку от Альметьевска, волею судеб оказавшихся в Ташкенте ещё в двадцатых годах прошлого столетия. В семье Хусаиновых было десять детей, но, к сожалению, двое из них умерли ещё в детстве. Нелёгкое детство Нурании пришлось на суровые годы Великой Отечественной войны. Ташкент был хлебным городом и находился глубоко в тылу, но простые горожане жили не сытно, как ошибочно полагают многие. На базарах было всё, но денег у абсолютного большинства людей не было. Многих жителей весной и летом выручали фруктовые деревья, растущие в парках, садах, на улицах, вдоль дорог, а осенью овощи, выращиваемые на загородных полях. Нурания училась в сорок второй школе имени В.И.Чапаева и занималась спортивной гимнастикой. Весёлая и общительная девушка всегда была в окружении подруг как в школе, так и в спорте.

С учёбой у Нурании был полный порядок, поэтому после школы она легко поступила в самый престижный институт Ташкента всех времён — медицинский (ТашМИ). Ближе к окончанию учёбы вышла замуж за Чиктая Сейфуллина, инженера-проектировщика, закончившего Ташкентский транспортный институт (ТИИТ). Будущий супруг жил в соседнем тупике на Алмазаре. Ухажёры роем вились вокруг Нурании, но она выбрала скромного инженера из очень интеллигентной семьи казанских татар, после раскулачивания бежавших в Ташкент. В Узбекистане, а в частности в Ташкенте, проживало и проживает очень много татарских семей. Часть из них попала в Ташкент ещё в средние века, они прибывали по торговым делам и оставались здесь, другие бежали от насильственной христианизации в имперские времена. А самая большая часть приехала в двадцатых-тридцатых годах прошлого столетия. Основных причин было две, раскулачивание и голодомор в Поволжье. Из-за голода в России появилось много беспризорных детей, которые сбегали из холодных и несытных детдомов в тёплый Ташкент. Сказать, что всех приезжих принимали с распростёртыми объятиями будет не совсем правдой, но по мере возможности беспризорных детей старались распределить по семьям.

Узбекский народ можно смело назвать самым гостеприимным, доброжелательным и милосердным на всём постсоветском пространстве, а к татарским семьям они относились вдвойне доброжелательно. Оба народа объединяет религия, схожие языки, традиции и обычаи. Татары искренне полюбили этот край и его жителей. Они придерживаются местных традиций, обычаев и в совершенстве разговаривают на узбекском, именно поэтому наибольший процент межнациональных браков зарегистрирован среди узбекского и татарского народов. Из татарских семей вышло много учителей, имамов, инженеров, учёных, врачей и чиновников высшего ранга. Татарское население дружелюбно относится ко всем национальностям, живущим в Ташкенте, а проживало их здесь в советские времена более ста тридцати. Да и сейчас их много, тем более что часть уехавших стала возвращаться назад в Узбекистан. Ведь суровая Россия оказалась мачехой к своему народу. Особенно много мытарств перенёс, да и сейчас переносит именно русский народ, им долго не предоставляли гражданство, много случаев отказа из-за какой-то мелочи.

Расскажу немного о своём детстве на Алмазаре, куда я часто приезжал к дедушке с бабушкой, где часто оставался на несколько дней и эти дни были настоящими праздниками, а венцом пребывания в доме дедушки был ночной сон на заднем сиденье новенького автомобиля «Москвич» дяди Ситдыка. Правда, он разрешал поспать всего пару часов, а потом будил меня, и я переходил на тахту, установленную в центре двора.

На Алмазаре дружно жили узбеки, татары, русские, евреи, армяне, корейцы, дагестанцы, немцы, восточные украинцы и семья «западенца» пана Казимира с супругой и двумя красивыми дочками, также имелось несколько дворов оседлых цыган, а одна американская семья, незнамо каким образом очутившаяся в Туркестане, жила в тупике из пяти дворов, где остальные четверо соседей американцев были татары. Напрочь обрусевшая американская семья тем не менее обучала двух соседских детей английскому, и один из этих детей по имени Ринат теперь живёт в Ирландии. Сами американцы как жили в Ташкенте, так и живут, как и многие другие представители разных национальностей, которые никуда не уехали в смутные девяностые. В советское время многие граждане, например, мордвины, чуваши, удмурты, карело-финны и марийцы уже изначально и во всех документах писались русскими. Многие хотели стать русскими. Жизнь в городе кипела, взрослые работали, молодежь училась, а дети, начиная с дошкольного возраста, всё своё время проводили на улице.

А когда наступало лето, вся детвора, живущая в тупиках Колючий, Малярный, проездах Киевский, Укчи и Хизматчи, ходила купаться на «Комсомольское озеро» или плескалась в огромных фонтанах на площади Хадра. Вожделенный кинотеатр «Родина», переименованный в «Ватан», находился неподалёку от фонтанов. А когда родители выделяли деньги на кино, то старшие по возрасту Анвар и Шухрат собрав у всех деньги, покупали в кассе билеты по десять копеек, при этом двух — трёх дошколят и первоклашек умудрялись провести бесплатно, дав уборщице, подслеповатой тёте Зумрад, десять копеек, и она впускала детей в зал через выходную дверь. Уборщица была соседкой по тупику и дополнительно торговала семечками, конфетами на палочке и штучными сигаретами. Естественно, что её услугами уже пользовались наши старшие товарищи Анвар и Шухрат, дымившие прямо в зале кинотеатра. На утреннем сеансе зал всегда был заполнен одними детьми, а дошколята сидели по двое на узких сиденьях, случалось, что и в проходах на полу. Вот так мы по несколько раз смотрели любимые фильмы с участием Раджа Капура о красивой любви и Павла Кадочникова про подвиг разведчика.

Если удавалось сэкономить двадцать-тридцать копеек на билетах, тогда Анвар и Шухрат покупали несколько брикетов мороженого. Вкусное молочное мороженое ели по очереди втроём и даже вчетвером, таким образом дети учились делиться, а не быть скрягами.

Со временем эти сопливые пацаны и девчата повзрослели, у них возникли свои интересы по месту учёбы, а потом и работы. Но хорошее отношение друг к другу, зацементированное горячей пылью жаркого Ташкента, ребята пронесли через всю жизнь. Практически все выросшие на Алмазаре, а в частности в тупике Колючий, с детства разговаривали на нескольких языках, в первую очередь на своём родном, а также на узбекском и русском, а многие мальчишки ещё знали разговорные идиш и татарский. Мой друг детства Натан Туревский, выросший в тупике Колючий и впоследствии ставший «цеховиком» (с ним и его младшим братом плаксой Моней мы делили одно мороженое на троих), а ныне пенсионер, живущий на Земле обетованной, всегда начинает разговор по телефону с приветствий на смеси татарского с узбекским. Вроде бы мелочь, а приятно, что человек не забывает разговорные навыки детства и помнит об Узбекистане. Мы с Натаном часто вспоминаем предводителей нашего «босоногого дворянства» татарина Анвара и узбека Шухрата, именно они следили на Комсомольском озере, чтобы мы не уплывали от берега, не отставали по дороге, утешали часто хныкающего Моню, а проголодавшись после купания, выпрашивали для нас горячие буханки на хлебозаводе, который находился рядом с озером. Анвар и Шухрат бесплатно проводили нас в кинотеатр, учили делиться мороженым, помогали залезать на бесхозные деревья, чтобы набрать черешни, персиков и т.д.. После окончания школы, наши предводители были призваны в армию, вернувшись Анвар работал электриком, а Шухрат водителем, женились, но, к сожалению, подсели на стакан. Очень жаль, что у этих умных и эрудированных ребят жизнь сложилась не совсем так, как они хотели. Ведь Анвар с детства мечтал стать летчиком и несколько лет после армии пытался пройти медкомиссию, но строгие врачи что-то нашли у него, несовместимое с профессией летчика. Насмотревшись фильмов с участием Юла Бриннера и Раджа Капура, Шухрат очень хотел стать актёром, но три года подряд проваливал вступительные экзамены в театральный институт, а потом плюнул на это дело. У хорошо поющего, играющего на гитаре и творческой натуры Шухрата старший брат был артистом балета, а после главным балетмейстером ташкентского ГАБТ. Скажу сразу, что несмотря на увлечение напитками, Анвар и Шухрат были очень порядочными людьми, преданными друзьями, заядлыми книгочеями, и до отъезда из Ташкента при встречах мы всегда тепло приветствовали друг друга и исключительно на узбекском.

Нурания с детства занималась гимнастикой, была стройной, гибкой и подтянутой. Тренеры прочили ей отличную спортивную карьеру, но девушка выбрала медицину. После свадьбы жили вместе с родителями мужа. Воспитанная, порядочная и отзывчивая Хадича ханым, которую любили все родственники, была отличной свекровью. А свёкор, умнейший и рафинированный интеллигент, офицер - фронтовик Гариф эфенди своей честностью и манерами настоящего аристократа был образцом не только для подрастающей молодёжи, но и для взрослых. Бабушка Хадича и дедушка Гариф обожали своих маленьких внуков Альфиру и Рустама, привили им любовь к национальной культуре, традициям, песням ,главное, родному татарскому языку.



После землетрясения 1966 года в Ташкент приехали строители со всех концов Советского Союза, но именно в это время Чиктая Сейфуллина пригласили на работу в Казань, город, в который мечтали вернуться его родители. Молодой инженер — проектировщик принял приглашение и спустя некоторое время вместе с родителями и семьёй убыл в столицу Татарстана. Но холодная, неухоженная, скуповатая на улыбки и где-то даже недобрая столица Татарской АССР тех лет разительно отличалась от гостеприимного, милосердного и красивого Ташкента. Прошло два года после переезда в Казань, но Сейфуллины никак не могли адаптироваться к жизни в ней и засобирались обратно. Однако судьба распорядилась по другому, талантливому инженеру Чиктаю Сейфуллину предложили хорошую должность в Госстрое РСФСР, он согласился и с семьёй переехал в Москву. Первое время они жили в подмосковной Ивантеевке, а через пару лет переехали в кооперативную квартиру в Москве. Родители Чиктая, пожив ещё несколько лет в Казани, сдали служебную квартиру сына и вернулись в Ташкент. Со временем Чиктая Сейфуллина повысили до руководителя проекта, а потом и отдела, у него начались длительные зарубежные командировки в Корею, Ливию, Кубу и другие страны. Естественно, что верная супруга всегда была рядом с ним, а детей оставляли на попечение родителей Чиктая. После возвращения из Кубы Нурания апа до самой пенсии работала терапевтом в больнице четвёртого Главного управления Минздрава СССР.

Меня всегда поражали романтические и по-юношески влюблённые отношения между Нураниёй и Чиктаем, которую они пронесли через всю жизнь. Приведу лишь один эпизод, это было во время очередных посиделок в гостеприимном доме Сейфуллиных, где после татарских и узбекских блюд и напитков, не буду называть каких, гости разомлели и стали потихонечку петь татарские песни, потом переключились на политику, а в это время Нурания и Чиктай незаметно вышли на лоджию и там целовались, как молодые влюблённые, а им было уже за семьдесят.

Подросли Альфира и Рустам, красавица дочь после окончания института вышла замуж за Наиля Иногамова, аспиранта физтеха из Ташкента. Наиль Алимович Иногамов - ныне крупный российский учёный, доктор физико-технических наук, член-корреспондент Российской академии наук, ведущий научный сотрудник Института теоретической физики имени Л.Д.Ландау РАН, автор более двухсот шестидесяти научных работ. Альфира и Наиль живут душа в душу так же, как их родители. Наиль родился в Ташкенте. Его отец Алим Ахунжанович Иногамов заведовал лабораторией высоких напряжений в Институте энергетики и автоматики Академии наук УзССР. Мама - Розия Галиевна Мукминова — выдающаяся советская учёная, доктор исторических наук, профессор. Она заведовала отделом Среднего Востока в Институте истории Академии наук Узбекистана. Розия Галиевна родилась в Казани, однако вследствие притеснений, вызванных прикреплением главе семьи ярлыка «лишенца», Мукминовы были вынуждены переехать в Коканд, позднее они перебрались в Ташкент. Розия Галиевна окончила школу в Ташкенте, поступила на исторический факультет ЛГУ, но началась война, и она вернулась в Ташкент, где продолжила учёбу в Среднеазиатском государственном университете. После его окончания она одной из первых поступила в аспирантуру Института археологии и истории Академии наук УзССР, а её кандидатская диссертация на тему «Борьба за Мавераннахр между Темуридами и Шейбанидами (К истории образования узбекского государства Шейбанидов)» является научным пособием не только для студентов.

Не зря Первый Секретарь ЦК КПСС Узбекистана Шараф Рашидович Рашидов часто говорил в своём кругу, что после тяжелых двадцатых-тридцатых годов практически весь генофонд Татарстана оказался в Узбекистане. А у самого Шарафа Рашидовича есть близкие родственники, женатые на татарских девушках. Кстати, в советское время, в аппаратах ЦК Компартии УзССР, Совета Министров, в Президиуме Верховного Совета УзССР и Академии наук, не говоря уже о республиканских министерствах, всегда работало много татар, причём на топ уровнях.

Рустам, сын Нурании и Чиктая, после окончания МАДИ работал старшим инженером испытателем, а затем начальником отдела на АЗЛК. К сожалению, умный, порядочный, с открытой душой, тонким чувством юмора и неимоверной любовью к путешествиям Рустам, скончался несколько лет тому назад из-за осложнений с сердцем. У него две красавицы дочери, а младшая Алсу является копией отца. Ещё раньше ушёл из жизни его отец Чиктай Гарифович Сейфуллин, мастер на все руки, он всегда помогал всей родне в вопросах переезда из квартиры на дачу, в покупке и сборке мебели, в установке новой сантехники, ремонте старой и в решении многих других бытовых проблем. Семья Сейфуллиных - единственная из нашей московской родни, чьи дети и внуки разговаривают на казанском диалекте родного языка и татарский дух, в хорошем смысле этого слова, у них в крови, начиная от народных традиций, любви к татарскому искусству, музыке, поэзии и, конечно же, кухне, и всё это благодаря родителям и бабушкам с дедушками. Скажу откровенно, что многие ветви татарской родни, живущие в Ташкенте уже в третьем поколении, обузбечились более чем на пятьдесят процентов.

Старший внук Нурании ханым Рашид, сын Альфиры и Наиля успешно заведует отделом в крупной автомобильной компании. А внучка Гулия окончила сложный «физтех» и работает в одной из госструктур. Подрастают правнуки, их у Нурании ханым уже четверо.

Вторая по старшинству московская тётя — Асия (это одно из любимых имён Пророка Мухамеда — Салляллаху Алейхи ва Саллям) окончила Ташкентский пединститут и вышла замуж за Рустама Бахито, выпускника Казанского авиационного института и аспиранта МАИ. Рустам Бахито вообще-то должен был носить фамилию Вахитов, но его отец полковник Усман Вахитов ещё в гражданскую войну, будучи мальчишкой, воевал в партизанском отряде на Украине, и командир отряда, не мудрствуя лукаво, переписал фамилию пацана на украинский лад и сделал из Вахитова — Бахито. Соответственно, все трое детей бравого полковника носили фамилию Бахито. Старший Рустам женился на Асие (которую часто зовут сокращённо Ася), и они переехали в Москву, через год родился сын Эрик. Некоторое время жили на съёмной квартире, затем переехали в Дубну, где работал Рустам, но вскоре купили малогабаритную двушку в Москве. Рустам защитил кандидатскую диссертацию, жизнь вроде бы начала входить в русло, но работа в Дубне, связанная с атомным реактором, отрицательно сказалась на его здоровье и накануне защиты докторской диссертации скончался. Асия больше не выходила замуж, вырастила хорошего и доброго сына, в этом ей помогали родители, родной брат Ситдык и другие родственники. Эрик женат, работает в частной фирме, у них с супругой Настей подрастает дочь Амина. А первая красавица Ташкента и Москвы Асия Бакировна Хусаинова всю жизнь проработала в Иностранной библиотеке, сначала библиотекарем, а затем заведующей сектором. После замужества Асия осталась на своей исконно татарской фамилии — Хусаинова. У весёлой и хлебосольной Асии останавливались все ташкентские родственники, она с удовольствием их принимала, возила по театрам, музеям и выставкам.



Роза Хусаинова — самая младшая дочь в семье. Её, как талантливую студентку и ленинскую стипендиатку, после первого курса химфака ТашГУ перевели на аналогичный факультет МГУ. После окончания университета с красным дипломом Розу оставили работать на кафедре, затем она училась в аспирантуре и защитила кандидатскую диссертацию. Роза Бакировна большая умница, заведует отделом в одной из многочисленных лабораторий МГУ.

Мужа Розы, Умара Айсина знала вся Москва. Широкая душа, гостеприимный хозяин, ценитель искусства Умар Айсин начинал работать помощником мясника на Центральном рынке, вечерами учился, получил высшее образование, защитил кандидатскую диссертацию и вырос до первого заместителя директора Института конъюнктуры и спроса Минторга России. К сожалению, Умар эфенди покинул этот мир совсем молодым. У Розы и Умара есть сын Тимур. Он фрилансер, работает в разных сферах и мастер на все руки.

До начала пандемии московские тёти часто ездили в современную, ухоженную и красивую столицу Татарстана. Они с удовольствием гуляли по городу, посещали театр имени Камала и концертные залы. Потом за ними приезжал родственник из Альметьевска и увозил к себе. Там сёстры жили в большом доме кузины Нуриасма абыстай, а после обязательно ездили в Каменку, родную деревню Хусаиновых. Ещё год тому назад в Каменке была жива-здорова Забира апа, родная племянница основателя рода Абубакира Хусаинова, которая вот-вот справит столетие, иншаллах.

Здесь, в столице также проживают другие представители рода Хусаиновых, например, Искандер Хайрутдинов, внук Музания ханым, старшей дочери Абубакира эфенди. Вот Искандер как раз попал под бюрократические жернова организаций, связанных с предоставлением российского гражданства. Ему помогла тетя Альфия, сестра его отца, чья мама София в девичестве жила в татарской деревне в Мордовии. Альфия всегда поддерживала связь с родственниками из татарской деревни, и те помогли молодому парню в оформлении гражданства. Дедушка Искандера по отцовской линии - Харис Хайрутдинов был легендарной личностью Ташкента. Он доктор биологических наук и до самой кончины работал заместителем директора Института зоологии и паразитологии АН УзССР. Очень интересна судьба этого узбекского учёного татарского происхождения, в чьей жизни было много тяжких моментов. Харис родился неподалеку от Казани и был сыном имама Хайрутдина из знаменитого рода иранского богослова Саида, который очень давно обосновался в Татарстане. Когда Харису исполнилось два года, его отец неожиданно скончался. Время было тяжёлое и голодное, поэтому мать отдала мальчика в детдом. Когда Харис немного подрос, он сбежал оттуда и уехал в Ташкент. Там он беспризорничал с такими же мальцами и жил прямо на улице, где его подобрала и воспитала узбекская семья. Уже в пятнадцать лет талантливый и любознательный Харис начал подрабатывать учителем в школе. Он знал арабский, фарси, узбекский, татарский и русский.

Харис – беспризорник, сбежавший из Казани, получил высшее образование, стал известным учёным в Ташкенте, благодаря узбекской семье, приютившей и воспитавшей его. Его внук Искандер наконец получил долгожданный российский паспорт. В Москве Искандер поступил в ВУЗ, получил высшее образование, встретил красивую, с добрым характером и ,самое главное, умную девушку Динару и женился на ней. У Искандера и Динары, альхамдулиллах, все хорошо, у них двое детей, сын Рафаэль и дочь Алина. Искандер, естественно, помогает своей любимой маме, живущей в Ташкенте и не желающей никуда переезжать.

Оба супруга работают, а заботливые родители Динары смотрят за детьми. Парню определённо повезло с женой и её родителями, Искандер это ценит и всегда подчёркивает своё уважение к ним. А самое главное, что они с Динарой любят друг друга.

Внучка другой ташкентской тёти Фидании ханым - Гульфия живёт с сыном Умидом и дочерью Алиной.

После 1991 года многие родственники, как со стороны Абубакира Хусаинова, так и со стороны его зятьёв переехали в Россию. Но все они носят другие фамилии, а вот Оскар и Анвар, правнуки и прямые потомки Абубакира и Мунибы Хусаиновых, дети Рустама и Гульнары Хусаиновых, являются носителями фамилии, гордостью мамы, бабушки Флюры ханым и всех остальных родственников. Умные, интеллигентные и уважительные к старшим ребята часто приезжают в Ташкент проведать бабушку, тётушек Фариду и Динару — родных сестёр покойного отца. Весёлая, общительная и харизматичная Фарида является любимицей не только племянников, но и всего клана Хусаиновых. Все они делятся с ней секретами, советуются. Бабушка Флюра уже давно на пенсии, но иногда нет-нет, да и тряхнёт стариной и приготовит изумительные вак балиши или торт «Медовик». Её старшая дочь Динара работает врачом и замужем за Эркином Курмаевым, у них сын Самир, который живёт в Москве и продолжает род известных, уважаемых и богатых ташкентских татар Курмаевых. Отец Самира — Эркин Курмаев востоковед, работал за рубежом, сейчас занимается бизнесом. Жаль, что любимый всеми родственниками Ситдык Абубакирович Хусаинов и его единственный сын Рустам, не дожили до этих дней.



P.S. Благодаря энергии подвижниц, чтящих всё татарское, таких, как сёстры Нурания, Асия и Роза, даже несмотря на огромные расстояния Москвы, родственники с удовольствием ходят на спектакли гастролирующих в Москве татарских театров и певцов, часто собираются вместе за столом, наслаждаются национальными блюда, а после чая с чак-чаком, мёдом и вареньями раскрываются чакры истинного татарина, и душа требует задушевных песен, которые пели их родители, бабушки с дедушками и другие родственники.

Уверен, что в каждом татарском клане, живущих в Москве, не перевелись такие люди, как сёстры Хусаиновы, объединяющие своих родственников.