Статьи

Жизнь, отданная театру…

Кумысников Халит Латфуллович - режиссер, педагог, театровед, заслуженный деятель искусств ТАССР, кандидат искусствоведения.
Театр — удивительное учреждение. Хороший спектакль будоражит сердца зрителей, заставляет их плакать или смеяться, но никогда не оставляет равнодушными. Эти чувства мгновенно передаются актёру, и он, чувствуя доброе расположение зрителей, обретает ни с чем не сравнимую радость и создаёт на сцене подлинное произведение искусства.
Но актёр испытывает не только радость успеха, но переживает ещё и горечь неудач. Сцена, эпизод, которые он хотел сыграть особенно ярко и колоритно, — не удались! И тогда начинается мучительный поиск наиболее выразительных средств именно неудавшейся сцены в спектакле. Бессонные ночи, бесконечные репетиции приводят актёра к воплощению своего замысла. И так от роли к роли, от спектакля к спектаклю… От безумной радости к полному отчаянию, при которых одно чувство сменяется другим, когда каждый актёр одновременно переживает свою безмерную одарённость и в то же время полную свою непригодность к сцене.
Всё это определяет жизнь талантливого актёра. И такой актер, испытывающий радость успеха и горечь провала, не кичится и не падает духом, а продолжает работать над собой, мужественно преодолевая мучительные психологические переживания.
Человек, однажды заразившийся искусством театра, остаётся верным ему всю свою жизнь. Именно к таким людям относится Хидаят Айниатуллович Султанов, посвятивший себя театру и более полувека бескорыстно живущий искусством. Театр для него — источник жизни, радости и счастья. Живя в волшебном мире театрального искусства, Хидаят Султанов никогда не изменял своему призванию, а всегда находил возможность ярче проявить себя на сценических подмостках.
Театр для Хидаята Султанова — загадка! Он манит к себе таинственностью и необычностью. Поэтому этот актёр, живущий романтическими порывами, всегда духовно приподнят, необычен, не похож на других. Он не обыватель, и проза жизни его никогда не устраивала своей обыденностью.
— То ли дело, — думал актёр, — изображать разных людей и действовать так, как угодно душе, согласно своему воображению и фантазии.
Жизнь, отданная сцене, — ещё раз можно повторить о Хидаяте Айниатулловиче Султанове.
Около пятидесяти лет я изучаю, слежу за творчеством, жизнью Султанова и всегда восхищаюсь его постоянным оптимизмом. Ведь наряду с моментами радости в жизни у Султанова бывали и невзгоды. Но Хидаят Айниатуллович не считал нужным оповещать окружающих о своём горе или несчастии: на людях оставался весёлым и задорным. Он обретал чувства своих товарищей и поэтому никогда ни на что не жаловался, не унижался с какой-нибудь просьбой.
Но, добиваясь справедливости, Султанов мог выступить в защиту того или иного актёра, но сам никогда не просил кого-либо заступиться за себя самого: считал это унизительным.
«Но если кто-то считает, что со мною обошлись несправедливо, — думал Хидаят Айниатуллович, — то пусть тот и скажет открыто сам, без лишних напоминаний». А сам Султанов всегда оберегал своих друзей. Некогда член коммунистической партии, Хидаят Султанов часто выступал на собраниях с резкой критикой отдельных руководителей и некоторых порядков в области культуры, ни перед кем не заискивал, всегда говорил правду.
Честность и решительность, внушённые ему родителями с детства, сохранились у Султанова по сей день. Вот почему он, верный ученик талантливого педагога и режиссёра Гумера Исмагилова, изгнанного в злосчастном тридцать седьмом из театра как враг народа, никогда не предавал его и всегда говорил о нём с любовью и волнением. А сохранить верность к изгнанному и всеми преследуемому учителю — безусловно, великое чувство подлинного мужества.
Хидаят Султанов всю свою жизнь сохранял уважение и верность национальным традициям татарского народа, своим учителям и друзьям, как и любимому театру.
Искусство для него всегда оставалось ценностью вне пространства и времени, ибо подлинное творчество есть отречение от будничных, мелких интересов. Он, как актёр, старался по мере возможности проникнуть в тайну человеческого бытия, искал ключ в душевное подполье образа. Способность актёра вживаться в чужой мир продлевала и продлевает ему жизнь.
В ноябре 1995 года Хидаяту Айниатулловичу Султанову, признанному актёру, исполняется 80 лет. А он по-прежнему властвует на сцене. Это поистине великое счастье, недоступное многим.
Жизнь Хидаята Айниатулловича в театре разнообразна и плодотворна. Кроме актёрской профессии, он овладел искусством режиссуры и поставил интересные спектакли в Народном театре, им же созданном. Хидаят Султанов перевёл немало пьес с азербайджанского на татарский язык, поставленных на сценах самодеятельных и профессиональных театров. Но для полного освещения драматургического и режиссёрского искусства народного артиста Татарстана Хидаята Султанова нужны новые труды, которыми займутся другие исследователи.
Казань, 1995 год
От редакции:
Народный артист ТАССР Султанов Хидаят Айниятуллович родился 30 ноября 1915 года в деревне Тат.Уби Дрожжановского района Татарстана. В 1937 году окончил Татарский театральный техникум и начал работать в Ташкентском, в 1940 году в Янаульском татарском театрах.
В сентябре 1940 года был призван в армию. Прошел всю войну с первого до последнего дня. Войну закончил в Германии около Магдебурга, пройдя путь от солдата-артиллериста до гвардии старшего лейтенанта. Демобилизован в октябре 1946 года.
Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью Г. Жукова и др.
После демобилизации вернулся в Баку. C 1947 года служил в труппе Татарского академического театра.