Статьи

Феномен или случайность…

Фирдаус Калимуллина, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ

К этой теме я пришла при подготовке иллюстрированных энциклопедических справочников «Татары Казахстана», которые были изданы Институтом татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ в 2016 и в 2017 годах.

А весной этого года в Казань во главе казахстанской делегации приезжал известный государственный и общественный деятель, дипломат, культуролог Мурат Ауэзов. В нашем городе была презентована книга произведений его отца – Мухтара Ауэзова в татарском переводе. Следует подчеркнуть, что его мать – Фатима Габитова была татаркой, и он с гордостью об этом говорил.

При рассмотрении истории Казахстана бросается в глаза весьма любопытное явление – женами и матерями многих видных казахов являются татарки. Кто же были эти женщины, чьи имена, возможно, не столь часто упоминавшихся в историографии, не занимавших особо важных постов, но, своим присутствием и заботой, просвещенностью и идейной поддержкой сумевших вдохновить на великие дела своих мужей – видных казахов, а также воспитать детей, которые получили всемирное признание? С читателями «Татарского мира» я бы хотела поделиться своими наблюдениями по этому вопросу.



Татары расселены по всему миру, и в каждом уголке Земного шара можно встретить татарскую общину. Одной из стран, где татары проживают в наибольшем количестве, является Республика Казахстан. По итогам Национальной переписи населения 2021 года татар в Казахстане 218 653 человека. После долгой постсоветской тенденции к уменьшению, в отрезке между двумя последними переписями населения (2009–2021 гг.) число татар в Казахстане выросло на 7,1%.

Со времен первых переселенцев татары активно и органично вошли в жизнь казахов, проявили себя во всех важных направлениях жизнедеятельности – экономике и торговле, науке и просвещении, культуре и искусстве. Можно перечислить множество имен, которые внесли и вносят важный вклад в развитие Казахстана, российско-казахстанские взаимоотношения. То явление, что женами и матерями многих видных казахов являются татарки, упоминается многими, но остается малоизученной темой. В современной казахской историографии признается значительный вклад татарских женщин в развитие казахстанского общества. В частности, в 2022 г. в «Вестнике Кокшетауского книверситета им. Ш.Уалиханова» вышла объемная статья казахских исследователей Гарифоллы и Айнагул Абылкасовых, в которой татарки признаны почетными личностями казахской нации.

Наибольшее освещение в историографии получила биография ханши Фатимы (1809–1845), жены хана Букеевской Орды Джангира (1801–1845). Она родилась в Уфе, являлась дочерью муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаметжана Хусаинова. До замужества получила европейское образование, в совершенстве знала русский и некоторые иностранные языки. В 1824 г. Фатима вышла замуж за казахского хана третьей женой. Напомним, что Букеевская Орда — казахское полуавтономное государственное образование и ханство в составе Российской империи, существовавшее в 1801—1845 гг. в междуречье Урала и Волги, созданное по решению императора Павла I, который в 1801 году дал своё соизволение пяти тысячам семей из Младшего жуза переселиться из-за реки Урал на российские земли.

Известно, что именно Фатима стала значимой женой, обладавшей огромным влиянием на своего мужа. По мнению некоторых историков, Фатима поспособствовала тому, что у Джангира возникла идея перехода к оседлой жизни. Джангир построил новый дом в урочище Жаскус, где основал новую Ханскую Ставку, которая в дальнейшем получила название – город Урда. В Ставке были построены ханский дворец, дома казахской знати, приезжих татарских купцов, мулл и работников ханской канцелярии. Известно, что ханша покровительствовала татарам. Под влиянием татар в Урде возникла традиция пить чай, заметно изменился облик женской одежды, наряды представляли собой нечто среднее между татарским и русским одеянием. Фатима обладала развитым эстетическим вкусом и природным обаянием, что позволили ей завоевать любовь и уважение местного населения.

Фатима сопровождала своего мужа во время всех важных приемов, так, например, в 1826 г. они были приглашены в Москву на коронацию императора Николая I. На торжественном балу во дворце Фатима удостоилась танца с императором. На заданный Николаем I вопрос, не лучше ли для нее быть в Москве, нежели в степи, она ответила: «Государь, здесь все хорошо и превосходно, но для всякого, где кто родился, там и жить, кажется, всего лучше». Своим остроумием и высоким светским воспитанием она смогла завоевать уважение как лично Николая I, так и императорского двора. В дальнейшем Фатима вместе с мужем пользовалась благосклонностью императорского дома. Ханская чета в 1826 г. также посетила Казань. Здесь они общались с семьей профессора Казанского университета Карла Фукса. Впечатленный встречей с Фатимой, Фукс дал высокую оценку ее манерам общения и стилю одежды.

Под влиянием жены Джангир пригласил в Орду более 150 татарских мулл. В этот период в Букеевской орде были открыты 55 мусульманских школ, где обучались 1300 учеников. В 1841 г. была создана первая русская школа. Фатима добилась, чтобы в школах учились и девочки. В том же году в Ханской Ставке стараниями Джангира и Фатимы была открыта первая светская общеобразовательная школа, где обучение велось на татарском языке.

У Фатимы и Джангира было семеро детей: четыре сына и три дочери. Об их любви ходили легенды. Например, Джангир хан якобы создал для своей любимой жены озеро. Люди прозвали его Сахарным за то, что воду специально подслащивали, чтобы привлечь лебедей. В последние годы жизни Фатима тяжело болела. Хан не раз возил ее на лечение на Кавказ. Внезапная смерть Джангира (11 августа 1845 г.) ускорила ее кончину, Фатима пережила мужа всего на три месяца, она похоронена в ханском мавзолее, рядом с мужем.

В последние годы общественность начала узнавать и о другой видной татарской женщине, жившей в иную эпоху – просветителе, публицисте, переводчике, общественном деятеле Фатиме Габитовой (1903–1968). Долгое время о ней почти ничего не писали, но ее всегда помнили земляки.

Фатима была родом из города Капал Семиреченской области. Отец Фатимы Зейнулла являлся оренбургским купцом 1-й гильдии, но рано умер, и трех дочерей воспитала мать – Гайнижамал. В 1910-е гг. Фатима обучалась в русской школе для девочек, затем в медресе «Хусаиния» в Оренбурге. С 1918 г. работала учительницей в Капальской татарской школе. В этой же школе преподавал известный казахский просветитель, журналист, драматург, один из лидеров Алаш-Орды (Казахское автономное государственное образование в 1917–1920 гг.) Билял Сулеев (1893–1937). Общие профессиональные интересы, идейные взгляды молодых людей переросли в глубокие чувства, и в 1919 г. они поженились. Вместе с мужем Фатима участвовала в открытии первых советских казахских школ и интернатов в Семиречье. В 1929–1931 гг. она работала учителем казахского языка и литературы в школе города Актюбинск.

После ареста в 1931 г. мужа органами НКВД по обвинению в национализме Фатима становится «женой врага народа»… Из-за сложностей, связанных с преследованиями властей, супруги разводятся. Следует отметить, что их старший сын, двадцатилетний Джанибек Сулеев, геройски погиб в 1943 г. на фронте. Он был награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».

В 1932 г. Фатима выходит замуж за основоположника современной казахской литературы, первого председателя Союза писателей Казахстана, государственного деятеля Ильяса Джансугурова (1894–1938). И со вторым мужем они оказываются идейными соратниками, ведут активную деятельность в сфере просвещения. До 1937 г. Фатима работала редактором в отделах фольклора и детской литературы Казахского государственного издательства в Алма-Ате. В 1934 г. участвовала в работе 1-го съезда Союза писателей СССР в Москве, где встречалась с Горьким.

Фатиме была уготована трагическая судьба. В 1937 г. Жансугуров был также необоснованно репрессирован и через год расстрелян. С арестом второго мужа, как «жена врага народа», Фатима была арестована и условно осуждена на 2 года, в 1938–1940 гг. находилась в Семипалатинске.

Вернувшись в 1940 г. в Алма-Ату, Фатима работала в школе. Одновременно участвовала в реформе казахской орфографии в связи с переводом с латиницы на кириллицу, являлась автором методического пособия. Она также занималась литературным творчеством (стихи, эссе) и переводами. В этот период Фатима сблизилась с опальным казахским писателем Мухтаром Ауэзовым (1897–1961). Он принял отеческое участие в воспитании шестерых детей Фатимы от предыдущих мужей. От союза с Ауэзовым в 1943 году у них родился сын Мурат.

Фатиму Габитову называют музой и соратницей трех выдающихся деятелей казахской культуры. Она смогла спрятать и сохранить в годы репрессий рукописи произведений Джансугурова, тем самым внесла значимый вклад в казахское литературное наследие. В 2010 г. вышла книга, в 2016 г. увидел свет документально-художественный фильм «Фатима» (автор сценария Жанар Джандосова, внучка Фатимы Габитовой, сопредседатель общественного фонда «Ильяс Джансугуров»).

В казахской историографии отмечается, что большой татарский компонент среди казахской творческой интеллигенции в советское время возник под влиянием первых леди республики – Майнур Чокабаевой (жены Жумабая Шаяхметова, Первого секретаря ЦК КП Казахстана в 1946–1954 гг.) и Зухры Ялымовой (жены Динмухамеда Кунаева, Первого секретаря ЦК КП Казахстана в 1960–1986 гг.).

Майнур Галиевна Чокабаева (1907–1964) была татаркой по материнской линии, во всех источниках она указывается именно татаркой. С Шаяхметовым (1902–1966) они поженились в 1925 г., воспитали пятерых детей, в том числе приемного, принятого в семью во время Великой Отечественной войны сына Владимира. Майнур всегда поддерживала мужа в просветительских делах. Например, в 1944 г. по инициативе Шаяхметова, после его личной беседы с И. Сталиным в Алма-Ате открылся Женский педагогический институт, аналогов которому в СССР тогда еще не было. Майнур одна из первых окончила данное учебное заведение. Благодаря ее открытости, гостеприимству алма-атинский дом Шаяхметовых стал местом встречи известных деятелей науки и искусства, эвакуированных из Москвы и Ленинграда, таких как Владимир Комаров (президент АН СССР), Сергей Эйзенштейн, Николай Крючков, Григорий Александров, Любовь Орлова, Борис Бабочкин; а Вера Марецкая стала подругой Майнур. Внук Майнур Ринат вспоминает, что их семья также дружила с выдающимися казахскими певцами, музыкантами братьями-татарами Ришатом и Муслимом Абдуллиными.

Жена Д. Кунаева Зухра Шариповна Ялымова (1918–1990), являлась дочерью татарского купца Шарипа Ялымова, торговавшего в Атбасаре и Акмолинске. Корни Ялымовых происходят из маленькой деревни Сафоново (Сахун) Касимовского уезда Рязанской губернии. Зухра рано осталась без матери, из-за разногласий с мачехой в 13 лет она ушла из родительского дома. После получения специальности бухгалтера работала в Госплане Казахской АССР в Алма-Ате. В 1937 г. там же познакомилась с Кунаевым, в 1939 г. молодые поженились. Супруги Кунаевы вместе прожили долгую, счастливую жизнь, Зухра для мужа стала опорой и поддержкой во всех его начинаниях. Современники называли ее «товарищ и жена». Следует сказать, Кунаев и сам имел татарские корни. Он отмечал, что его бабушка по отцовской линии – Хадиша была татаркой. Данные обстоятельства способствовали культурному сближению татарского и казахского народов, приглашению татарских специалистов в Казахстан, назначению их на руководящие должности в органы государственной власти, вузы и научные учреждения. Все это способствовало усилению татарского фактора в Казахстане, прежде всего, в области культуры и литературы.

Широкий кругозор Зухры, ее мастерство в татарской и казахской кухнях, умение на должном уровне устраивать приемы ценили и первые лица СССР. Известно, что у Кунаевых любил бывать Л. Брежнев, который особенно тепло и с почтением относился к Зухре Шариповне. В их доме также гостили А. Косыгин и М. Горбачев.

Кунаев очень тяжело пережил утрату супруги, известно о том, что он выбил на своей трости дату ее смерти, тем самым признавая, что жизнь для него тоже закончилась. В его книге «От Сталина до Горбачева» (1994) наряду с политическими рассуждениями есть и признания в любви к своей Зухре.

Много можно говорить о татарских матерях, чьи дети от смешанных браков с казахами добились значительных высот в разных сферах жизни. Мы же перечислим лишь некоторых прославившихся казахов, чьи матери являются татарками. Это оперные певцы, педагоги Ермек Серкебаев (мать – Зылиха), Алибек Днишев (мать – Камиля Абдуллина, родная сестра оперных певцов Ришата и Муслима Абдуллиных), Бибигуль Тулегенова (мать – Майнура), художница Гульфайрус Исмаилова (мать – Харниса), артист балета, балетмейстер Булат Аюханов (мать – Рахиля), советский летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза Талгат Бегельдинов (родная мать – Хадия, рано умерла; приемная мать – Маймуна, тоже татарка), борец классического стиля, олимпийский чемпион Шамиль Сериков (мать – Сара), космонавт Талгат Мусабаев (мать – кавалер Ордена Красной Звезды Салиха Миндубаева; имя дали в честь Т.Бегельдинова).

Подводя итоги, можно сказать, что татарские женщины сыграли важную роль в общественно-политической и культурно-просветительской жизни Казахстана; способствовали тесным этнокультурным контактам двух народов. Общетюркские корни, единая мусульманская вера стали предпосылками создания многочисленных межэтнических браков, ставших, скорее, закономерностью, в результате чего татарки проявили себя достойными женами и матерями выдающихся казахов.

г. Казань