Статьи

Судьба Софьи Кулахметовой

За последние годы все больше различных источников (архивных материалов, неопубликованных воспоминаний) расширяют представления о феномене социальной активности татарской женщины начала XX века. К примеру, все больше мы узнаем о Саре Шакуловой – первой татарке, получившей математическое образование, выпускнице Сорбонны, и о её современницах – также первых в своих профессиях – активных, целеустремленных, закладывавших основы формирования национальной интеллигенции нового типа. Среди них – Софья (Суфия) Юнисовна Кулахметова (1890-1972), окончившая в 1914 году Высшие женские медицинские курсы в Петрограде, и ставшая одной из первых татарских женщин, занявшихся медицинской практикой.

Она происходила из среды татарского купечества Пензенской губернии, являлась представительницей известной татарской династии мыловаров и парфюмеров. В 1870-х годах Кулахметовы привезли в Пензу французского парфюмера и построили на Предтеченской улице парфюмерную фабрику по производству «французских» духов, туалетного мыла и помады.

Благодаря качеству и сравнительно дешевой цене своей продукции Кулахметовы вытеснили с рынка всех конкурентов, остававшихся зачастую еще на кустарном уровне производстве. Одни французские лавки на Базарной площади Пензы перешли на кулахметовскую продукцию, другие закрылись. В Пензе процветал магазин косметических и благовонных товаров Кулахметовых!

Купцы Кулахметовы стали поставлять свою продукцию в Москву, в Санкт-Петербург, на Макарьевскую ярмарку и за границу. Однако согласно пензенскому городскому преданию, Генрих Брокар (1836-1900) – знаменитый российский парфюмер французского происхождения, переманил парфюмера Кулахметовых к себе, что существенно повлияло на дальнейшее развитие предприятия. Возникли и иные экономические проблемы, приведшие к переезду семьи в родной город Кузнецк Саратовской губернии (ныне Пензенской области).

Впрочем, слава Кулахметовых, как одних из столпов парфюмерного производства в Поволжье, сохранялась и в дальнейшем. Занимались они и свечным делом, производили спички, владели оранжереей. Принадлежность к буржуазному сословию, несмотря на настигшие династию материальные проблемы, позволяла дать детям передовое образование.

Особенности жизни пензенской купеческой семьи Кулахметовых, пусть и обрывочно, но более-менее известны, благодаря изучению в советское время биографии старшего брата Софьи Кулахметовой – известного татарского писателя Гафура Кулахметова (1881-1918). Уроженец Пензы, один из немногих представителей татарской дореволюционной культуры, проведший детство не в сельской местности, а в городе, он остался в истории символом татарской пролетарской литературы. Выходец из торговой среды, он хорошо знал быт рабочих, рано увлекся революционными идеями. В 1902 году Гафур окончил Казанскую татарскую учительскую школу, в которой близко подружился с первым татарским большевиком Хусаином Ямашевым (1882-1912). Под влиянием Ямашева стал участвовать в нелегальных кружках социал-демократов, читал ленинскую «Искру», изучал произведения Маркса. С 1903 года Гафур переводил на татарский язык революционную литературу, распространял её. Работал в русско-татарской школе в Пороховой слободе в Казани, участвовал в революционных событиях 1905 года. Позднее, Гафур Кулахметов постепенно отходит от активного участия в революционной деятельности и становится профессиональным литератором. Его драма «Молодая жизнь» (1908) стала первым в татарской литературе произведением, где изображалась жизнь революционных рабочих.

Гафур Кулахметов являлся одним из наиболее известных представителей татарской интеллигенции Казани начала XX века. В круг друзей Кулахметова входили Габдулла Тукай, Фатих Амирхан, Галиаскар Камал, историк Газиз Губайдуллин.

Выбор Гафуром Кулахметовым своего сложного пути повлиял и на сестру. Перебравшись также в Казань, Софья экстерном сдала гимназический курс. А получив медицинское образование в Петрограде, она устраивается работать в организованный татарскими купцами в Казани во время Первой мировой войны Мусульманский госпиталь. Здесь она трудилась и осваивала профессию под началом выпускника медицинского факультета Казанского императорского университета Абубекира Батыр-Гиреевича Терегулова (1885-1966) – одного из первых татар-врачей, прототипа главного героя в знаменитом романе Абдурахмана Абсалямова «Ак чәчәкләр». Сама же Софья Кулахметова стала во многом живым воплощением романтических идей татарских писателей (прежде всего, Фатиха Амирхана), призывавших женщин к образованию и получению профессии.

Татарка стала врачом! Здесь стоит вспомнить, что первой татаркой-врачом стала женщина, принадлежавшая более раннему поколению, уроженка Касимова Разия Кутлуярова (1866-1923). Она проложила дорогу татаркам в медицину. «Одиннадцать мусульманок, следуя почину госпожи Разые ханым Кутлуяровой-Сулеймановой, изучают в Санкт-Петербурге медицину, опередив в этом отношении своих турецких, египетских и индийских единоверок», — отмечал Исмаил Гаспринский в 1903 году.

Закономерным для Софьи, жившей и работавшей среди татарской интеллигенции, стал брак с литератором и журналистом Фахрисламом Агеевым (1887-1938), творчество и редакторская деятельность которого заложило основы татарской детской литературы. Вместе с мужем она переезжает в Москву, где начинает работать уже в советских медицинских учреждениях. В 1926 году она выпустила книгу по женской гигиене на татарском языке. В том же 1926 году, в адресной и справочной книге «Вся Москва» в доме № 25 по Большой Татарской улице среди жильцов отмечаются первый профессиональный татарский детский писатель Фахрислам Агеев, работавший в издательстве «Нәшрият» и его жена, врач Софья Юнисовна Агеева. Писатель Агеев был уроженцем родной для Кулахметовых Пензенской губернии, выходцем из старинного села Татарское Тенишево (Тенеш; ныне Атюрьевского района Мордовии). В этих краях Софья Юнисовна работала врачом. Известно, что с 1916 года её брат Гафур Кулахметов, страдавший туберкулезом, уехав из Казани жил рядом с сестрой-врачом. Он умер весной 1918 года в больнице города Краснослободск, и был похоронен на мусульманском кладбище села Татарские Юнки (ныне Торбеевского района Мордовии). Было Гафуру Кулахметову всего 36 лет.

Потери продолжались. В 1935 году умер сын Узбек Агеев, которому было 20 лет. Урну с его прахом недавно довелось обнаружить в колумбарии Донского кладбища в Москве.

Новая большая беда придет к Софье много позже, в иную эпоху. В 1938 году был арестован и вскоре расстрелян ее муж Фахрислам Агеев. Как отмечает доктор исторических наук Лилия Габдрафикова, дальнейшая судьба самой Софьи Юнисовны пока остается непрояснённой, нам только известен год ее смерти – 1972. Есть лишь документ, указывающий, что после ареста мужа она также была репрессирована, проживая к тому времени не в Москве, а вновь в родных краях Фахрислама Агеева, в поселке Торбеево в Мордовии. На момент собственного ареста она являлась врачом Торбеевской больницы; затем была осуждена на 10 лет лагерей и реабилитирована в 1956 году. Эти сведения нуждаются в дополнительном уточнении, поскольку не совпадают отчество («Юсуповна» вместо «Юнисовна») и год рождения (1889 вместо 1890), но вероятней всего речь идет именно о нашей героине. В любом случае, она застала новый виток увековечения памяти брата, когда в 1950 году в Казани, в Пороховой слободе, Караваевскую улицу назвали улицей Кулахметова/ Коләхмәтов урамы. На улице Габдуллы Тукая власти установили заметную пешеходам мемориальную доску, указывающую, что «в этом доме в 1914-1917 гг. жил татарский пролетарский писатель Гафур Кулахметов».

Изучение биографии Софьи Кулахметовой должно продолжиться. И относительно последних десятилетий ее жизни, установления места захоронения, и наоборот – совсем иных времен, юности, наполненной радостным и успешным овладением профессией. Тем более, что в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), в фонде Петроградского женского медицинского института за 1897-1918 гг. среди личных дел «допущенных к экзаменам на звание врача и аптекарского помощника» хранятся документы Софьи Кулахметовой. Особой работы требуют и вопросы изучения истории и архитектурного облика известного в Пензе дома Кулахметовых, расположенного на улице Бакунина, рядом с Соборной мечетью.

Ныне, когда множество представительниц татарского народа выбирают сложную и благородную профессию врача, важно помнить имена первых татарок-врачей, проложивших дорогу для своего народа к овладению медициной.

г.Пенза