Статьи

Творческое призвание Наджипа Наккаша

Гузель Валеева-Сулейманова, доктор искусствоведения, заслуженный деятель науки РТ

Творческое призваниеНаджипа Наккаша

Имя и произведения Наджипа Наккаша хорошо известны в Республике Татарстан и далеко за ее пределами, составляют гордость татарского народа. Они вызывают интерес и живой отклик у всех интересующихся мусульманской культурой и искусством татар. Именно Наджипу Наккашу принадлежит первенство в возрождении и развитии утерянных традиций, некогда процветавшего искусства каллиграфии, которые он творчески претворяет в живописных и графических композициях шамаилей, ляухе, шеджере, тугр, в монументально-декоративном оформлении мечетей, объектов малой архитектуры...

Искусство татар прошло сложный и длительный путь развития. На протяжении тысячелетий оно переживало периоды расцветов, спадов и возрождения, в ХХ веке некоторые его сферы оказались под официальным запретом. К одним из таких видов, находившихся более чем полстолетия в условиях идеологического табу, относятся искусство каллиграфии и шамаиль. Наджип Наккаш был одним из первых, кто встал на трудный и ответственный путь возрождения, оказавшихся почти в полном забвении, духовных и художественных ценностей татар. Через изучение письменного наследия и освоение формы его выражения в искусстве каллиграфии, он смог постичь истину и глубинный смысл передаваемого из поколения в поколение наследия.

К многовековым традициям каллиграфии в последней четверти ХХ века обращался Баки Урманче, создавший серию картин в виде графических шамаилей и, тем самым, возвративший этот вид искусства в национальное культурное пространство. Начатое им дело продолжил, бравший у него в 1970-е годы уроки каллиграфии, студент Казанского университета Наджип Исмагилов. Впоследствии, став видным филологом, специалистом по средневековой татарской литературе, он посвятил себя освоению художественно-эстетической традиции рукописной составляющей татарской книги. Профессиональный интерес перерос в предначертанное судьбой дело всей жизни. Наджип с приросшим к его имени творческим псевдонимом Наккаш, стал ведущим мастером татарской арабографической каллиграфии.

Благодаря его деятельности прерванная нить традиции получила благотворное развитие, были возрождены такие жанры как графический (так называемый в народе «аятелькорси») и классический татарский шамаиль, исполняемый на стекле росписью масляными красками, подцвеченный золотой и серебряной фольгой. В новом художественном качестве им были рождены авторские по форме жанры искусства – родословная - шеджере и именная тугра. Они были возобновлены в татарской культуре в форме настенных панно, в предложенной Наккашем содержательной и композиционной структуре, снискали особую популярность как произведения, отражающие родовую, семейную и персональную истории. К этому надо добавить и в совершенстве освоенные Наккашем почерки арабского письма и творческую стилизацию их формы, нередко обогащающую существующие каноны. Это позволило создать образцы современной рукописной каллиграфии, книжных заставок и в целом ансамблевого оформления книги.

Первые произведения появились в конце 1980-х годов, начало было положено в воссоздании старинных и в создании авторских шамаилей. Надо отметить, что Наккаш создал свой смысловой и композиционный тип шамаиля, в котором превалирует ценностное суждение, опирающееся на традиции мусульманской культуры. В годы возрождения татарского общественного сознания шамаили Нажипа Наккаша были идейно-образными символами перемен, отражали духовный потенциал времени, новое восприятие мира сквозь призму глубинных истоков народных традиций. Первые произведения исполнялись пером, тушью, акварелью и гуашью на бумаге, массово тиражировались и, несмотря на то, что материал, на котором они исполнялись, имел недолговечный характер, тем не менее, они были востребованы как непреходящие по значению памятники перестроечной эпохи. Шамаили Наккаша публиковались на страницах книг, журналов «Мирас», «Казан утлары», «Идел», «Аргамак», «Сююмбике», газет «Мэдэни Жомга» и др. Их собирали, копировали, распространяли среди друзей, вправляли в рамы или в виде журнальной обложки вешали на стены в интерьерах домов, демонстрировали как плакаты, как символ возрождения и будущего татарской нации. Одно из таких произведений – шамаиль «Водружение полумесяца на башню Сююмбеки», опубликованное в журнале «Мирас» в 1990 году, стало одним из наиболее значимых символов.

Содержательная основа, созданных Наккашем шамаилей, опирается на его глубокие научные познания профессионального литературоведа – исследователя татарской средневековой прозы и составителя рукописных произведений. В них представлены выдержки из Корана, хадисов, философско-назидательные изречения, цитаты из литературных произведений, пословицы, поговорки и другие тексты духовно-нравственного содержания. Особенно значимой, представляющей вклад в сокровищницу искусства и культуры Татарстана, является серия шамаилей Наккаша, посвященных Габдулле Тукаю. Начало этой серии положила графическая композиция «Туган тел» - одна из самых ранних работ, опубликованная в 1988 году. В авторское разнообразие цветовых и композиционных решений произведений из этой серии вплетены глубокие по смыслу и содержанию строки тукаевской поэзии и прозы. В некоторых из них стихи поэта занимают центральное место, наряду с сурами Корана или хадисами Пророка. Оформленные симметричными композициями с контрастной и локальной цветовой гаммой, мотивами татарского орнамента, предметными изображениями (архитектурные сооружения, пейзажи), шамаили данного цикла отличаются величественностью образов и проникновенностью лирического строя. Из творческого наследия Наккаша именно они были удостоены Государственной премии им. Г.Тукая.

В последние годы Наккаш работает над созданием серии шамаилей «Выдающиеся личности татарской нации». Каждое из произведений, посвященных таким деятелям, как Ш. Марджани, Р. Фахреддин, Г. Исхакый, Г. Ибрагимов, М. Гафури, Ш. Бабич и другим, призвано по замыслу автора донести до зрителя главную суть и жизненные цели, определяемые биографией и высказываниями того или иного деятеля. К каждому произведению автор прилагает собственный аналитический текстовой комментарий. Все композиции отличаются монументальностью композиционного строя, разными смысловыми подходами к раскрытию темы, философско-эстетическими находками. Эмоциональная выразительность произведений достигается подбором соответствующих цветовых и масштабных соотношений, ассоциативно отражающих образ личности в зависимости от драматизма судьбы и ее миссии на Земле. Наккаш подбирает знаковость образов, раскрывает ее через формы орнамента, каллиграфию надписей, контрастные или гармоничные сочетания цветов.

Сегодня мастер вступил на более высокую творческую ступень. Он в поиске глубинных средств и путей выражения исторической и философской реальности через судьбы отдельных личностей и, расширяя смысловые границы шамаиля, фактически создает новый жанр - своего рода «мусульманский портрет», без копируемого портретного отображения личности, образ которой воплощается в формах мусульманской эстетики.

Произведения Наджипа Наккаша призваны раскрыть и реализовать современные возможности искусства каллиграфии, в своем творчестве он полон стремления выйти за границы освоенного и познанного. В этом и есть заслуга мастера открывающего нам путь в особое осмысление искусства, являющегося частью духовного мира.